Содержание
Введение
Раздел 1. Интерактивные технологии: сущность и особенности.
Раздел 2 . Характеристика технологий интерактивного обучения.
2.1. Интерактивные технологии кооперативного обучения.
2.2. Технологии коллективно-группового обучения.
2.3. Технологии ситуативного моделирования.
2.4. Технологии изучения дискуссионных вопросов.
Раздел 3. Структура и методика проведения интерактивного урока.
Заключение
Библиография
Введение
Традиционная система обучения ожидает от учителя передачи большого количества информации, она ориентирована на уровни «запоминания» - «узнавания» - «понимания». Это подталкивает учителей к использованию в основном монологических (пассивных по своей сути) методов обучения. В прошлом это было оправдано. Учитель имел возможность передать весь объём известной ему в то время информации по любому предмету своему ученику. В современном мире ситуация кардинально меняется.
Современный этап развития человечества требует качественно новой организации образовательной отрасли, которая, прежде всего, обеспечивала бы создание условий для становления личности, способной достойно существовать в реалиях мира ХХІ столетия, гражданина и патриота своей страны и одновременно человека с широким планетарным мышлением. Невозможно одному человеку знать всё, даже в узкой области знания. К тому же, как известно, многочисленные факты запоминают компьютеры, хранящие огромное количество информации.
Процесс обучения не автоматическое вложение учебного материала в голову ученика. Он требует напряженной умственной работы ребёнка и его активного участия в этом процессе. Объяснение и демонстрация, сами по себе, никогда не дадут настоящих, устойчивых знаний. Ученики должны уметь думать, понимать сущность вещей. Осмысливать идеи и концепции и уже на основе этого учить искать необходимую информацию, применять её в конкретных условиях, формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Именно этому способствует инновационные (в том числе интерактивные) технологии организации учебной деятельности школьников.
Целью представленной работы является раскрытие сути, особенностей интерактивного обучения, его значения и возможностей (условий) применения на уроках школьных исторических дисциплин.
На достижение определенной цели направлены следующие задачи:
раскрыть сущность и особенности интерактивных технологий;
дать развернутую характеристику различных видов интерактивных технологий обучения;
описать специфические черты урока (в том числе урока истории) в условиях интерактивного обучения.
При раскрытии данной темы была использована следующая литература.
Прежде всего – это “Національна доктрина розвитку освіти”, содержание которой помогает нам определить стратегию и тактику современного образования на Украине [12].
Особый интерес вызывают работы Е. И. Пометун, изданные в последние годы, - “Інтерактивні технології навчання: теорія, практика, досвіт”[16] и “Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання” [14]. Они знакомят с новейшими подходами к организации обучения - интерактивными технологами, что помогает учителю усовершенствовать процесс обучения – сделать его интересным, разнообразным, эффективным, демократичным.
Следует также отметить ещё ряд работ, которые расширят нам кругозор, знакомят нас с новейшими технологиями обучения. Это следующие работы К.А. Баханова: «Панорама методических идей» [2], “Що ж таке технологія навчання?», «Іноваційні системи, технології та моделі навчання історії в школі» [1]. Ценными рекомендациями, практическими советами наполнены такие пособия для учителей, как Букатова В.И., Ершова А.П. «Я иду на урок» [3], Галлагер К. «Викладання історії в контексті сприяння демократичним цінностям і терпимості» [5], Котов В.И. „Какую историю преподавать в школе?”[7], канадского ученого-методиста Кирилів В. „Методика викладання історії” [9] и другие.
Все выше названные работы могут пригодиться каждому педагогу – учителю и руководителю школы, опытному или молодому специалисту, учителю общественно-гуманитарных или естественнонаучных дисциплин.
Раздел 1. Интерактивные технологии:
сущность и особенности
Стратегическим направлением модернизации модели украинской школы, как отмечено в Национальной доктрине развития образования, есть создание условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины, воспитание поколения людей, способных обучаться всю жизнь, оберегать и приумножать ценности демократического общества. Актуальным в связи с этим становится внедрение в процесс обучения инновационных технологий. Многие методические инновации связаны с применением интерактивных моделей и методов обучения.
