Тема: Использование нетрадиционных материалов в развитии мелкой моторики у дошкольников.
Вопрос развития мелкой моторики детей в современное время довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Что же такое мелкая моторика? Это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Значение мелкой моторики очень важно.
1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
В.А. Сухомлинский.
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости (ловкости). Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Моторику рук хорошо развивают:
различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности (к примеру, пальчиковые игры Е.Железновой);
игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
рисование карандашом (фломастером, кистью, нетрадиционными материалами и т. д.);
застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми разного дошкольного возраста от 3-7 лет, посещающих мою творческую мастерскую «Цветные ладошки». У детей младшего возраста все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. У детей постарше тоже встречаются подобные проблемы. Для них уровень развития моторики - один из важных показателей готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики руки у человека тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой недостатки речевой артикуляции, позднее отражаются на уровне овладения письменной речью. Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
В начале работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:
1. упражнение «Фонарики»,
2. сжимание и разжимание кулачков,
3. потирание кулачков,
4. сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 60% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 40% - средний.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении. Перед собой я поставила цель.
Цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников, через использование нетрадиционных материалов;
В соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, поставила перед собой следующие задачи:
Задачи:
1. Развивать и укреплять мелкую моторику;
2. Формировать самостоятельность в работе с нетрадиционными материалами;
3. Развивать творческие возможности дошкольников и успешность каждого ребенка;
4. Создавать предметно-развивающую среду, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у дошкольников.
Предполагаемым результатом будет:
Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка;
Творческая самостоятельность и успешность каждого ребенка;
Усовершенствованность предметно – развивающей среды.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме использовала в работе следующие принципы:
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»
Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
Учитывая психологию и возрастные особенности детей, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. На занятиях стараюсь применять хорошо подобранные интересные и доступные для ребенка наглядные материалы, пособия. Правильно подобранные пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Весь наглядный материал и пособия, находящиеся в творческой мастерской, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид.
Правильно подобранные мною методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения своих занятий использую следующие методы:
Это словесные обращения к детям - объясняю при рассматривании наглядных объектов, рассказываю о них. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Чтобы определенные знания и умения были усвоены, обязательно применяю их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, начало работы предлагаю выполнить под моим непосредственным руководством отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные рекомендации, а ребенок сам выбирает, принять их, или найти свой собственный способ действия.
Игровые методы и приемы занимают главное место в деятельности детей дошкольного возраста. Это конечно же игры, которые поднимают у детей интерес к содержанию образовательной деятельности, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я постоянно использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование «сюрпризного момента», прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития
Свою работу организовала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями и специалистами дошкольного отделения. В работе с детьми обязательно использую пальчиковые игры, физкультминутки, самомассаж природными материалами, нетрадиционные материалы и др. Создавая в творческой мастерской необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Развивать мелкую моторику можно как с помощью традиционных материалов, а это мозаика, конструктор, «Puzzle», шнуровки и т.д. Они очень интересны и полезны детям. А также можно развить мелкую моторику и через творчество. Занятие творчеством – это не только необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев, но и способ выразить свои чувства и эмоции, развить творческие способности. Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является работа с нетрадиционным материалом.
Опыт моей работы показывает, что в образовательных учреждениях можно и даже нужно уделять большое внимание работе именно с нетрадиционным материалом, так как он, как никакой другой, вызывает у детей очень сильные эмоции, дает мотив к творческой деятельности. Нетрадиционный материал, это, так сказать, «бросовый» материал, который экономичен и его часто используют в своей работе педагоги. Это и втулки от бумаги, и природный материал, и поролон, и овощи, и семечки, и различные крупы, и соль и много других















Но чаще всего, обходят вниманием такой материал, как скорлупа. А она в свою очередь обладает удивительными свойствами, может быть невероятно твердой и мягкой одновременно. Скорлупки могут быть разного размера (крупные, мелкие, истолченные в пыль) Из скорлупы можно делать разные работы. Например:






В декабре 2015 года я и мои воспитанники занимались мозаикой из яичной скорлупы (техника «кракле»). В самом начале дети определились с картинками, которые они хотели бы сделать. Затем они подбирали скорлупу нужного размера и обклеивали картинку, используя кисть для клея и клей ПВА. Работа это кропотливая и у каждого ребенка заняла свое определенное время. После того, как была завершена работа по приклеиванию мозаики, дети начали расписывать свои изделия гуашью и украшать др. материалами. Стараюсь, чтобы каждый ребенок, занимающийся у меня в ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» независимо от возраста, был заинтересован процессом, доволен результатом, развивал мелкую моторику, свои творческие возможности и самое главное был успешен, как в детском саду, так и вне его. Для этого устраиваю выставки, участвую с детьми в конкурсах. И от всего этого дети чувствуют себя успешными, творческими, счастливыми. Вот такие работы выполнили мои воспитанники для Всероссийского конкурса «Радуга Талантов» номинация «Новогоднее творчество». Мои воспитанники в этом конкурсе заняли призовые места.



