СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое значение в образовательном процессе имеет контроль качества получаемых учеником знаний и умений. С точкии зрения использования компьютера как инструмента контроля знаний акцент делается на педагогическое тестирование – совокупность педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов

Просмотр содержимого документа
«Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся»

Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний учащихся

Лекция

1.1 Виды проверки знаний, используемые в образовательном процессе

Большое значение в образовательном процессе имеет контроль качества получаемых учеником знаний и умений. Важность функции контроля в процессе обучения не ограничивается только лишь простой оценкой факта знания, но также помогает управлять учебным процессом с точки зрения возможности его оценки и корректировки.

Выделяют несколько видов контроля знаний:

  • традиционный контроль. Наиболее часто используемая форма контроля в современных образовательных учреждениях. В этом случае, для оценивания уровня знаний обучающихся применяются такие формы контроля как самостоятельные, курсовые и контрольные работы.

  • контроль с использованием не компьютерных средств. Для проведения подобной формы контроля преподаватели используют специальные бланки, в которых содержаться тестовые вопросы. Проверка осуществляется с использованием таблиц с правильными ответами или трафаретов.

  • контроль с использованием компьютера. В этом случае контроль знаний производится с помощью специальных компьютерных программ. Для каждого ученика может быть сформирован индивидуальный набор тестовых заданий. Удобство такого вида контроля знаний обеспечивается за счет возможности быстрого анализа правильности ответов и хранения результатов о работе учеников.

  • удаленный контроль. Данный вид контроля качества обучения особенно интенсивно развивается в последнее время в связи с широким использованием сети Internetв школах. Главной особенностью удаленного контроля знаний является относительная свобода в выборе подходящего времени и места для прохождения тестирования.

В последнее десятилетие четко прослеживается переход от традиционных форм контроля знаний к компьютерной их оценке. Эффективность применения компьютеров для этих задач в значительной мере зависит от особенностей изучаемого предмета и целей обучения. Коме того, важно понимать насколько уместно использование компьютерной проверки знаний для каждой конкретной дисциплины.

С точки зрения использования компьютера как инструмента контроля знаний акцент делается на педагогическое тестирование – совокупность педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизованной процедуры измерения уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов.1

При создании педагогических тестов необходимо учитывать, что задания должны быть составлены таким образом, чтобы это позволило проверить степень освоения учащимся знаний. Можно выделить несколько уровней владения материалом:

  • знание основных понятий и определений по изучаемой теме;

  • возможность применять полученные знания при решении стандартных задач;

  • способность к анализу нестандартных проблем;

  • умение обобщать изученный материал и находить связь с уже имеющимися данными.

Как правило, тестирование является одним из наиболее популярных инструментов оценки уровня образования с использованием компьютерных технологий.Основной задачей компьютерного тестирования является выявление несоответствия знаний учащихся определенному образовательному стандарту. Главная цель тестирования - обнаружение несоответствия этих моделей, оценка уровня их несоответствия в количественной форме. Такая форма контроля подразумевает использование заранее подготовленного набора тестовых заданий. Таким образом, применение компьютерного контроля знаний позволяет не только добиться простоты и легкости в оценке степени подготовленности учеников, но и является основой для получения объективной и независимой характеристики уровня учебных достижений.

1.2. Основные свойства компьютерных тестов

При создании программ для проверки знаний с помощью компьютерного технологий необходимо обозначить ряд свойств, которыми должен обладать современный программный комплекс тестирования:

  • универсальность. Под универсальностью имеется ввиду возможность абстрагирования от теоретического содержания, уровня сложности, типа задаваемых вопросов, особенностей контента и т.д. Такого рода универсальность комплексов тестирования позволяет учителю с легкостью создавать разнообразные тестовые задания без обращения к услугам специалистов. Постепенно освоившись в системе, преподаватель может без труда наполнять ее содержательную часть по различным дисциплинам на основе общих принципов;

  • модульность. Это свойство обеспечивается наличием в системе определенных взаимосвязанных блоков для создания тестовых заданий. Можно выделить следующие основные модули: проектирование тестов, проверка и хранение результатов, проведения тестирования;

  • централизованность. Под этим свойством подразумевается то, что все данные, которые обеспечивают работу программы хранятся централизованно ну удаленном сервере;

  • защищенность. Работа программы должна быть построена таким образом, чтобы мог осуществляться контроль прав пользователей. В основном эта функция системы необходима для предотвращения доступа учащихся к верным ответам теста;

  • адаптивность. Программа для создания компьютерных тестов должна иметь возможность использоваться в условиях различных моделей диагностики знаний;

  • возможность автоматической обработки результатов тестов.

