Использование тестов на уроках химии.
Тесты – один из эффективных методов контроля знаний и умений. Тест – слово английское, означает испытание, исследование. Тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний и умений, навыков учащихся, выявить пробелы в текущей и итоговой подготовке.
При создании теста необходимо включать в него основные знания и умения по темам и разделам. Не может быть тестов, содержание которых отражало бы всю тему или раздел. Преимущество тестового метода контроля перед другими состоит в том, что он позволяет выявить и оценить сразу и знание, и незнание.
При составлении тестов учитывается степень трудности. Вариативность, зависимость от контингента учащихся, системность тестов, которая соответствовала бы системности знаний.
Тест состоит из двух частей: задания и ответов. Различают несколько видов тестов.
Тест «Дополнения» (задания-предложения с пропуском слов (числа, формулы), отмеченные точками. Например, Чистые металлы в твердом состоянии – это кристаллы, в которых частицы вещества расположены в определенном геометрическом порядке, образуя кристаллические решетки.
Тест «Напоминание». Он формулируется в виде прямого вопроса, на который ученик должен дать однозначный ответ и выразить его словом, числом, формулой. Эти два вида тестов с легкостью выполняют учащиеся с низкими способностями к обучению
Тест «Напоминание»
Какая связь характерна для металлов?
Чем объясняется высокая тепло- и электропроводность металлов?
Какие металлы обладают наибольшей электропроводностью?
Как называется металл, применяемый в электролампах, в качестве самого тугоплавкого?
Какие металлы режутся ножом?
Почему металлы обладают металлическим блеском?
Ответы следует выбрать из перечня:
Металлическая связь. Свободные электроны. Ag, Cu, Au, Al. Вольфрам. Калий, натрий. Взаимодействие электронов со светом.
Тест альтернативный (выборочный). Он состоит из предложений, содержащих какое-либо утверждение, правильность или неправильность которого надо определить. Этот тест может быть в виде графического диктанта по вариантам. Мною разработаны такие виды тестов по темам 9 класса: «Сера», «Оксиды углерода», «Металлы», «Водород», «Кислород». Ответ «да», « нет» отображаются графически. ˄_ ˄_да, нет.
Другой пример выборочного теста, когда он включает правильные и неправильные утверждения, нужно выбрать правильные. Например, по теме «Металлы». Выберите 3 правильных ответа. Особенности атомов и простых веществ металлов
А) На внешнем электронном слое мало электронов (1-3 электрона);
Б) Располагаются в конце малых и больших периодов;
В) Обладают металлической связью, имеют металлический блеск;
Г) Легко принимают электроны, являются окислителями;
Д) Имеют сравнительно большие размеры (радиусы).
Тест «сличения» - подбор правильных ответов. Он включает задания, состоящие из связанных между собой по содержанию данных, размещенных в двух столбцах под разными порядковыми номерами. Выполнение заданий сводится к поиску этих данных.
Из данных второго столбца подобрать химические вещества, соответствующие утверждениям, изложенным в первом столбце.
Самородные металлы | Щелочные и щелочно-земельные металлы |
Металлы, реагирующие с водой при обычных условиях | Ртуть, серебро, платина, золото. |
Укажите металлы, вытесняемые медью из растворов их солей ( с использованием таблицы «Электрохимический ряд напряжений металлов») | Алюминий |
Металл применяемый в электротехнике и металлургии для получения коррозионностойких сплавов, для изготовления бытовой посуды. | Медь, серебро, платина, золото. |
Ответ: 1-4; 2-1; 3-2; 4-3.
Тест ранжирования: перечень объектов (формулы, величины), которые должны быть распределены по порядку; необходимо, чтобы наименования были одно порядковыми и их было не более 10. Установите правильную последовательность процессов, явлений, практических действий. Например, установите правильную последовательность гомологического ряда алканов:
-пропан -этан
-метан -бутан
-пентан гексан. Ответ: 2,4,1,5,3,6.
Тесты, составленные четко и просто, легко понимают ученики, способны самостоятельно обнаруживать и ликвидировать пробелы в знаниях. При самостоятельной разработке тестов я придерживаюсь правил:
-корректно формулировать задание,
-подобрать число (2,3,4,5) вариантов ответов к каждому заданию
- составить варианты ответов (правильных, неправильных), достоверных и неабсурных,
-правильные ответы расположить на случайных местах,
-все варианты ответов сформулировать в едином стиле (грамматическом, терминологическом и др.).
Используемая литература:
Гара Н.Н. Кошелева Е.А. Тесты по химии: 8-9 классы.М., 1996
Котлярова О.С. Учет знаний по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977 г.
Пак М.С. Алгоритмика при изучении химии. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. (библиотека учителя химии).
Тылдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию: Книга для учащихся 7-8 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1988.
Данная статья была составлена мною из опыта работы и для выступления на школьном методическом объединении. Предназначена для учителей химии, которые хотели бы самостоятельно составить тестовые задания. В статье приведены различные виды тестов, примеры составления, ответы. Рекомендации используются для составления тестов не только учителем, возможное составление тестов учащимися, которые позволят закрепить учебный материал, предусмотреть возможные варианты ошибок и подготовить альтернативные ответы.