Слово “интеракция” пришло к нам из английского языка от слова
“interact”. “Inter” - взаимный,“act” - действовать. Интерактивный означает способность к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение – это специальная форма познавательной деятельности, которая имеет конкретную цель – создать комфортные условия обучения, в которых каждый ученик почувствует свою успешность, интеллектуальные возможности [15, 7]. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Перед тем, как перейти к рассмотрению интерактивных технологий обучения, следует сравнить их с традиционными подходами к обучению. Давайте охарактеризуем три основные модели обучения, которые существуют в современной школе:
Пассивная модель обучения - ученик выступает в роли “объекта” обучения, должен усвоить и воспроизвести переданный ему материал. К этой модели относятся методы, во время которых учащиеся только слушают и смотрят (лекция – монолог, чтение, объяснение, демонстрация и другие). Учащиеся, как правило, не общаются между собой и не выполняют творческих заданий.
Активная модель обучения – это тип обучения, который предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся. Ученик выступает субъектом обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания (часто домашние ) и другие.
Интерактивная модель обучения – это развитие учебного процесса в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Это взаимообучение, где учитель и ученик являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Оно эффективно способствует формированию умений и навыков, созданию атмосферы сотрудничества, даёт возможность педагогу стать настоящим лидером детского коллектива. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли – над другой. Во время такого обучения ребята учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать продуманные решения.
Сравнительная характеристика типов (стилей) обучения
/дается в языке оригинала/ [15,7-8]
Лінії порівняння | Традиційне навчання | Інтерактивне навчання |
Обсяг інформації | „Проходження” великого обсягу навчальної інформації за короткий час | Опрацювання невеличкого обсягу навчальної інформа-ції потребує значного часу |
Глибина засвоєння | Зорієнтована на засвоєння, розуміння запам’ятовування та репродукцію | Учні „проходять” усі рівні пізнання: засвоєння, запам’ятовування, розуміння, аналіз, оцінку, репродукцію, застосування) |
Контроль за процесом навчання | Учитель практично повністю контролює обсяг і глибину засвоєння навчальної інформації, час та хід навчання. Результати роботи учнів передбачені | Учитель має менший контроль за обсягом, глибиною, часом та ходом навчання. Результати роботи менш передбачені |
Роль педагога | Учитель виступає як основне „джерело” навчальної інформації | Учитель виступає як лідер, організатор процесу „занурення” у навчання |
Роль учнів | Учні практично не беруть участі щодо процесу навчання | Учні приймають важливі рішення стосовно процесу навчання |
Джерело мотивації | Зовнішнє: оцінки, батьки, учитель, суспільство | Внутрішнє: інтерес самого учня |
Исследования свидетельствуют, что преимущества организации именно интерактивнго обучения очевидны при обучении всем без исключения базовым дисициплинам: оно деалет возможным резкое увеличение объёма и глубины учебной информации, а также влияет не только на сознание, но и на чувства учеников, их волю.
Рассмотренная нами третья модель обучения не является полностью новой для украинской школы. Частично эти подходы уже использовались и были распространены в украинской школе в 20-е г.г. ХХ века – годы масштабного реформирования школьного образования.
Для решения вопроса о целесообразности и необходимости шире использовать интерактивное обучение в школьной практике нужно рассмотреть результаты учебной деятельности. Этим занимаются многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Их результаты могут немного различаться, но в среднем следующую закономерность может проследить каждый педагог. Наименьших результатов можно достичь при условиях пассивного обучения (лекция, чтение), а наибольших - при интерактивном (дискуссионные группы, практика через действие, обучение других или немедленное применение знаний).
Из всего вышесказанного ясно, что в современных условиях достичь достаточно высоких результатов помогают такие формы работы, которые максимально активизируют самостоятельную деятельность учащихся с учетом, прежде всего, индивидуальных возможностей. Поэтому именно в настоящее время становиться актуальным вопрос внедрения в процесс обучения школьных социально – гуманитарных дисциплин интерактивных моделей и методов обучения.
Раздел ІІ. ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТОВНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Парная и групповая работа организуется как на уроках усвоения, так и на уроках применения знаний, умений и навыков. Это может произойти сразу после раскрытия преподавателем нового материала, в начале нового урока вместо опроса, на уроке применения знаний, умений и навыков, может быть частью повторительно–обобщающего урока.
Следует рассказать о самых распространенных технологиях.
РАБОТА В ПАРАХ особенно эффективна на начальных этапах обучения учащихся в группах. Она обеспечивает высокий уровень обмена информацией и низкий уровень несогласия. Цель работы – научить слушать и слышать другого человека, вести диалог, учитывая особенности собеседника, его мнение и настроение, откровенно высказывать свои соображения, принимать во внимание доводы собеседника, вести дискуссию. Применять метод целесообразно следующим образом:
1/ Предложить учащимся задание или поставить вопрос. Индивидуально обдумать их 1-2 минуты.
