СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии метапредметных связей на уроках истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исторически все системы образования были нацелены на подготовку молодых людей к продуктивной деятельности в существующем обществе. Современное общество исключительно динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни. Готовы ли наши выпускники к жизни в таком мире? Способны ли они самостоятельно обозначать цели и достигать их? Закладываем ли мы, учителя, сегодня основу их успешной самореализации завтра? Эти и масса других вопросов волнуют современное учительство.   Учитель сталкивается с определёнными трудностями. Выбрав тот или иной профиль образования, наши социально адаптированные ученики,  «ненужные» для поступления в вуз уроки просто отбывают, искренне считая их  лишними. Другие, ловко держа под партой телефон, только делают вид, что внимательно слушают и выполняют задания на уроке. Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты  обучения. Особое место, на мой взгляд, занимают метапредметные результаты, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися способы деятельности применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. 

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии метапредметных связей на уроках истории.»

Министерство образования РС(Я)

МКУ «Намское улусное управление образования»

МБОУ «Кобяконская СОШ»















Использование технологии метапредметных связей

на уроках истории.

















выполнила :Бочкарева-Жиркова Л.Е,

учитель истории













Содержание

Введение……………………………………………………………………3 стр.

Глава 1. Метапредметные технологии на уроках истории.

1.1. Использование метапредметных технологий на уроках истории.…5 стр.

1.2.Исследовательская деятельность учащихся Кобяконской СОШ ..….6 стр.

Заключение……………………………….………………………………... 8 стр.

Список использованной литературы …..……………………………….. 10 стр.

Приложения………………………………………………………………..20 стр.









































Введение

Исторически все системы образования были нацелены на подготовку молодых людей к продуктивной деятельности в существующем обществе. Современное общество исключительно динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни. Готовы ли наши выпускники к жизни в таком мире? Способны ли они самостоятельно обозначать цели и достигать их? Закладываем ли мы, учителя, сегодня основу их успешной самореализации завтра? Эти и масса других вопросов волнуют современное учительство.

  Учитель сталкивается с определёнными трудностями. Выбрав тот или иной профиль образования, наши социально адаптированные ученики,  «ненужные» для поступления в вуз уроки просто отбывают, искренне считая их  лишними. Другие, ловко держа под партой телефон, только делают вид, что внимательно слушают и выполняют задания на уроке. Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты  обучения. Особое место, на мой взгляд, занимают метапредметные результаты, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися способы деятельности применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Авторы идеи Н.Громыко и М. Половков считают, что в основе метапредмета лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. Если ученик владеет этими приёмами, то у него исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала, он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира.

Цель: – выяснить возможности обучающихся через использование технологии метапредметных связей.

Гипотеза: – если включить в процесс обучения технологии метапредметных связей, то это позволит сформировать у учащихся метапредметные умения и навыки, что повысит качество образования и мотивацию учения.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:

·        изучить опыт педагогов по теме проблемы;

·        раскрыть и внедрить на практике метапредметные технологии;

·        повысить мотивацию образования обучающихся.

   Существует большое многообразие инновационных педагогических средств и методов, активно применяемых в настоящее время в обучении школьников. Ключевым в школе XXIв. становится вопрос: «Как учить?». Именно он определяет способы деятельности обучающихся, а значит – и характер опыта, которым им предстоит овладеть в процессе обучения.

     В  основе  образовательного процесса МБОУ «Кобяконская СОШ» лежит проблема личностно – ориентированного обучения, которая учитывает особенности каждого ученика и направляет на возможно более полное раскрытие его потенциала. В соответствие с этой проблемой в программе развития школы обозначены следующие задачи: -  создать благоприятные условия для становления духовно-нравственной, творческой, развивающейся личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; - изучение и использование современных педагогических  технологий, расширение и обновление информационной базы школы; -  сохранение и укрепление здоровья обучающихся.





Глава 1. Метапредметные технологии на уроках истории.

1.1. Использование метапредметных технологий на уроках истории

В современной педагогике используется разные методы обучения и педагогические технологии. Я в своей практике пытаюсь попробовать те технологии, которые могли бы помочь учащимся раскрыть себя, свое я. Выбор актуальных и дискуссионных тем уроков, индивидуальный темп работы, определение посильных и интересных задач создаёт положительный эмоциональный настрой на работу. Всё это отражает гуманные идеи сохранности здоровья обучающихся. В результате повышается качество знаний, возрастает интерес к преподаваемым мной предметам  истории и обществознанию. 

  При прохождении на уроке истории темы « Коллективизация сельского хозяйства» в 9-м классе я предлагаю тему: «Коллективизация: трагедия или реформа?». Чтобы решить проблему урока ребятам необходимо изучить разнообразный архивный материал:  статьи, документы, воспоминания современников, фотоальбомы.

