СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках в школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся школы. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой  ключевых компетентностей. Важно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Одним из средств развития ключевых компетентностей является использование компетентностно - ориентированных заданий.

Просмотр содержимого документа
«Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках в школе»


Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках в школе


В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся школы. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей. Важно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Одним из средств развития ключевых компетентностей является использование компетентностно - ориентированных заданий.

Представленные ниже упражнения способствуют развитию у детей информационной, коммуникативной компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.

Упражнение «Верно - неверно». К прочитанному тексту предлагаются истинные и ложные высказывания. Задание позволяет учителю провести контроль за усвоением содержания текста, пониманием причинно-следственных связей, формирует информационную компетентность.

Прочитай текст


Приведём пример компетентностно - ориентированного здания:

Характеристика задания.

Компетентность: Информационная.
Аспект: Первичная обработка информации.

Структура задания.

Стимул: Ты прочитал рассказ ..Помоги одноклассникам найти верные высказывания.

Задачная формулировка: Отметь в таблице верные высказывания.

Таблица 1

Источник:

А

Автор называет «европейским пришельцем» подорожник.

Б

Автор сравнивает листья и стебли подорожника с пружинами.

В

Напористость – это настойчивость и энергичность.

Г

В сырую погоду семена подорожника увеличиваются в размере.

Д

Семена подорожника в Америку завезли учёные.

Инструмент проверки (ключ):

Верные ответы: А, В – 2 балла.

Другой вариант ответа – 0 баллов

Максимальное количество баллов: 2 балла


Упражнение «Что лишнее». Учащимся предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание того или иного текста. Ученики должны найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей.

Прочитай рассказ

Характеристика задания.

Компетентность: Самоорганизационная.

Аспект: Планирование ресурсов.

Структура задания.

Стимул: Ты прочитал рассказ... Помоги одноклассникам узнать значение слова ...

Задачная формулировка: Найди в таблице лишние источники, которые не помогут тебе уточнить значение слова ...

Таблица 2

Источник:

А

Орфографический словарь.

Б

Толковый словарь.

В

Словарь синонимов.

Г

Учебник математики.

Д

Физическая карта России

Инструмент проверки (ключ):

Верные ответы: А, В, Г, Д – 2 балла.

Другой вариант ответа – 0 баллов.

Максимальное количество баллов: 2 балла.


Упражнение «Ромашка вопросов». Учащимся предлагается придумать вопросы, отражающие содержание текста, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом. Задание направлено на формирование информационной и коммуникативной компетентностей, способствует обогащению словарного запаса. Внимание уделяется анализу составленных вопросов («тонкие» и «толстые» вопросы).

Упражнение «Ключевые слова».

Предлагается составить словарь ключевых слов по тексту. Задание позволяет провести контроль за усвоением основных понятий, выделение главного, существенного в содержании текста. Задание направлено на формирование информационной и коммуникативной компетентностей.

Упражнение «Продуктивные задания»

Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по тексту. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующего от учащегося конкретных действий.

Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке. Результатом является «продукт» собственной деятельности с первичной информацией.

Таблица 3.

Диагностика и контроль формирования ключевых компетентностей

Используемые задания

Формируемые и контролируемые компетенции

Параметры

отслеживания

Результат

«Верно-неверно»

Информационная.

Коммуникативная.


Количество правильных ответов.

Выделение самого главного, существенного в содержании текста.

«Что лишнее»

Информационная.

Количество правильных ответов.

Развитие операций анализа, синтеза.

«Ромашка вопросов»

Предметные.

Коммуникативная.

Количество составленных вопросов. Содержательность вопросов («тонкие», «толстые» вопросы).

Обогащение словарного запаса.

«Ключевые слова»

Предметные.

Информационная.

Коммуникативная.

Самоорганизационная.

Количество слов в цепочке.

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза. Выделение самого главного, существенного в содержании текста.

«Продуктивных заданий»

Предметные.

Информационная.

Коммуникативная.

Самоорганизационная.

Причинно-следственные связи. Обработка информации. Продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление.

Способность аргументировать свою точку зрения, развитие познавательной активности.

В качестве контроля сформированности учебных умений учащимся предлагается блок из 12 заданий, разделённых на три части. Задания показывают умение воспринимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу их выполнения. Учащимся предлагается художественный или учебно-популярный текст. Задания к тексту может составить сам учитель.

Ниже приводятся примеры заданий, которые можно предложить учащимся к

Часть 1 это задания, предусматривающие выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных.

С чем автор сравнивает медуз?

А) С прозрачными абажурами с шёлко­вой бахромой.

Б) С надвигающимся штормом.

В) С бурлящим морем перед штормом.

Часть 2 – это задания, требующие записи краткого ответа.

Восстанови последовательность собы­тий текста.

А) Предупреждение о шторме подтвер­дилось.

Б) Исчезновение медуз.

В) Сообщение с метеостанции.

Г) Предположение Сергея Фёдоровича о шторме.

Часть 3 – это задания творческого характера. Здесь требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из двух-трёх предложений.

1.Сформулируй и запиши ответ, какую информацию ты получил при чтении данного текста?

2.Сформулируй и запиши ответ, почему текст так назван?

На уроках должны создаваться условия, способствующие поддержанию природного любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблем. Применение компетентностно- ориентированных заданий даёт учителю возможность достичь более высоких результатов в освоении данной предметной области.

Список литературы

1.Блинов В.И., Сергеев И.С., Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М., 2007.

4.Кубасова О.В. Учим читать. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2002.