2/ Объединить учащихся в пары. Обозначить очередность высказывания в парах, предложить обсудить свои идеи друг с другом (заранее определите время на обсуждение).
3/ По истечении времени каждая пара представляет результаты работы всему классу.
РОТАЦИОННЫЕ ТРОЙКИ
Деятельность учащихся подобна работе в парах. Организация работы:
1/ Разработка разнообразных вопросов требующих неоднозначных ответов.
2/ Объединение в торйки и размещение их таким образом, чтобы каждая из них видела тройку слева и справа. Все вместе организуют круг.
3/ Раздать тройкам вопросы и каждый по очереди высказывает свое мнение.
4/ После обсуждения присвоить номера в каждой групп от 0 до 2. Проводить движение №1 и №2 от группы к группе, а № 0 не переходит никуда.
Ориентировочные вопросы для троек:
Тема: “ Послевоенное восстановление и развитие Украины в 1945- в начале 50-х гг. ХХ в.” (история Украины)
-Докажите, что экономика Украины в послевоенный период восстанавливалась и развивалась как часть общесоюзной экономики.
-Каким образом сталинский режим в послевоенное время стремился восстановить образ внешнего врага, который за время войны отошел на второй план?
-Какую роль в период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства УССР сыграл идеологический фактор?
ДВА-ЧЕТЫРЕ-ВСЕ ВМЕСТЕ
1/ Поставить вопрос и дать на обдумывание 1-2 минуты.
2/ Объединить учащихся в пары.
3/ Объединить пары в четвёрки и опять обговаривать вопрос
(принятие общего ответа не обязательно).
4/ Можно объеденить группы в большие группы или коллективно
обговорить вопрос.
КАРУСЕЛЬ необходима для обсуждения острой проблемы, для сбора информации, для развития умения аргументировать собственную позицию. Организация работы:
1/ Расставить стулья в два круга.
2/ Учащиеся внутреннего круга расположены спиной к центру, а во внешнем - лицом.
3/ Внутренний круг не подвижен, а внешний – движется. По сигналу ведущего участники внешнего круга пересаживаются на один стул вправо. Цель – пройти весь круг, выполняя поставленное задание.
І вариант:
Учащиеся заранее готовят вопросы (понятия, даты) и записывают их на карточках, указывают на обороте собственное имя. Во время работы партнеры опрашивают друг друга. Правильно ответив на вопросы, ученикполучает от своего товарища его карточку.
ІІ вариант:
Каждый ученик, который сидит в внешнем кругу, передвигаясь собирает и записывает максимум информации по данной проблеме. После прохождения полного круга участники могут поменяться ролями и продолжить совместную работу.
ІІІ вариант:
Участники внутреннего круга – сторонники одной точки зрения, внешнего – другой. В тетрадках фиксируются все аргументы партнеров.
Ориентировочные темы (проблемы) для обсуждения
(на примере курса отечественной истории).
І вариант. Тема: “Украинская революция 1917 года”.
-Какие украинские партии вошли в состав Центральной Рады (ЦР)?
-Кто представлял Временное правительство на переговорах с ЦР в
июне 1917 года?
-Каким было отношение ЦР к созданию регулярной армии?
-Кто возглавлял Генеральный секретариат?
-Перечислите основные положения ІІІ Универсала ЦР?
-Кто возглавлял ЦР?
-Какие политические партии были представлены в составе
Генерального секретариата?
-Раскройте содержание ІІ Универсала.
-Бой под Крутами произошел …
-Расшифруйте аббревиатуры: ЦР, УНР, Совнарком, УСДРП, ТУП?
-Какие национальные меньшинства были представлены в составе ЦР?
-Назовите автора ІУ Универсала.
-Когда произошло вооруженное выступление “самостійників”?
ІІ вариант. Тема: “Возникновение украинского казачества и Запорожской Сечи”.
- Слово “казак” произошло с востока.
- С 1556года на острове Малая Хортица находилась первая Сечь.
- Курень – военно-хозяйственная единица на Сечи.
- Вся полнота власти принадлежала казачьей раде.
- Центральный орган управления Запорожской Сечи – кош.
- Кош возглавлял кошевой атаман.
- 1492год – первое письменное упоминание о казаках.
- Кошевому помогали военный писарь, военный судья, военный
есаул.
- Казаки имели свои символы : клейноды (хоругвь, бунчук, булава,
печать).
ІІІ вариант. Тема: “Украина на завершающем этапе войны”.
- Историк И.Коваль: “Нет правовых оснований называть “черным предательством” договор между оуновским руководством и нацистами, как это подавалось в историка-партийной литературе”. Аргументируйте собственное мнение.
РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ даёт больше возможности для общения и сотрудничества, стимулирует работу команды. Этот метод можно использовать, когда необходимо рассмотреть большое количество идей за непродолжительное время. Задание должно требовать общей, но не индивидуальной работы.
1/ Учащиеся объединяются в группы по 3-5 человек, рассаживаются по кругу.
2/ Распределяют между собой роли:
- Спикер (руководитель группы): зачитывает задание, организует порядок их выполнения, устанавливает последовательность высказываний участников, подводит итоги работы.
- Секретарь: ведет лаконичные записи хода и результата работы.
- Наблюдатель (тайм-кипер): следит за временем.
- Докладчик: четко высказывает общую мысль, результат совместной работы.
3/ Группе выдаётся задание и инструктаж к нему.
4/ По истечению определенного времени группа отчитывается о работе.
Важным моментом любой групповой работы есть отработка содержания и предоставление группами результатов коллективной деятельности. Форма презентации зависит от группы и темы и находчивости участников. Это может быть схема, таблица, рисунок (плакат), сыгранная сценка, устный рассказ. Продолжительность отчета - не более 5 минут. Оценивается вклад каждого члена группы в общий результат. При необходимости проводится короткая итоговая дискуссия.
Для обработки в малых группах выбирается широкая историческая тематика или отдельная проблема. Но они должны объединять нить самостоятельных структурных единиц, которые станут отдельными заданиями для каждой группы. Групповая работа может применяться на разных этапах урока.
“ДИАЛОГ”. Совместный поиск всеми созданными в классе группами общего решения одной проблемы, которое находит свое отображение в заключительном тексте, таблице, схеме и т.д. После обсуждения проблемы каждая группа создает собственный текст, таблицу, схему, которую докладчик записывает на доске или листке бумаги. Специальная группа экспертов, которая тоже готовит свой вариант ответа, обобщает и предлагает конечный вариант для всего класса. Он заносится в тетрадки.
“СИНТЕЗ МЫСЛЕЙ”. Имеет аналогичную с “Диалогом” начальную фазу, но группы не делают записи на доске, а передают свои записи в другие группы по кругу. Те, в свою очередь, дополняют свое и подчеркивают то, с чем не согласны. Обработанные листы передаются экспертам, которые сопоставляют написанное с собственным вариантом, составляют отчет, который выносится на общее обсуждение.
“КОНКУРС”. Проходит по сценарию “диалога”, но каждая группа стремится создать лучший образец выполнения задания. Эксперты оценивают и текст и его защиту.
“СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ”. Учащиеся решают одну проблему, но каждая группа рассматривает ее конкретный аспект. По окончании работы они отчитываются и на доске записывают свои выводы, которые являются частями общего итогового текста.
“МНЕМОТУР”. Напоминает телевизионные “Что? Где? Когда?”, “Брейн-ринг”. Группы по очереди формулируют вопросы по данной проблеме. Другие группы на протяжении нескольких минут обсуждают и представляют варианты ответов.
“АТАКА НА УЧЕНИКА”. Каждая группа выдвигает по одному представителю для соревнования. Учитель ставит вопросы. Представители возвращаются к своим группам и, выслушав мнение каждого, выбирает лучшее решение, возвращается к учителю и отвечает.
“АТАКА НА УЧИТЕЛЯ”. Группы обсуждают те составляющие проблемы, которые требуют дополнительного уточнения, и по очереди ставят вопросы учителю. Можно провести атаку на отдельную группу или подготовленного ученика.
“КОНОТОП” (контрольный опрос). Каждая группа (пять учащихся) получают по 10 простых и по 5сложных вопросов. Каждому ученику достается по два простых и одно сложное задание. В группе определяется консультант, который ведет игру и оценивает знания учащихся. Консультант бросает игральный кубик. Чье число выпадает, тот отвечает на вопрос. За ответ на простое задание по 1 баллу, на сложное – больше 5 баллов. Подсчетом суммы баллов определяется лучший ученик и группа.
“ПОИСК ИНФОРМАЦИИ”. Специально организованный анализ первоисточников при помощи познавательных заданий. Может объединять изучение группами одинаковых источников по общему заданию, изучение группами разных источников по разным заданиям.
“АКВАРИУМ”. Учитель объединяет учащихся в группы и предлагает им ознакомиться с проблемой. Одна из групп садится в центре класса (или в начале переднего ряда). Она получает задание для обсуждения и 3-5 минут обоваривает варианты решения. Учащиеся, которые находятся во внешнем круге, слушают, не вмешиваясь в ход дискуссии. По окончании работы группа возвращается на свои места, а учитель со слушателями анализируют увиденное. После этого место в “аквариуме” занимает другая группа, которая обговаривает следующую ситуацию.
