МБОУ «Татарская гимназия №11» Советского района г. Казани, учитель математики
«ИСТИННЫЙ ПЕДАГОГ ПОСТАРАЕТСЯ СДЕЛАТЬ УЧЕНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ, НО НИКОГДА НЕ ЛИШИТ ЕГО ХАРАКТЕРА СЕРЬЕЗНОГО ТРУДА, ТРЕБУЮЩЕГО УСИЛИЯ ВОЛИ.» (К.Д.УШИНСКИЙ) «Творческим считается любое действие,которое эффективно и вызывает удивление.» (Дж.Брунер)
« Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным»
( Б.Паскаль)
Использование игровых технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности
Актуальность применения игровых технологий на уроках математики
игровые формы обучения на уроках создают возможности:
- эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими их элементами соревнования;
- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением;
- включение в урок игр делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
- разнообразные игровые действия,при помощи которых решается та или иная умственная задача , поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.
- Актуальность темы «Организация внеурочной деятельности по математике в соответствии с требованиями ФГОС» связана с внедрением Федерального государственного стандарта общего образования
- Образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно- урочной, и направленная на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
Постановка проблемы
Главная задача учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого предмета, как математика.
Цели
- Основная цель моей работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность в условиях ФГОС.
- Посредством использования игровых технологий повысить качество обучения, уровень качества подготовки к ОГЭ, ЕГЭ
Задачи
- Поддержание мотивации школьников к изучению предмета математики
- Углубление и получение новых знаний, расширение кругозора
- Формирование у учащихся умений самостоятельно и творчески работать
- Выявление наиболее способных к математике учащихся и оказание им помощи
- Овладение учащимися ключевыми компетенциями
- Поддержка у учащихся интереса к изучаемому материалу
- Поддержка активности на протяжении всего занятия
«Обучение-это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков»
(Д.Пойа)
Математический герой
Особый случай
задумай
Логический каркас
Зашифрованный пример
Некоторые приемы заниматель-ности
восстановление
соответствие
Провокация ошибки
Задание с продолжением
Найди ошибку
Схема реализации игровой технологии на уроке
Восстановление
В столбик записаны три трехзначных числа, средние цифры в них заменены звездочками. Требуется вместо звездочек записать такие цифры, чтобы число, ими образуемое было кратно трем(девяти).
Задумай
Пример 1.На доске записаны числа :
8; -5; 3; -2.Надо задумать любое число из этих четырех и , задав один вопрос, отгадать, какого оно знака.
(Можно предложить ученикам самим придумать такой вопрос.)
Вопрос учителя: какого знака будет произведение оставшихся трех чисел?
Старинная задача.
Лев может съесть овцу за 2 часа, волк-за 3 часа, а собака –за 6 часов. За сколько часов они съедят ту овцу вместе?
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решие задач их воспитания и социализации
Основные направления внеурочной деятельности:
Виды внеурочной деятельности:
- 1) игровая деятельность;
- 2) познавательная деятельность;
- 3) проблемно-ценностное общение;
- 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- 5) художественное творчество;
- 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- 7) трудовая (производственная) деятельность;
- 8) спортивно-оздоровительная деятельность;
- 9) туристско-краеведческая деятельность.
- Спортивно-оздоровительное
- Военно-патриотическое
- Научно-познавательное
- Художественно-эстетическое
- Общественно-полезная и проектная деятельность
10
Предлагаемые формы внеурочной деятельности:
Экскурсии, кружки, секции, «круглые столы », конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на
добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Диагностика
Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Методы проведения:
- индивидуальная беседа;
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование.
Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Методы проведения итоговой диагностики:
- творческие задания;
- проектные работы;
- олимпиада;
- выставка работ.
Диагностика
Карточка индивидуального развития ребенка
Фамилия, имя__________________________________
Возраст_______________________________________
Название детского объединения__________________
Педагог________________________________________
Дата начала наблюдения_________________________
Качества
Оценка качеств (в баллах) по времени
Исходное состояние
Познавательная нацеленность
отсутствие мотива
Через полгода
Мотивация к занятиям
Творческая активность
Через год
отсутствие интереса к предмету
нежелание идти на контакт
Коммуникативные умения
Коммуникабельность
неумение высказывать свою мысль
Достижения
неумение работать в группе
Отсутствие результата
Показатели качества образования
Охват внеурочной деятельностью учащихся
таким образом используя на уроках математики игр.тех-ии повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету, что ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы.
Результаты
Спасибо за внимание
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву-это одна из труднейших и важнейших задач дидактики»
(К.Д.Ушинский)