СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных образовательных технологий в изучении химии. Проблемное обучение как метод активизации мышления обучающихся на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемное обучение химии имеет хороший потенциал развития мотивации при изучении данной учебной дисциплины среди обучающихся.

Применение проблемного обучения на уроках химии позволяет повысить интерес обучающихся к предмету, на основе межпредметных связей углубить знания по выбранной профессии, подготовить к самостоятельной жизни в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий в изучении химии. Проблемное обучение как метод активизации мышления обучающихся на уроках химии»

Использование современных образовательных технологий в изучении химии Проблемное обучение как метод активизации мышления учащихся на уроках химии

Использование современных образовательных технологий в изучении химии

Проблемное обучение как метод активизации мышления учащихся на уроках химии

«Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь» В словосочетании проблемный диалог первое слово

«Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь»

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово " диалог " означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий . Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект .

средневековые гуманисты

В словосочетании проблемный диалог первое слово

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово " диалог " означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий . Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект .

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕЖЕЛАНИЯ УЧИТЬ ХИМИЮ В словосочетании проблемный диалог первое слово

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕЖЕЛАНИЯ УЧИТЬ ХИМИЮ

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово " диалог " означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий . Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект .

Предпочитаемая форма изучения дисциплины химия обучающимися учреждения СПО В словосочетании проблемный диалог первое слово

Предпочитаемая форма изучения дисциплины химия обучающимися учреждения СПО

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово " диалог " означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий . Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект .

Технология обучения –  это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии , дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. В словосочетании проблемный диалог первое слово

Технология обучения – это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии , дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово " диалог " означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий . Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект .

Педагогические технологии Технология использования в обучении игровых методов Лекционно-семинарско-зачетная система Проблемное обучение Проектные методы обучения Разноуровневое обучение Исследовательские методы в обучении Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Здоровьесберегающие технологии Информационно-коммуникационные технологии

Педагогические технологии

Технология использования в обучении игровых методов

Лекционно-семинарско-зачетная система

Проблемное обучение

Проектные методы обучения

Разноуровневое обучение

Исследовательские методы в обучении

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Здоровьесберегающие технологии

Информационно-коммуникационные технологии

История развития проблемного обучения

Ещё в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Так, постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них характерны для дискуссий Сократа, этот же приём был известен и в пифагорийской школе.

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово " диалог " означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий . Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект .

В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Коменский,

Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци

7

История развития проблемного обучения Современная технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе дал в 70-х годах прошлого века российский дидакт М.И. Махмутов. В словосочетании проблемный диалог первое слово

История развития проблемного обучения

Современная технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи.

Научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе дал в 70-х годах прошлого века российский дидакт

М.И. Махмутов.

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово " диалог " означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий . Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект .

7

Проблемное обучение  такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово " диалог " означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий . Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект .

7

Методы и приемы обучения Эвристическая беседа  вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам Проблемное изложение   активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной деятельности Дедуктивный подход   вид умозаключения от общего к частному

Методы и приемы обучения

Эвристическая беседа вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам

Проблемное изложение активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной деятельности

Дедуктивный подход вид умозаключения от общего к частному

Структура проблемного урока 1 вариант 2 вариант Создание проблемной ситуации Использование известных способов решения Нахождение нового принципа действия Реализация найденного принципа Проверка правильности решения Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного) Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки) Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком) Творческое применение «открытых» знаний (по М.И. Махмутову) (по Е.Л. Мельниковой)

Структура проблемного урока

1 вариант

2 вариант

  • Создание проблемной ситуации
  • Использование известных способов решения
  • Нахождение нового принципа действия
  • Реализация найденного принципа
  • Проверка правильности решения
  • Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного)
  • Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки)
  • Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком)
  • Творческое применение «открытых» знаний

(по М.И. Махмутову)

(по Е.Л. Мельниковой)

1 этап проблемного урока  Постановка учебной проблемы Учебная проблема – это возникший или поставленный перед учеником вопрос, ответ на который заранее неизвестен и подлежит творческому поиску, для осуществления которого у обучающегося имеются некоторые исходные знания. В словосочетании проблемный диалог первое слово

1 этап проблемного урока Постановка учебной проблемы

Учебная проблема – это возникший или поставленный перед учеником вопрос, ответ на который заранее неизвестен и подлежит творческому поиску, для осуществления которого у обучающегося имеются некоторые исходные знания.

В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

Слово " диалог " означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий . Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект .

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом Подводящий к теме диалог «яркое пятно» «актуальность»

Методы постановки учебной проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Сообщение темы

с мотивирующим приёмом

Подводящий

к теме диалог

«яркое пятно»

«актуальность»

Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет группе противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения обучающихся, предложив группе вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием «на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.  «с затруднением» Приём 4. Педагог даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Преподаватель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

Приёмы создания проблемной ситуации

«с удивлением»

Приём 1 . Учитель одновременно предъявляет группе противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения обучающихся, предложив группе вопрос или практическое задание на новый материал.

Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом:

шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием «на ошибку»;

шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

«с затруднением»

Приём 4. Педагог даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос)

Приём 5. Преподаватель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими

Приём 6.

шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

2 этап проблемного урока  Поиск решения Проблемное изложение  активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной деятельности Эвристическая беседа  вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам Исследовательский метод обучения    один из самых эффективных способов организации проблемного обучения. Его используют при организации лабораторно-практических занятий.

2 этап проблемного урока Поиск решения

Проблемное изложение  активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждает учащихся к самостоятельной познавательной деятельности

Эвристическая беседа вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам

Исследовательский метод обучения

 один из самых эффективных способов организации проблемного обучения. Его используют при организации лабораторно-практических занятий.

Алгоритм решения поисковых задач

Алгоритм решения поисковых задач

3 этап проблемного урока  Выражение решения. Продуктивные задания Текст правила или какого-то определения, или закона, в которые учащиеся должны вставить пропущенные слова Химический кроссворд, где в реакциях нужно вставить недостающие вещества

3 этап проблемного урока Выражение решения. Продуктивные задания

Текст правила или какого-то определения, или закона, в которые учащиеся должны вставить пропущенные слова

Химический кроссворд, где в реакциях нужно вставить недостающие вещества

3 этап проблемного урока  Выражение решения Процесс усвоения понятий считается успешным, если учащиеся: дают правильное определение понятия, воспроизводят его по памяти; приводят примеры, иллюстрирующие данное понятие; демонстрируют знания всех элементов данного понятия; видят место понятия в общей системе знаний по конкретной теме; способны применять усвоенные знания в известной ситуации, а также переносить их в новые условия.

3 этап проблемного урока Выражение решения

Процесс усвоения понятий считается успешным, если учащиеся:

  • дают правильное определение понятия, воспроизводят его по памяти;
  • приводят примеры, иллюстрирующие данное понятие;
  • демонстрируют знания всех элементов данного понятия;
  • видят место понятия в общей системе знаний по конкретной теме;
  • способны применять усвоенные знания в известной ситуации, а также переносить их в новые условия.
4 этап проблемного урока  Этап воспроизведения полученных знаний Выполнение творческого задания по изучаемой теме Начертить схему, таблицу Придумать загадку Написать опорные слова и т.д. Составить кроссворд

4 этап проблемного урока Этап воспроизведения полученных знаний

Выполнение творческого задания по изучаемой теме

Начертить схему, таблицу

Придумать загадку

Написать опорные слова и т.д.

Составить кроссворд

Технология проблемного обучения является : результативной  обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей  позволяет снижать нервно-психические нагрузки  учащихся за счет стимуляции познавательной  мотивации и «открытия» знаний; общепедагогической  реализуется на любом предметном содержании и  в любой образовательной ступени.

Технология проблемного обучения является :

  • результативной

обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

  • здоровьесберегающей

позволяет снижать нервно-психические нагрузки

учащихся за счет стимуляции познавательной

мотивации и «открытия» знаний;

  • общепедагогической

реализуется на любом предметном содержании и

в любой образовательной ступени.

Достоинства

Недостатки

1. Происходит активизация познавательной деятельности обучающихся.

2. У обучающихся есть возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения в ходе решения проблемных ситуаций.

3. Побуждает к самоанализу.

4. Имеется возможность использования дополнительных материалов.

5. У учащихся воспитывается терпимость, умение слушать и слышать других.

6. Повышается прочность знаний.

7. Усваиваются способы самостоятельной деятельности.

8. Формируются поисковые и исследовательские умения и навыки.

9. Развиваются творческие способности.

1. Решение учащимися проблемной ситуации требует большего количества времени, чем обычное изложение материала учителем.

2. Учащиеся должны обладать определенной эрудицией, поскольку отсутствие предметных знаний не позволит им успешно обсуждать поставленную проблему.

3. От преподавателя требуется отличное знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке.

4. Преподавателю требуется больше времени на подготовку к уроку.

Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Благодарю за внимание Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Благодарю за внимание

Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!