“КРУГ ИДЕЙ”. Все группы работают над одной проблемой. Закончив обсуждение, они последовательно озвучивают лишь один аспект этой проблемы. Учитель спрашивает до тех пор, пока не исчерпаются все идеи. Такую работу можно выполнить письменно.
Ориентировочная тема для обсуждения.
- Причины голодомора 1932-1933гг.
“КРУГЛЫЙ СТОЛ”. Каждая группа обсуждает все позиции по данной проблеме и фиксирует их в тетрадях. Учитель предлагает первой группе назвать две-три записанные позиции. Если такие версии есть в других группах, то учащиеся зачеркивают их из своего списка. Следующие группы называют те варианты, которые не звучали раньше. Работа продолжается до полного рассмотрения проблемы.
2.2. ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНО – ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
К этой группе относятся интерактивные технологии, которые предлагают одновременную работу всего класса.
ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В КРУГУ - это прояснение определённых положений, привлечение внимания учеников к сложным и проблемным вопросам, мотивация дискуссии, актуализация опорных знаний. Желательно расположиться по кругу, весь класс обсуждает вопрос, но высказываются только по желанию. Учитель обобщает высказанные идеи.
Ориентировочные проблемы для обсуждения:
Какой полезный опыт организации обучения в Киево-Могилянском коллегиуме стоит использовать для развития образования в современной Украине?
Почему, по вашему мнению, в современной Галичине наблюдается рост интереса к периоду правления Иосифа ІІ?
- “Нам необходим культ Крут для создания идеологии государственного строительства “ (газета “Голос Украины”.-29.01.98). Согласны ли вы с этим утверждением?
”МИКРОФОН”- это метод, который даёт возможность каждому сказать что-либо быстро, по очереди, высказывая своё мнение.
Порядок применения:
1/ Постановка вопроса.
2/ Предложение условного микрофона.
3/ Предоставление слова только учащемуся, получившему микрофон, говорить чётко, кратко, по теме, без комментариев и оценок других отвечающих.
4/ Не выкрикивать с места, говорит только получивший микрофон.
Ориентировочные проблемы для обсуждения:
Что бы вы записали в украинскую летопись, если бы жили во второй половине ХУІІ века?
Какие проблемные вопросы вы подготовили бы для выступления на конференции «Кирилло-Мефодиевское братство: история и современность»?
Какое значение в развитии современных украинско-польских отношений имеет изучение истории западноукраинских земель в составе Польши в 30-е гг. ХХ века?
“НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ” - это метод позволяющий стимулировать высказывания по определённой проблеме, даёт возможность изложить своё мнение кратко и чётко. Может сочетаться с методом “Микрофон”. Можно использовать для высказывания своих ожиданий (“Я ожидаю от сегодняшнего урока…”, “Я хочу узнать…”), а также для подведения итогов (“На уроке мне понравилось…” ).
Ориентировочные “незаконченные предложения”
После 1621г. украинско-польские отношения обострились потому, что…
Реформы 1848г. были значительными для жителей Галичины, однако…
Поражение Директории было неизбежным, так как…
Главными причинами обострения межнациональных отношений в СССР были…
“МОЗГОВОЙ ШТУРМ” - метод поощрения творческой активности. Его можно использовать для решения конкретных проблем или поиска ответа на вопрос. Он поощряет проявлять воображение и творчество, даёт возможность высказывать свои мысли.
Применение метода:
1/ подбирается вопрос на который нет прямого ответа, записывается на доске (плакате);
2/ предлагается высказаться по желанию;
3/ все идеи записываются;
4/ завершается, если все идеи исчерпаны.
Ориентировочные проблемы для обсуждения:
Термины и понятия: русификация, коллективизация, тоталитаризм, раздробленность, «оттепель», перестройка.
Почему историки считают И. Мазепу «отчимом» Украины?
Почему австро-венгерский компромисс 1867 г. усилил позиции поляков в Галичине?
Какие, по вашему мнению, шаги должна сделать Украина для выхода на европейский уровень демократического развития?
ОБУЧАЯ – УЧУСЬ (“ БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ”).
Этот метод развивает навыки общения и высказывания своих мыслей, даёт возможность усвоить большое количество небольших по объему единиц знаний за короткий промежуток времени. Для проведения готовятся 3-4 комплекта карточек пронумерованных и помеченных разными цветами. Учащиеся свободно двигаются по классу и пересказывают содержание карточки. Задача: встретиться со всеми, у кого карточка одного цвета.
