СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном семинаре "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" с обобщением собственного опыта по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»(из опыта работы)

Информационно-коммуникативные технологии в образовании стали настолько привычным делом, что кажется, что так было всегда. Любой уважающий себя учитель не мыслит проведение современного урока без компьютера, интерактивной доски, мультимедийных проекторов и т.п. Интернет- технологии становятся чем-то тем, что само собой разумеется, без чего уже совершенно нельзя обходиться. Интернет- ресурсы пот предмету «Русский язык» довольно велики. Например, их обзор можно найти на сайте http:// pimno. vspu. ru/ Prodject/e_ lib/obsor/obsor_russ. htm. Я же для себя нашла несколько проверенных адресов. Например, при изучении темы «Фонетика» в 5 классе чтобы дети меньше ошибались в транскрипции слова, мы отправляемся в виртуальную школу «Магия языка»(http://wordsland.ru/magiclanguage/tajnopis.php), где в интересной увлекательной форме можно познакомиться с основными правилами этой тайнописи. Сайт очень интересный, познавательный, яркий, организован по образцу знаменитого Хогвартса. Материалы этого сайта дети используют и при подготовке домашнего задания или каких-либо сообщений. Например, рассказывая о происхождении своего имени или других имён я советую им посетить виртуальные лекции «Магия имени» и «Магия фамилии». Не менее интересен и портал «Грамота.Ру»( http://www.gramota. ru/book/ village/) Рубрики этого словаря: СЛОВАРИ БИБЛИОТЕКА СПРАВКА КЛАСС ИГРА

На уроке русского языка в 6 классе я показывала уникальный электронный документ – «Школьный диалектологический атлас «Язык русской деревни». Читая его, можно узнать о различиях в произношениях слов, названиях одних и тех же предметов и понятий в разных областях России. Электронная версия этого атласа «спрятана» в рубрике «Класс». Стараюсь отводить время на уроке и работе с электронными словарями, которые находятся на этом же портале. Для этого в окошко «Проверка слова» вводится нужное слово, задаётся команда «Проверить» и ученик получает информацию о его правописании и значении. Проверяет себя даже не по одному словарю, а по нескольким, так как «Грамота» предоставляет информацию о девяти словарях одновременно. Умение работать с этим порталом помогает ребёнку качественнее готовиться и домашнее задание. Если нужно подобрать синонимы к какому-либо слову, можно воспользоваться электронными словарями синонимов………существует и электронная версия «Словаря языка Пушкина», который поможет определить, в каком значении употребляется то или иное слово в произведениях Пушкина, как изменяются значения самых обычных слов с течением времени….

Если говорить о тренингах в правописании, то опять же в своей работе использую информацию с порталов «Грамота. Ру» и «Культура письменной речи»( http://www.gramota. ru/RUS/?id=13.17). Однако обращаюсь к ним не ранее 7-8 класса, поскольку работа с этими ресурсами требует определённых знаний и навыков. Чтобы справиться в 7 классе с написанием причастий, образованных от глаголов типа месить – мешать, весить – вешать, на уроке я использую рубрику «Ликбез» портала «Культура письменной речи», а в рубрике «Учебник Грамоты» портала «Грамота.Ру» мы работаем с примерами «ошибкоопасных» производных предлогов.

Использую на уроках и электронные тренажёры по орфографии и пунктуации. Они у меня систематизированы по классам, заведена картотека(пока только в бумажном варианте). Тренажёры на СD-дисках, они у меня существуют со времени выписывания газеты «Русский язык – Приложение 1 сентября». Используя тренажёр, дети имеют возможность сразу же увидеть результат своей работы(нажимают на значок «проверить» ), нажать на квадратик с вопосом и получить подсказку. Особенно неоценима помощь этих дисков при подготовке к экзаменам. Я даю их детям и домой готовиться. В результате за последние 4-5 лет дети показывали неплохие результаты на итоговой аттестации: все дети сдали экзамен только на «4» и «5». Сейчас газета «Русский язык – Приложение 1 сентября» оказывает помощь учителю более действенную: все дополнительтные материалы можно найти в Личном кабинете на сайте www.1september.ru.

