Министерство образования РС(Я)
МКУ «Намское улусное управление образования»
МБОУ «Кобяконская СОШ»
Использование технологии метапредметных связей
на уроках истории.
выполнила :Бочкарева-Жиркова Л.Е,
учитель истории
Содержание
Введение……………………………………………………………………3 стр.
Глава 1. Метапредметные технологии на уроках истории.
1.1. Использование метапредметных технологий на уроках истории.…5 стр.
1.2.Исследовательская деятельность учащихся Кобяконской СОШ ..….6 стр.
Заключение……………………………….………………………………... 8 стр.
Список использованной литературы …..……………………………….. 10 стр.
Приложения………………………………………………………………..20 стр.
Введение
Исторически все системы образования были нацелены на подготовку молодых людей к продуктивной деятельности в существующем обществе. Современное общество исключительно динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни. Готовы ли наши выпускники к жизни в таком мире? Способны ли они самостоятельно обозначать цели и достигать их? Закладываем ли мы, учителя, сегодня основу их успешной самореализации завтра? Эти и масса других вопросов волнуют современное учительство.
Учитель сталкивается с определёнными трудностями. Выбрав тот или иной профиль образования, наши социально адаптированные ученики, «ненужные» для поступления в вуз уроки просто отбывают, искренне считая их лишними. Другие, ловко держа под партой телефон, только делают вид, что внимательно слушают и выполняют задания на уроке. Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Особое место, на мой взгляд, занимают метапредметные результаты, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися способы деятельности применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Авторы идеи Н.Громыко и М. Половков считают, что в основе метапредмета лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. Если ученик владеет этими приёмами, то у него исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала, он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира.
Цель: – выяснить возможности обучающихся через использование технологии метапредметных связей.
Гипотеза: – если включить в процесс обучения технологии метапредметных связей, то это позволит сформировать у учащихся метапредметные умения и навыки, что повысит качество образования и мотивацию учения.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:
· изучить опыт педагогов по теме проблемы;
· раскрыть и внедрить на практике метапредметные технологии;
· повысить мотивацию образования обучающихся.
Существует большое многообразие инновационных педагогических средств и методов, активно применяемых в настоящее время в обучении школьников. Ключевым в школе XXIв. становится вопрос: «Как учить?». Именно он определяет способы деятельности обучающихся, а значит – и характер опыта, которым им предстоит овладеть в процессе обучения.
В основе образовательного процесса МБОУ «Кобяконская СОШ» лежит проблема личностно – ориентированного обучения, которая учитывает особенности каждого ученика и направляет на возможно более полное раскрытие его потенциала. В соответствие с этой проблемой в программе развития школы обозначены следующие задачи: - создать благоприятные условия для становления духовно-нравственной, творческой, развивающейся личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; - изучение и использование современных педагогических технологий, расширение и обновление информационной базы школы; - сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Глава 1. Метапредметные технологии на уроках истории.
1.1. Использование метапредметных технологий на уроках истории
В современной педагогике используется разные методы обучения и педагогические технологии. Я в своей практике пытаюсь попробовать те технологии, которые могли бы помочь учащимся раскрыть себя, свое я. Выбор актуальных и дискуссионных тем уроков, индивидуальный темп работы, определение посильных и интересных задач создаёт положительный эмоциональный настрой на работу. Всё это отражает гуманные идеи сохранности здоровья обучающихся. В результате повышается качество знаний, возрастает интерес к преподаваемым мной предметам истории и обществознанию.
При прохождении на уроке истории темы « Коллективизация сельского хозяйства» в 9-м классе я предлагаю тему: «Коллективизация: трагедия или реформа?». Чтобы решить проблему урока ребятам необходимо изучить разнообразный архивный материал: статьи, документы, воспоминания современников, фотоальбомы.
В ходе работы ученики могут предложить свою тему в форме вопроса
« Каким была бы моя республика , если бы не было Октябрьской революции 1917 г.?». Критерии реальности и логичности позволили ребятам делать выводы, основываясь только на реальных фактах и событиях. Такие вопросы, темы способствуют развитию творческого и критического мышления учащихся, позволяют по – новому раскрыть процессы исторического развития нашей страны, воспитывают чувство ответственности за принятые решения. В целом на уроках истории, обществознания можно бесконечно ставить проблемные вопросы, актуальные темы, связанные с реальной жизнью в современном мире.
В контексте истории России необходимо внести исторические факты республики Саха. Привести примеры гражданской войны в Якутии.