Тема: “Истоки государственно-правового регулирования
современной демократии”
Тематика информации на карточках:
Зарождение правовых норм современного государственного регулирования.
Древнеславянская традиция правового взаимоотношения государства и граждан.
Правовое поле политики русского правительства в отношении Украины: исторический контекст.
Демократические основы современного государства и права и др.
АЖУРНАЯ ПИЛКА (“МОЗАИКА”) используется для создания на уроке ситуации, которая даёт возможность для усвоения большого количества информации за короткое время. Поощряет участие в помощи одного ученика другому. Этапы проведения технологии:
1/ подбор соответствующей информации (материалы учебника и дополнительные материалы);
2/ создание “домашних” и “экспертных” групп;
3/ отчёт домашних групп о своей работе и анализ экспертной группой всего материала.
Ориентировочные проблемы для обсуждения.
Культура Украины в … (образование, наука, литература, архитектура, изобразительное искусство, музыка, театр).
Создание украинских политических партий в Надднепрянской Украине в начале ХХ века.(РУП, УДП, УРП, УСДРП).
При изучении социальных дисциплин очень важно использовать
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ (“case” метод). Его можно проводить индивидуально, в парах, группах, в общем кругу.
Следует еще отметить технологию РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ. Цель - самостоятельное решение учащимся проблем, принятие коллективных решений. Этапы решения проблемы:
1/ определить суть проблемы;
2/ определение важности проблемы;
3/ обдумывание всех возможных вариантов решения;
4/ анализ каждого возможного последствия решения;
5/ выбор оптимального решения;
6/ если первый вариант решения окажется неэффективным, начинаем работу сначала.
2.3. ТЕХНОЛОГИИ СИТУАТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
Игровая модель обучения призвана реализовать, кроме основной дидактической цели, ещё и комплекс целей: обеспечение контроля выведения эмоций; предоставление учащимся самоопределиться, побуждение и помощь в развитии творческих представлений.
Участники учебного процесса, в игровой модели, находятся в других условиях, чем в традиционном обучении. Ученики сами выбирают роль в игре, создают проблемную ситуацию, разыскивают пути её разрешения. Учитель в игровой модели выступает как инструктор (знакомит с правилами игры, консультирует во время проведения).
Как правило, игровая модель обучения реализуется в четыре этапа:
1/ ориентация (введение учащихся в тему, ознакомление с правилами игры, общий обзор);
2 /подготовка к проведению игры (представление сценария игры, определение игровых заданий, ролей);
3/ основная часть – проведение игры;
4/ обсуждение.
Арсенал интерактивных игр достаточно большой, но самые распространенные из них это моделирующие. Каждая игра сама по себе уникальна.
Выделяют следующие интерактивные игры: имитационные, упрощенное судебное слушание, общественные слушания, разыгрывание ситуации по ролям.
Каждая осуществляется приблизительно по одной схеме:
1/ учащиеся «вводятся» в ситуацию, получают игровое задание, распределяют роли;
2/ получают новый блок информации, анализируют его, проводят подготовку к игре;
3/ игра разворачивается по неопределенному сценарию;
4/ после завершения игры проводят серьезный анализ, рефлексию того, что произошло.
2.4.ТЕХНОЛОГИЯ ОТРАБОТКИ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСОВ.
Дискуссия является важнейшим средством познавательной деятельности в процессе обучения. Дискуссия – это широкое публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса. Она направлена на развитие критического мышления, даёт возможность определить собственную позицию, углубляет знания по проблемам. Всё это полностью отвечает заданиям современной школы.
Современная дидактика определяет образовательную и воспитательную ценность дискуссий.
Опыт использования дискуссии в образовании позволяет сформировать некоторые главные организационно-педагогические основания, которые являются общими для разных видов дискуссий:
проведение необходимо начинать с постановки конкретного дискуссионного вопроса;
не следует ставить вопросов по образцу: кто первый, а кто – нет в том или ином вопросе;
все высказывания должны быть в русле обговариваемой темы;
учитель должен исправлять ошибки и неточности, которые допускают учащиеся;
все утверждения должны сопровождаться аргументацией, обоснованиями.
Дискуссия может закончиться как принятием согласованного решения, так и сохранением существующих разногласий.