В ходе работы ученики могут предложить свою тему в форме вопроса

« Каким была бы моя республика , если бы не было Октябрьской революции 1917 г.?». Критерии реальности и логичности позволили ребятам делать выводы,  основываясь только на реальных фактах и событиях. Такие вопросы, темы  способствуют развитию творческого и критического мышления учащихся, позволяют по – новому раскрыть процессы исторического развития нашей страны, воспитывают чувство ответственности за принятые решения. В целом на уроках истории, обществознания можно бесконечно ставить проблемные вопросы, актуальные темы, связанные с реальной жизнью в современном мире.

В контексте истории России необходимо внести исторические факты республики Саха. Привести примеры гражданской войны в Якутии.

1.2.Исследовательская деятельность учащихся Кобяконской СОШ

Значимой для старшеклассников является учебно – исследовательская деятельность, но уровень владения навыками этой деятельности недостаточно высок. Следовательно,  основная работа с учащимися направлена на формирование навыков исследования. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Способствует  формированию исследовательских навыков  старшеклассников  работа исторического кружка « Краевед».  Изучая историю родной республики ребята совершенствуют умения извлекать информацию из разных исторических источников, редактировать её, находить практическое применение полученным знаниям.   В образовании цель исследовательского проекта —  это, прежде всего, приобретение обучающимися навыка исследования,  как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Учащимся, защитившим лучшие работы, предоставляется право выступать на школьных конференциях, таких как: "Майские чтения", "Шаг в будущее ". После защиты работ в школе, лучшие работы рекомендуются в улусные,

региональные, республиканские чтения, конференции. В старших классах проектная работа превращается в подлинно научное исследование, которое позволяет, например,  установить связь между историей семьи и историей Отечества. Или установить связь между историей народа саха и историей России.

Исследовательская работа, проводимая в системе, даёт возможность ученикам уверенно участвовать в различных конкурсах, чтениях, конференциях где они занимают  призовые места .

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.

История не заканчивается на последней странице учебника, эта удивительная наука дополняется и развивается каждый день. Изучая прошлое, ученики должны разбираться в настоящем, чтобы потом управлять будущим.

 Как сделать, чтобы выпускники понимали окружающую реальность, наши национальные интересы и стратегию поведения России во внешней политике?

Учитывая особенности проектной деятельности выпускников нужно организовывать работу над интегрированными проектами.  Как же  построить  работу в этом направлении? Какие приёмы выбрать, чтобы  она была наиболее эффективной?

Предпосылкой создания интегрированных проектов стал положительный опыт педагогов нашей школы  в проведении интегрированных уроков (литература и история, биология и история,  химия и история, якутская литература и история)    Именно  интеграция позволяет дать всестороннее, целостное представление об изучаемом предмете или явлении. Она способствует развитию критического мышления учащихся, формирует творческий подход к процессу обучения,  как у учителя, так и учащихся, активизирует навыки самостоятельной работы школьников.







Заключение.

Рассматривая определенную тему в рамках одного учебного предмета, трудно заинтересовать всех учащихся одновременно, так как среди них есть и ребята, склонные к изучению предметов естественно - научного цикла и гуманитарных дисциплин. Здесь интеграция оказывает педагогам неоценимую услугу, так как в рамках одной темы равные возможности для самореализации получают учащиеся со склонностями к различным предметным областям.

Наиболее благоприятной средой для интеграции являются история, обществознание, якутская литература. Интегрированные проекты способствуют созданию в школе атмосферы сотрудничества, единого коллектива учащихся и педагогов. При этом нужно отметить, что проектная деятельность – не самоцель, а средство достижения поставленных задач.

В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Особенно это актуально для выпускников, которым не только необходимо сдать экзамены, но и продолжить учебу. Изучение опыта педагогов по данной теме позволило обратить внимание на преимущества и недостатки метода проектов в формировании метапредметных умений и навыков.  Кризисные явления в обществе способствуют  изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снижают их творческую активность. Но, несмотря на отдельные трудности, проектная деятельность реализует своё главное назначение – способствует формированию личностного опыта ребёнка, опыта «быть личностью». Современная школа  должна развить в ребёнке то доброе и важное, чем одарила его природа, не только подготовить его к жизни, но и обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас, ибо обогащённая ценностным личным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня». Это и есть главная задача современной школы.

Предполагаемые результаты:

·         повышение уровня сформированности метапредметных умений и навыков обучающихся;

·         повышение качества знаний, степени обученности по истории;

·         участие в предметных олимпиадах, конкурсах и научных конференциях;

·         успешное прохождение итоговой аттестации и сдача ЕГЭ выпускниками школы;

·          расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления исторического прошлого.































Список использованной литературы:

1.Дьяченко О.М. Развитие воображения школьника. -М, 1996.

2.Кротова Т.А. Технология метапредметных связей. - В, 2009.

3.Лихачев Б.Т. Педагогика.- М, 1995.

4.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.- М, 1981.

5.Образовательные технологии, Якутск, 2004.

















































Приложения

Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?
Ответ на него дает великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знании, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Тут есть и еще одна проблема – если Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.

Что же это такое? Метапредметность?

Основанием для ее внедрения в работу учителя является смена парадигм образования от ЗНАНИЕВОЙ к ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ.