1.2.Исследовательская деятельность учащихся Кобяконской СОШ
Значимой для старшеклассников является учебно – исследовательская деятельность, но уровень владения навыками этой деятельности недостаточно высок. Следовательно, основная работа с учащимися направлена на формирование навыков исследования. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Способствует формированию исследовательских навыков старшеклассников работа исторического кружка « Краевед». Изучая историю родной республики ребята совершенствуют умения извлекать информацию из разных исторических источников, редактировать её, находить практическое применение полученным знаниям. В образовании цель исследовательского проекта — это, прежде всего, приобретение обучающимися навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Учащимся, защитившим лучшие работы, предоставляется право выступать на школьных конференциях, таких как: "Майские чтения", "Шаг в будущее ". После защиты работ в школе, лучшие работы рекомендуются в улусные,
региональные, республиканские чтения, конференции. В старших классах проектная работа превращается в подлинно научное исследование, которое позволяет, например, установить связь между историей семьи и историей Отечества. Или установить связь между историей народа саха и историей России.
Исследовательская работа, проводимая в системе, даёт возможность ученикам уверенно участвовать в различных конкурсах, чтениях, конференциях где они занимают призовые места .
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.
История не заканчивается на последней странице учебника, эта удивительная наука дополняется и развивается каждый день. Изучая прошлое, ученики должны разбираться в настоящем, чтобы потом управлять будущим.
Как сделать, чтобы выпускники понимали окружающую реальность, наши национальные интересы и стратегию поведения России во внешней политике?
Учитывая особенности проектной деятельности выпускников нужно организовывать работу над интегрированными проектами. Как же построить работу в этом направлении? Какие приёмы выбрать, чтобы она была наиболее эффективной?
Предпосылкой создания интегрированных проектов стал положительный опыт педагогов нашей школы в проведении интегрированных уроков (литература и история, биология и история, химия и история, якутская литература и история) Именно интеграция позволяет дать всестороннее, целостное представление об изучаемом предмете или явлении. Она способствует развитию критического мышления учащихся, формирует творческий подход к процессу обучения, как у учителя, так и учащихся, активизирует навыки самостоятельной работы школьников.
Заключение.
Рассматривая определенную тему в рамках одного учебного предмета, трудно заинтересовать всех учащихся одновременно, так как среди них есть и ребята, склонные к изучению предметов естественно - научного цикла и гуманитарных дисциплин. Здесь интеграция оказывает педагогам неоценимую услугу, так как в рамках одной темы равные возможности для самореализации получают учащиеся со склонностями к различным предметным областям.
Наиболее благоприятной средой для интеграции являются история, обществознание, якутская литература. Интегрированные проекты способствуют созданию в школе атмосферы сотрудничества, единого коллектива учащихся и педагогов. При этом нужно отметить, что проектная деятельность – не самоцель, а средство достижения поставленных задач.
В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Особенно это актуально для выпускников, которым не только необходимо сдать экзамены, но и продолжить учебу. Изучение опыта педагогов по данной теме позволило обратить внимание на преимущества и недостатки метода проектов в формировании метапредметных умений и навыков. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снижают их творческую активность. Но, несмотря на отдельные трудности, проектная деятельность реализует своё главное назначение – способствует формированию личностного опыта ребёнка, опыта «быть личностью». Современная школа должна развить в ребёнке то доброе и важное, чем одарила его природа, не только подготовить его к жизни, но и обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас, ибо обогащённая ценностным личным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня». Это и есть главная задача современной школы.
Предполагаемые результаты:
· повышение уровня сформированности метапредметных умений и навыков обучающихся;
· повышение качества знаний, степени обученности по истории;
· участие в предметных олимпиадах, конкурсах и научных конференциях;
· успешное прохождение итоговой аттестации и сдача ЕГЭ выпускниками школы;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления исторического прошлого.
Список использованной литературы:
1.Дьяченко О.М. Развитие воображения школьника. -М, 1996.
2.Кротова Т.А. Технология метапредметных связей. - В, 2009.
3.Лихачев Б.Т. Педагогика.- М, 1995.
4.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.- М, 1981.
5.Образовательные технологии, Якутск, 2004.
Приложения
Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?
Ответ на него дает великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знании, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Тут есть и еще одна проблема – если Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.
Что же это такое? Метапредметность?
Основанием для ее внедрения в работу учителя является смена парадигм образования от ЗНАНИЕВОЙ к ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ.
Парадигма – от греческого «пример, модель, образец» - совокупность фундаментальных научных установок и представлений. За историю развития человечества парадигмы менялись ни один раз, и это приводило к кардинальным изменениям мировоззрения. Например: смена парадигмы в космологии явилась переходом от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира.
Возвращаясь к современной ситуации в российском образовании смена парадигм означает глобальную перестройку дидактических задач и целей. В этом кроется основная проблема для педагогов!