При планировании дискуссии учитель (планирует) учитывает несколько важных моментов: время, необходимое для проведения дискуссии, его согласованность с другими видами работы во время учебного занятия; место, которое должно давать возможность осуществлять все необходимые перемещения учащихся и создавать оптимальные условия для рассмотрения проблемы; материалы необходимые для работы; письменные инструктажи; умение учащихся работать в группе.
Перейдём теперь к анализу технологий изучения дискуссионных вопросов.
“МЕТОД ПРЕС” заключается в его использовании участниками дискуссии при обсуждении спорного вопроса, когда нужно составить аргументы или изложить своё мнение. Он даёт возможность учащимся разобраться в своих мыслях и высказать их в краткой и четкой форме.
Порядок применения:
1/ на начальном этапе вывешивают на доске плакат или раздают материал с описанием этапов метода, приводят пример его использования;
2/ предлагают желающим использовать этот метод и высказать своё мнение по любой проблеме по желанию;
3/ когда учащиеся освоят формулу выступления, её можно применять во всех случаях, когда ученикам нужно аргументировано высказать своё мнение.
Формула выступления:
Позиция “Я считаю, что…”
Выскажите свое мнение, объясните, в чём
Заключается ваша точка зрения.
Обоснование “… потому что…”
Приведите примеры такого мнения.
Пример “… например…”
Приведите факты, которые подтвердят или
усилят вашу позицию.
Следствие - “поэтому…”
Обобщите свое мнение, сделайте вывод о том, что необходимо сделать, это призыв к другим занять вашу позицию.
ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ - этот метод полезен в начале работы с дискуссионными вопросами и проблемами. Его можно использовать в начале урока для демонстрации разнообразия взглядов на проблему, или после освоения некоторой информации по проблеме.
Рассматривая противоположные позиции по дискуссионной проблеме учащиеся:
1/ знакомятся с альтернативными знаниями,
2/ прогнозируют, какие последствия будут иметь индивидуальные позиции и политические решения для общества, для отдельных людей;
3/ на практике используют умения защищать собственную позицию;
4/ учатся выслушивать других;
5/ получают дополнительные знания по теме.
Существуют многие другие технологии изучения дискуссионных вопросов (“Смени позицию”, “Непрерывная шкала мыслей”, дискуссия, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, оценивающая дискуссия, дебаты), применяя которые на уроках истории, правоведения мы более активизируем и разнообразим процесс обучения.
Раздел ІІІ. СТРУКТУРА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА
Основной формой организации учебной деятельности практически во всех странах является сегодня классно-урочная система. В условиях научно-технического прогресса она требует усовершенствования. Критика классно-урочной системы чаще всего связана с пассивностью учащихся на уроках и отсутствием интереса к обучению, снижением качества знаний, перегрузкой детей домашними заданиями, с тем, что учебные занятия вредно сказываются на здоровье детей.
Объём знаний не может возрастать до бесконечности. Всё острее становится проблема усовершенствования форм организации процесса обучения, поиск ответа на вопрос: “Как создать условия для развития и самореализации личности в процессе обучения”.
Этого можно достичь, используя современные инновационные технологии, в частности технологии интерактивного обучения, преобразовывая, таким образом, традиционный урок в интерактивный.
Уроки должны увлекать учащихся, пробуждая у них интерес и мотивацию, учить самостоятельному мышлению и действиям.
Применение интерактивных технологий выдвигает определённые требования к структуре уроков.
СТРУКТУРА ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА
1/ Мотивация (не более 5% урока).
2/ Представление темы и ожидаемых результатов (приблизительно 5% урока)
3/ Предоставление необходимой информации (приблизительно 10% урока)
4/ Интерактивное упражнение- центральная часть занятия (примерно 60% урока)
5/ Подведение итогов, оценивание результатов урока (до 20% урока).*
Давайте рассмотрим каждый из этапов урока основательно и приведём примеры использования интерактивных технологий на уроках социально-гуманитарных дисциплинах.
Цель мотивации: интерактивного урока – сфокусировать внимание учеников на проблеме, вызвать интерес к обсуждаемой теме. Для этого можно использовать краткий рассказ учителя, беседу, демонстрацию наглядности, а также несложную интерактивную технологию (“мозговой штурм”, “микрофон”, ”неоконченные предложения” и другие).
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ должно обеспечить понимание учащимися смысла их деятельности, т.е. чего они должны достичь в результате урока и что от них ожидает учитель. Иногда целесообразно привлечь к определению ожидаемых результатов всех участников занятия.
