СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование ИКТ как средство повышения мотивации школьников при изучении математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, когда компьютер в каждом доме стал такой же привычной вещью, как телевизор и музыкальный центр, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»  Современный учитель должен шагать в ногу со временем. Остановившегося обгонит время!

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал-усвоил). Необходимо сделать ученика активным соучастником  учебного процесса. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он  должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ как средство повышения мотивации школьников при изучении математики»

«Использование ИКТ как средство повышения мотивации школьников при изучении математики»

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, когда компьютер в каждом доме стал такой же привычной вещью, как телевизор и музыкальный центр, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»  Современный учитель должен шагать в ногу со временем. Остановившегося обгонит время!

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал-усвоил). Необходимо сделать ученика активным соучастником учебного процесса. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

Ученик – это деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?

Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию. Вспомним, что же такое «мотив» и «мотивация». Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся. Сегодня у большинства детей мотивация к учению практически отсутствует, что является для нас – учителей – серьезной проблемой.

Для повышения мотивации учеников необходимо:


  • - обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслужено оценивать результат деятельности;


  • - использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;


  • - организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;


  • - самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;


  • - видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Компьютер является одним из средств мотивации к процессу обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. Развитие мотивации учения обуславливается методикой использования компьютера на уроках. Разнообразие форм уроков с применением компьютера, разнообразие жанров компьютерных сценариев при условии значительной интерактивности программного продукта – все это позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учения

На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно, что позволяет подготовить выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями проведения существенных изменений в системе образования. Новые федеральные стандарты, ГИА, ЕГЭ, информатизация общества должны коренным образом повернуть качество образования на более высокий уровень, приблизить его к европейским стандартам, дать новый импульс для развития компетентностной модели образования. Следовательно, компьютер на уроках математики, должен способствовать развитию учебных и социальных компетенций учащегося, его творческих и познавательных интересов.

Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером сможет разрешить многие проблемы и противоречия обучения, связанные с потребностью воспринимать, перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.

Для создания условий, способствующих организации деятельностного подхода на уроках математики , применяю ИКТ, что способствует активизации познавательной самостоятельности и активности учащихся. Ставлю следующие задачи:

  • Научить учащихся поиску, отбору и анализу необходимой учебной информации;

  • Регистрировать проблемные моменты в изучаемых темах по предметам, требующие построения модели средствами ИКТ;

  • Организовать поиск решения различными способами;

  • Применять наглядность и «живые» картинки для восприятия и познания закономерностей изучаемых явлений;

  • Организовать внеурочную деятельность, проектную и учебно-исследовательскую работу учащегося средствами ИКТ;

  • Использовать полученные знания на практике, в реальной жизни

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.

Таким образом, очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроке:
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.
Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

В кабинете математики имеется Интернет, с помощью провожу тренировочные тестирования при подготовке к ЕГЭ. Интернет-тесты дают хорошую возможность для самопроверки, решая их в классе ученики получают помощь и консультацию учителя.
Применяя информационные технологии, мне удалось:
Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах как правило 14-25 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.
·   Создать условия для развития самостоятельности учащихся при подготовке проектов, во время дополнительных занятий подготовки к ЕГЭ. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет, добиться каких-то результатов.
·   Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
·   Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.
Я считаю, что информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.

Однако компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его! Опытный и творческий учитель может найти здесь широкие возможности для реализации собственных интересных методических задумок, ведь процесс использования компьютерной деятельности в школе с каждым годом развивается. Однако живое общение незаменимо. Кроме того, с точки зрения валеологии, проводить много времени за компьютером небезопасно. Разумное использование ноутбука на уроках математике продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение. А значит, позволяет повышать мотивацию обучения учащихся.


Просмотр содержимого презентации
«Использование ИКТ в обучении»

Использование ИКТ в обучении математике как одно из средств  мотивации к изучению предмета «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой» М. Горький. «В карете прошлого никуда не уедешь…» М. Горький .

Использование ИКТ в обучении математике как одно из средств

мотивации к изучению предмета

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой»

М. Горький.

«В карете прошлого никуда не уедешь…»

М. Горький .

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.  Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Для повышения мотивации учеников необходимо:

Для повышения мотивации учеников необходимо:

  •   обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслужено оценивать результат деятельности;
  •   использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
  •   организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
  •   самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;
  •   видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.
Задачи, решаемые с применением ИКТ :

Задачи, решаемые с применением ИКТ :

  • Научить учащихся поиску, отбору и анализу необходимой учебной информации;
  • Регистрировать проблемные моменты в изучаемых темах по предметам, требующие построения модели средствами ИКТ;
  • Организовать поиск решения различными способами;
  • Применять наглядность и «живые» картинки для восприятия и познания закономерностей изучаемых явлений;
  • Организовать внеурочную деятельность, проектную и учебно-исследовательскую работу учащегося средствами ИКТ;
  • Использовать полученные знания на практике, в реальной жизни

Преимущества использования интерактивной доски на уроке: 1. Экономия времени . Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока. 2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя. 4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя. 5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.

Применяя информационные технологии, мне удалось:  Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения.    Создать условия для развития самостоятельности учащихся при подготовке проектов, во время дополнительных занятий подготовки к ЕГЭ. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет, добиться каких-то результатов.     Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)    Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.

Применяя информационные технологии, мне удалось: Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения.   Создать условия для развития самостоятельности учащихся при подготовке проектов, во время дополнительных занятий подготовки к ЕГЭ. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет, добиться каких-то результатов.    Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)   Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.