• в ЗНАНИЕВОЙ парадигме отбор «содержания образования» строился на отборе учебного материала, предметов учебной деятельности, в методическом плане основывался на стратегии: Информирования.
• в ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ – он строится на отборе средств учебной деятельности, способов деятельности и стратегии: Оспособления.
Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса. В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ парадигме в центре внимания СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, который отрабатывается, используя возможности предметной области.
Тогда главный методический вопрос, который ставит перед собой педагог формулируется НЕ – «В какой деятельности проверить «знание» предмета?», А «На каком предмете проверить «знание» деятельности?»
В связи с этим и появляется метапредметность как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.
Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Метапредметность позволяет промысливать, прослеживать происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания.
Далее создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае — знания.
Таким образом, вводится мыследеятельностный тип интегрирования традиционного учебного материала.
Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии:
a) с логикой развития базовой организованности деятельности и мыследеятельности (знания, знака, проблемы, задачи и др.), которая надпредметна и носит универсальный характер;
b) также обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
Например:
Метапредмет «Знак»:
- формируется способность схематизации, умение выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить, то, что хотят сделать, за разными графическими изображениями мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено.
Метапредмет «Знание»:
- способность работать с понятиями как особой формой знания, осваивать универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.
Метапредмет «Проблема»
- освоение техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, развивитие способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
Метапредмет «Задача»
- знание о разных типах задач и способах их решения, формирование способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
При таком принципиально новом подходе к образовательному процессу изменяется и оценка эффективности урока. Если на обычных уроках превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах — акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью — и учениками, и учителями.
Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности представляют собой овладение учащимися способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, преобразуют сами учебные предметы и педагогический стиль, делая его более свободным и творческим, думаю, это всегда импонирует учащимся!
Методически ПУТИ формирования МЕТАЗНАНИЯ в рамках конкретной предметной области ДВА:
-использование межпредметных связей
- реализация интегративного подхода.
В метапредметные технологии акцентируются на формировании системы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Личностные:
- жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей, составление плана действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция – внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
Познавательные:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное формулирование цели, поиск необходимой информации, знаково-символические моделирование, структурирование знания, рефлексия способов и условий действия, свободная постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
- сотрудничество;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Тезис к докладу «Использование технологии метапредметных связей на уроках истории»
Исторически все системы образования были нацелены на подготовку молодых людей к продуктивной деятельности в существующем обществе. Современное общество исключительно динамично, постоянные изменения требуют непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни. Готовы ли наши выпускники к жизни в таком мире? Способны ли они самостоятельно обозначать цели и достигать их? Закладываем ли мы, учителя, сегодня основу их успешной самореализации завтра? Эти и масса других вопросов волнуют современное учительство.
Учитель сталкивается с определёнными трудностями. Выбрав тот или иной профиль образования, наши социально адаптированные ученики, «ненужные» для поступления в вуз уроки просто отбывают, искренне считая их лишними. Другие, ловко держа под партой телефон, только делают вид, что внимательно слушают и выполняют задания на уроке. Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом можно выделить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения. Особое место, на мой взгляд, занимают метапредметные результаты, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися способы деятельности применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Авторы идеи Н.Громыко и М. Половков считают, что в основе метапредмета лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. Если ученик владеет этими приёмами, то у него исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала, он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира.
Цель: – выяснить возможности обучающихся через использование технологии метапредметных связей.
Гипотеза: – если включить в процесс обучения технологии метапредметных связей, то это позволит сформировать у учащихся метапредметные умения и навыки, что повысит качество образования и мотивацию учения.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:
· изучить опыт педагогов по теме проблемы;
· раскрыть и внедрить на практике метапредметные технологии;
· повысить мотивацию образования обучающихся.
Существует большое многообразие инновационных педагогических средств и методов, активно применяемых в настоящее время в обучении школьников. Ключевым в школе XXIв. становится вопрос: «Как учить?». Именно он определяет способы деятельности обучающихся, а значит – и характер опыта, которым им предстоит овладеть в процессе обучения.
В основе образовательного процесса МБОУ «Кобяконская СОШ» лежит проблема личностно – ориентированного обучения, которая учитывает особенности каждого ученика и направляет на возможно более полное раскрытие его потенциала. В соответствие с этой проблемой в программе развития школы обозначены следующие задачи: - создать благоприятные условия для становления духовно-нравственной, творческой, развивающейся личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; - изучение и использование современных педагогических технологий, расширение и обновление информационной базы школы; - сохранение и укрепление здоровья обучающихся.