Для того чтоб начать с учащимися общий процесс движения к результатам обучения, в этой части интерактивного урока необходимо:
- назвать тему урока или попросить учащегося прочесть её;
- обратить внимание на новые слова, которые включает в себя тема или проблемные вопросы;
- попросить учащихся произнести ожидаемые результаты (пользуясь текстом учебника, записями учителя, личным мнением);
- напомнить, что в конце урока будет выяснено каких результатов достигли учащиеся, как будет оцениваться их деятельность на уроке.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ставит своей целью дать ученикам достаточно информации, для того чтобы на её основе выполнять практические задания. Это может быть мини-лекция, знакомство с раздаточным материалом, презентация выполненного домашнего задания. Для экономии времени на уроке можно давать информацию в письменном виде для предварительного (домашнего) изучения. На самом уроке учитель может ещё раз обратить на неё внимание, особенно на практические советы, если необходимо – прокомментировать термины или организовать небольшой опрос.
ИНТЕРАКТИВНОЕ УПРАЖНЕНИЕ направлено на практическое усвоение материала. При его проведении можно выделить следующие этапы:
инструктаж, при котором учитель рассказывает участникам о цели упражнения, о правилах, о последовательности действий и количестве времени на выполнение задания; спрашивает всё ли понятно (2-3 минуты);
объединение в группы или распределение ролей (1-2 минуты)
выполнение задания (учитель выступает организатором, консультантом, ведущим дискуссии) (5-15 минут);
презентация результатов работы (3-15 минут);
рефлексия результатов (в виде индивидуальной работы, работы в парах, группах, дискуссии) которая всегда включает в себя несколько элементов: фиксирование произошедшего, определение размышлений и чувств, планы на дальнейшее развитие (5-15 минут).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ урока необходимо для осознания сделанного на уроке. Здесь необходимо вернуться к ожидаемым результатам, которые были объявлены в начале урока. Целесообразно поставить ученикам такие вопросы:
-Что нового узнали?
-Какие навыки получили?
-Как это может пригодиться в жизни?
-Что понравилось на уроке?
При оценивании учащихся необходимо учитывать цель урока, правильно подбирать критерии (показатели) оценивания, определить цель оценивания, выбрать конкретную стратегию (способ) оценивания, выбрать шкалу оценивания. Таким образом, для эффективного применения интерактивного обучения, для того чтоб охватить весь необходимый материал и глубоко изучить его, педагог должен тщательно планировать свою работу на уроке, использовать оптимальные технологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в основе вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что обучение осуществляется путем взаимодействия всех, кто обучается. Учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получить не только новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, к совместному решению общих задач. Интеракция исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. А это очень важно на уроках общественно-гуманитарного цикла. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Благодаря этому можно добиться устойчивых, качественных знаний по истории, правоведению, курсу «Человек и общество». Таким образом, в данной работе мы рассмотрели, как можно организовать индивидуальную, парную и групповую работу, применять исследовательские проекты, ролевые игры, вести работу с документами и различными источниками информации.
Библиография
Баханов К.О. Іноваційні системи, технології та методи навчання історії в школі. - Запоріжжя, 2002.
Баханов К.А. Панорама методических идей // Народное образование. - 1990. - № 6.
Букатова В.И., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Воднянский А.М. Историческое и обществоведческое образование: стратегия развития // Препод. истории в школе. - 1995.- № 3.
Галлагер К. Викладання історії в контексті сприяння демократичним цінностям і терпимості: Посібник для вчителів.- К., 1998.
Галлагер К. Громадянська освіта у викладанні історії // Завуч. –2000. - № 28.
Котов В.И. Какую историю преподавать в школе? // Педагогика.-1996. - № 3.
“Круглий стіл”: гуманітарна освіта – пошуки, концепції // Рідна школа. - 1993. - № 6.
Кирилів Валентина. Методика викладання історії. – Львів, 2003
Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М.: Просвещение, 1982.
Подпасый И. Как диагностировать урок // Нар. образование. –2001. – № 9.
Пометун О., Пироженко Л. Інтерактивні технології навчання: теорія, практика, досвід. – К., 2002
Програми для загальноосвітніх навчальних закладів. Історія України. 5-12 класи. Всесвітня історія. 6-12класи. – К., 2005.
Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання.: Наук.-метод. посіб. / О.І. Пометун. – К., 2003.
Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України
Луганський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
Кафедра соціально-гуманітарних
дисциплін і методики їх викладання
Застосування інтерактивних методів у навчанні шкільної історії
Випускна робота
,
слухача курсів підвищення кваліфікації
вчителів історії, учителя ліцею № 1
м. Свердловська
Асєєвої Антоніни Анатоліївни
Луганськ
2013