Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа пос. Красноленинский ХМР
ХМАО-Югры Тюменской области
Использование современных педагогических технологий для успешной реализации ФГОС основного общего образования
Подготовила: учитель русского языка
Чернышева Т.В.
2016 год
В современных условиях ФГОС стали неотъемлемой частью системы образования. Особенность ФГОС основного общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие активности, инициативности, творчества каждого ученика.
Реализация ФГОС напрямую связана с современными образовательными технологиями. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности учащихся.
Педагогическая (образовательная) технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Использование различных педагогических технологий в процессе обучения:
- формированию у учащихся:
- формированию у учащихся:
- теоретических знаний; практических умений; ценностных ориентаций;
- теоретических знаний; практических умений; ценностных ориентаций;
- теоретических знаний;
- практических умений;
- ценностных ориентаций;
- развивает: познавательную активность; положительные эмоции; память и мышление; самостоятельность.
- познавательную активность; положительные эмоции; память и мышление; самостоятельность.
- познавательную активность;
- положительные эмоции;
- память и мышление;
- самостоятельность.
Рекомендуется осуществлять выбор педагогической технологии в зависимости от:
- предметного содержания урока; целей урока; возрастной категории учащихся; уровня подготовленности учащихся; возможности удовлетворения образовательных запросов учащихся.
- предметного содержания урока; целей урока; возрастной категории учащихся; уровня подготовленности учащихся; возможности удовлетворения образовательных запросов учащихся.
- предметного содержания урока;
- целей урока;
- возрастной категории учащихся;
- уровня подготовленности учащихся;
- возможности удовлетворения образовательных запросов учащихся.
Личностно-ориентированные технологии
Технология разноуровневого обучения
Проблемное обучение
Современные педагогические технологии
Технология дискуссии
Игровая технология
Технология современного проектного обучения
Тестовая
технология
Информационно-коммуникационная технология
Личностно-ориентированные технологии
Исследовательская (проблемно-поисковая)
Характерной чертой является реализация педагогом модели "обучение через открытие".
Коммуникативная (дискуссионная )
Особенностью является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Имитационного моделирования (игровая)
Психологическая (самоопределенческая)
Характерной чертой является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения .
Характерной чертой является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Деятельностная
Характерной чертой является способность обучаемого проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Рефлексивная
Особенностью является осознание обучаемого деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал обучаемый при этом .
Технология разноуровневого обучения
Разноуровневое обучение рассматривается как организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый учащийся имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Данная технология способствует выработке индивидуального подхода к каждому ученику.
Технология дискуссии
Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Дискуссия в педагогическом процессе - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с заранее установленными правилами проведения. При массовой дискуссии все члены, за исключением преподавателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом занятия, который определяется учителем.
Технология дискуссии предполагает для учащихся предварительную подготовку по определенной теме, формирование собственной позиции по рассматриваемому вопросу.
Данная технология формирует у учащихся коммуникативные навыки, умение выступать, отстаивать свою точку зрения, слушать и воспринимать иные позиции и доводы, учит в процессе обсуждения приходить к общей точке зрения, делать общие выводы по рассматриваемым вопросам.
Технология современного проектного обучения
Проектная деятельность – это практические творческие задания, требующие от учащихся применения полученных на уроках знаний. При реализации проектной деятельности, ученик приучается самостоятельно активно участвовать в получении дополнительных знаний и творчески мыслить. Помимо этого, она характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность.
Цель технологии проектного обучения - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Технологию проектного обучения наиболее обосновано применять в конце изучения темы/раздела/курса как один их видов повторительно-обобщающего урока, в связи с чем можно отметить определенное удобство применения данной технологии при цикличной организации учебного процесса.
Информационно-коммуникационная технология
Использование информационно-коммуникационной технологии в процессе обучения связано с тем, что современный период развития общества характеризуется влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. В связи с чем образовательный процесс должен отвечать современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению учащихся в информационное общество.
Широкое использование информационных технологий и ресурсов (персональный компьютер, мультимедийные устройства, Интернет-ресурсы) открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания, а также в значительной степени облегчают его работу.
Реализация информационно-коммуникационной технологии в процессе обучения повышает уровень овладения знаниями у учащихся, в том числе и через наглядность, стимулирует их к самостоятельному получению дополнительных знаний по предмету.
Рассматриваемую технологию рекомендуется применять на регулярной основе, в ходе проведения занятий.
Тестовая технология
Тест – это стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
Тестовая проверка позволяет:
- более рационально использовать время урока;
- охватить больший объем содержания;
- быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
- сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы;
- обеспечить одновременную проверку знаний группы учащихся;
- формировать у учащихся мотивацию для подготовки к каждому уроку;
- преодолеть субъективизм выставления оценок;
- индивидуализировать работу с учащимися;
- повысить интерес к предмету.
Тестовую технологию возможно применять как в процессе, так и по окончании изучения темы/раздела/курса как один из способов проверки знаний учащихся.
Игровая технология
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. На практике доказана эффективность игры в процессе обучения, так как и гры способствуют преодолению трудностей, связанных с пониманием изучаемого материала. Использование игровых технологий решает следующие задачи:
- осуществление более свободного, психологически раскрепощённого контроля знаний;
- минимизация болезненной реакции учащихся на неудачные ответы.
В результате применения игровых технологий при изучении предмета у учащихся:
- стимулируется познавательная деятельность;
- активизируется мыслительная деятельность;
- самопроизвольно запоминаются сведения;
- формируется ассоциативное запоминание;
- усиливается мотивация к изучению предмета.
Проблемное обучение
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, а именно:
- строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Технология проблемного обучения способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности, развивает интерес к предмету, обеспечивает прочные результаты обучения. Однако, данная технология требует больших затраты временных на достижение запланированных результатов.
- строят гипотезу,
- намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
- аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Технология проблемного обучения способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности, развивает интерес к предмету, обеспечивает прочные результаты обучения. Однако, данная технология требует больших затраты временных на достижение запланированных результатов.
Спасибо за внимание!