Кроме того, необходимо отметить ряд важных особенностей компьютерных программ по созданию тестов, которые могут значительно облегчить, как и само проектирование заданий, так и непосредственное тестирование:

  • интерфейс программы должен быть интуитивно понятен как учителю, так и ученику;

  • возможность ввода различных форм ответов позволит сделать тестовые задачи более ясными;

  • легкость в создании тестовых заданий;

  • различные режимы работы при выполнении тестирования(локально независимый или сетевой);

  • статистическая обработка и сохранение результатов работы пользователей;

  • создание возможности отсроченного ответа на вопрос при тестировании;

1.3. Обзор возможностей программ для создания компьютерных тестов

Анализ существующих компьютерных программ, которые дают современному учителю создавать тесты, позволит пользователю выбрать нужный программный пакет, наиболее подходящий для конкретных учебных целей.

На настоящий момент имеется много тестирующих программ, которые содержат уже готовые вопросы для контроля. Однако их использование не всегда актуально, поскольку такие комплексы, очень часто, не учитывают специфику конкретной школы и конкретного класса.

С этой точки зрения, предпочтение отдается программам, которые позволяют конструировать свои собственные тесты. Существует большое множество таких конструкторов тестов. Рассмотрим основные из них.

MyTestэто система программ, состоящая изпрограммы тестирования учащихся, редактора тестов и журнала результатов.

MyTestимеет интуитивно понятный интерфейс, благодаря сему может с легкостью быть использована не только опытными пользователями, но и учениками. программа легка и удобна в использовании.

Программа позволяет создавать семь различных типов заданий:

  • выбор одного варианта ответа

  • выбор нескольких вариантов ответа

  • установление правильного порядка следования каких-либо фактов. Актуально использование таких видов теста при, например, при необходимости расположить в хронологическом порядке даты

  • установление соответствия

  • ввод текста или числа

  • выбор места на изображении

Важной особенностью программы MyTestявляется возможность создания тестов, обеспечивающих не только контроль учащихся, но и их обучение. В этом случае ученик получает информацию о своих ошибках и правильных ответах.

Другая программаTesterслужит для создания контрольных тестов различного уровня сложности. Программа достаточно проста в использовании.

Mastertest. Программа включает в себя редактор тестовых заданий, саму программу для проведения контроля и просмотр результатов. Количество вопросов в Mastertestне ограничено, хотя, с другой стороны, количество вариантов ответа для одного задания не должно превышать шести. Тип заданий здесь также используется только один: выбор одного варианта ответа.К плюсам этой программы можно отнести возможность сопровождать вопросы изображениями и комментариями.

В программеMastertestвы можете обозначить время на прохождение одного теста и последовательность вывода вопросов на экран. По завершению тестирования автоматически открывается окно результатов.

Также, для создания тестов могут быть использованы: PowerPoint иFlash редактор. В этих программах предусмотрены заранее подготовленные шаблоны, которые помогут учителю создать учебные тесты различного уровня сложности.

При подготовке тестов в программе PowerPointимеется возможность добавлять в них всевозможные мультимедийные файлы (изображения, видео, аудио), а также оформить тест в более приятной для ученика форме.

Использование Flash редактора с целью создания тестов позволяет добавлять в них анимацию, что значительно облегчает восприятие информации.

1.4. Возможности использования компьютерного тестирования в оценке качества обучения

Случайный выбор параметров вопроса. Эта функция позволяет создавать вопросы индивидуально для каждого ученика. В этом случае суть остается одной и той же, меняется лишь содержание задачи. Например,случайным образом могут подбираться исходные данные.

Появление сетевой базы данных, которая обеспечивает хранение всех вопросов. В этом случае организуется коллективная среда, обеспечивающая доступ учителей к различным тестовым программам. С развитием средств коммуникации каждый заинтересованный педагог может участвовать в пополнении тестами этой единой базы. Таким образом, отпадает необходимость каждый раз создавать новые продукты.

Использование автоматической системы для регистрации и анализа оценки. Хранение информации о предыдущих оценках учеников создает возможность для подведения своего рода итогов. Таким образом, можно вовремя скорректировать учебный процесс. Автоматический анализ итога тестирования исключает влияние «человеческого» фактора в оценке результатов обучения.

Вопросы безопасности.При разработке компьютерных программ для тестирования, разработчики обычно предусматривают определенные средства защиты: доступ к базе данных с вопросами теста осуществляется по паролю, который обновляется по прошествии определенного промежутка времени.

Оценка психологического статуса ученика. С использование компьютерного тестирования позволяет не только оценить качество образования, но и диагностировать психологическое состояние ученика.

В заключение отметим, что использование компьютерных программ позволяет избежать возможности списывания и подсказок, повысить объективность в оценке результата, усилить мотивацию и интерес учащихся.


Рекомендуемая литература:


  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведени. –– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

1Проект отраслевого терминологического стандарта центра тестирования: Педагогические тесты. Термины и определения. http://www.ege.ru/dict/dict1.htm

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!