Парадигма – от греческого «пример, модель, образец» - совокупность фундаментальных научных установок и представлений. За историю развития человечества парадигмы менялись ни один раз, и это приводило к кардинальным изменениям мировоззрения. Например: смена парадигмы в космологии явилась переходом от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира.
Возвращаясь к современной ситуации в российском образовании смена парадигм означает глобальную перестройку дидактических задач и целей. В этом кроется основная проблема для педагогов!

• в ЗНАНИЕВОЙ парадигме отбор «содержания образования» строился на отборе учебного материала, предметов учебной деятельности, в методическом плане основывался на стратегии: Информирования.
• в ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ – он строится на отборе средств учебной деятельности, способов деятельности и стратегии: Оспособления.

Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса. В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ парадигме в центре внимания СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, который отрабатывается, используя возможности предметной области.
Тогда главный методический вопрос, который ставит перед собой педагог формулируется НЕ – «В какой деятельности проверить «знание» предмета?», А «На каком предмете проверить «знание» деятельности?»

В связи с этим и появляется метапредметность как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.

Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Метапредметность позволяет промысливать, прослеживать происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания.
Далее создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае — знания.

Таким образом, вводится мыследеятельностный тип интегрирования традиционного учебного материала.

Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии:
a) с логикой развития базовой организованности деятельности и мыследеятельности (знания, знака, проблемы, задачи и др.), которая надпредметна и носит универсальный характер;
b) также обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.

Например:

Метапредмет «Знак»:

- формируется способность схематизации, умение выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить, то, что хотят сделать, за разными графическими изображениями мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено.

Метапредмет «Знание»:

- способность работать с понятиями как особой формой знания, осваивать универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.

Метапредмет «Проблема»

- освоение техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, развивитие способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

Метапредмет «Задача»

- знание о разных типах задач и способах их решения, формирование способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

При таком принципиально новом подходе к образовательному процессу изменяется и оценка эффективности урока. Если на обычных уроках превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах — акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью — и учениками, и учителями.

Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности представляют собой овладение учащимися способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, преобразуют сами учебные предметы и педагогический стиль, делая его более свободным и творческим, думаю, это всегда импонирует учащимся!

Методически ПУТИ формирования МЕТАЗНАНИЯ в рамках конкретной предметной области ДВА:

-использование межпредметных связей
- реализация интегративного подхода.

В метапредметные технологии акцентируются на формировании системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Личностные:

- жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей, составление плана действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция – внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

Познавательные:

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное формулирование цели, поиск необходимой информации, знаково-символические моделирование, структурирование знания, рефлексия способов и условий действия, свободная постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

- сотрудничество;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.





































Тезис к докладу «Использование технологии метапредметных связей на уроках истории»

Исторически все системы образования были нацелены на подготовку молодых людей к продуктивной деятельности в существующем обществе. Современное общество исключительно динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни. Готовы ли наши выпускники к жизни в таком мире? Способны ли они самостоятельно обозначать цели и достигать их? Закладываем ли мы, учителя, сегодня основу их успешной самореализации завтра? Эти и масса других вопросов волнуют современное учительство.

  Учитель сталкивается с определёнными трудностями. Выбрав тот или иной профиль образования, наши социально адаптированные ученики,  «ненужные» для поступления в вуз уроки просто отбывают, искренне считая их  лишними. Другие, ловко держа под партой телефон, только делают вид, что внимательно слушают и выполняют задания на уроке. Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты  обучения. Особое место, на мой взгляд, занимают метапредметные результаты, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися способы деятельности применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Авторы идеи Н.Громыко и М. Половков считают, что в основе метапредмета лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. Если ученик владеет этими приёмами, то у него исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала, он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира.

Цель: – выяснить возможности обучающихся через использование технологии метапредметных связей.

Гипотеза: – если включить в процесс обучения технологии метапредметных связей, то это позволит сформировать у учащихся метапредметные умения и навыки, что повысит качество образования и мотивацию учения.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:

·        изучить опыт педагогов по теме проблемы;

·        раскрыть и внедрить на практике метапредметные технологии;

·        повысить мотивацию образования обучающихся.

   Существует большое многообразие инновационных педагогических средств и методов, активно применяемых в настоящее время в обучении школьников. Ключевым в школе XXIв. становится вопрос: «Как учить?». Именно он определяет способы деятельности обучающихся, а значит – и характер опыта, которым им предстоит овладеть в процессе обучения.

     В  основе  образовательного процесса МБОУ «Кобяконская СОШ» лежит проблема личностно – ориентированного обучения, которая учитывает особенности каждого ученика и направляет на возможно более полное раскрытие его потенциала. В соответствие с этой проблемой в программе развития школы обозначены следующие задачи: -  создать благоприятные условия для становления духовно-нравственной, творческой, развивающейся личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; - изучение и использование современных педагогических  технологий, расширение и обновление информационной базы школы; -  сохранение и укрепление здоровья обучающихся.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!