О книгах и писателях можно узнать на сайте Российской государственной детской библиотеки «BiblioГид»( http://bibliogid.ru/artiklec /116) и использовать рубрики «Авторы», «Парад героев». Здесь есть разделы «Авантюристы», «Благородные разбойники», «Богатыри», «Ведьмы» и т.д. всё о пиратах можно узнать на сайте с «говорящим» названием : http://iskateliklada.com/knigi-o-piratakh.shtml

Помогают интернет-ресурсы и в организации проектной деятельности. В 5 классе дети подготовили устный журнал «Парад букв русского алфавита». Помощниками в подготовке проекта были не только книги Л.Успенского «Слово о словах», «По закону буквы», но и ЭОР.

Как и многие учителя, в своей работе я использую компьютерные презентации.

На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по отдельным темам для уроков русского языка и литературы. Кроме того, накопилось некоторое количество созданных учениками презентаций, которые можно использовать в ходе подготовки и проведения уроков. Планирую создать банк презентаций для дальнейшего их использования.

Но считаю, что перегружать уроки презентациями не стоит. Перед началом такой работы всегда задаюсь вопросами:

Могу ли я обойтись без этой презентации? Возможно, работа с мелом и доской будет более эффективной.

Какова учебная цель будущей презентации(сообщение нового мат-ла, его обобщение, разбор тренировочных заданий и т.д.)

Чем будет дополнен материал презентации(комментариями учителя, опять же работой с мелом у доски и т.д.)

Какова будет деятельность уч-ся(списывание материала в тетрадь, устное или письменное выполнение заданий и т.д.)

Чем я смогу заменить работу с презентацией, если выйдет из строя оборудование и т.д., не говоря уже о санитарно-гигиенических требованиях, о дизайне, о количестве слайдов, схем и таблиц и т.п ограничений.

Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется и типом урока.

В своей практике в 9 классе использую:

Уроки-лекции с обратной связью. Перед началом лекции на экран выводятся вопросы для учащихся. Так я выявляю знание( или не знание) вопроса. После обсуждения становится понятно, какие вопросы и у кого вызывают затруднение. И только потом на экран вывожу тему и план лекции. В конце занятия детям предлагается короткая проверочная работа. Если это лекция по русскому языку, то в проверочную работу включаю и 1-2 задания, составленных базе части «Б» экзаменационного задания. Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока.

В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.

Урок анализа текста

На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы.

В отличие от уроков-лекций презентация не просто сопровождает слово учителя, а является в некотором роде интерпретацией текста учебника. Визуальные образы презентации по сути рассчитаны на развитие сотворчества читателя. Сопоставляя видео- или аудио- иллюстрации, ученик уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста). («Песнь о Вещем Олеге – литература, 7 класс»)

Оформление презентации к уроку анализа текста должно быть более тщательным. Фон может быть выдержан в цветовой гамме текста, показывая наглядно функциональность цветописи. Музыкальное сопровождение также должно работать на глубину постижения текста. Композиция презентации может отражать своеобразие композиции текста.

Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы. (Обучение способам сжатия текста при подготовке к ГИА в 9 классе)

Обобщающие уроки

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.

В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы. Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

- умение работать в группе;

- умение находить информацию в различных источниках;

- коммуникативная компетентность;

- осознание полезности получаемых знаний и умений.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.



Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики при изучении темы «Повести Белкина» .

А.С.Пушкина в полном объеме просмотрели дома фильм «Станционный смотритель» реж. С.Соловьёв и «Жестокий романс» режиссёра Э. Рязанова. Результатом просмотра стали замечательные творческие работы учащихся, выполненные в жанре эссе(«О чём плакала Дуня Самсонова»). Не менее впечатлительными были детские работы после внеклассного мероприятия по произведению В. Распутина «Прощание с Матёрой». Дети старших классов посмотрели документальный фильм-прощание «Река жизни. Валентин Распутин», снятый к 75-летию писателя.
В течение нескольких лет я создаю домашнюю видеотеку, её материалы часто используя на уроках литературы. Посмотрев какой-либо эпизод фильма на уроке, дети с большим энтузиазмом идут в библиотеку за нужной по программе книгой.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно,

  • выделять главное в информационном сообщении.



Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках.

Результаты использования ИКТ:

Обучающиеся 9 класса во время итоговой аттестации систематически показывают 100 % успеваемость и высокий процент ( 80 % - 90% ) качества знаний .
В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. 
























































МБОУ «Покровская основная образовательная школа»









Тема семинара «Использование информационных компьютерных технологий

в структуре современного урока»



Тема выступления «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы» (из опыта работы)









Подготовила Удальцова Л.Б.,

Учитель русского языка и литературы







2016 год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!