Использования
здоровьесберегающих технологий на уроке физики.
Тема сегодняшнего разговора является одной из важных и трудных в учебно-воспитательном процессе. Каждый учитель задумывался над возможностями здоровья сбережения своих учеников. Этот вопрос стоял всегда, может быть, раньше не было таких четких методов, форм, технологий. Но вот в чем вопрос, применяем ли мы сегодня весь имеющийся арсенал методических разработок? А, может быть, мы их просто не знаем? Ведь материалов по здоровьесбережению великое множество. Но теория – есть теория. Она без практики мертва. Сколько не говори халва – во рту слаще не будет. Но и применять готовые технологии нельзя. Их необходимо адаптировать для учащихся каждой школы, своих учеников, ведь каждая школа необычная и контингент в ней особенный. Каждая школа ищет свой путь к решению данной задачи, с учетом условий работы, педагогического состава и конечно контингента обучающихся
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если выполняется пять условий:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, справляется с учебной нагрузкой. Можем ли мы сказать это про наших ребят, особенно про заочные группы, которые приходят в школу после училища: уставшие, голодные и мечтающие лечь спать?
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, воображение, самообучаемость. Это далеко не о всех наших ребятах.
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен. О какой самокритике у наших ребят может идти речь, необходимо постоянно заботится о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться. Поэтому с первых минут урока нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Поэтому надо так продумать урок, чтобы каждый ребенок чувствовал, что мы ему рады, ждали и поможем.
По шкале трудности физика занимает почетное третье место, а в 9 классе самый высокий ранг трудности(шкала Александровой, Степановой). Естественно, что при изучении, ребятам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. Сегодня очень понижена мотивация изучения предмета в связи с выбором ЕГЭ. Поэтому перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения предмету. В решении означенных задач и помогают здоровьесберегающие технологии.
Я использую следующие здоровьесберегающие педагогические технологии (ЗСПТ):
1. Элементы медико-гигиенической технологии. Мы обучаем школьников среднего и старшего звена, когда уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и приобретенные заболевания, поэтому необходимо поговорить с родителями, изучить мед. Карту и индивидуально подходить к ребенку и его нагрузкам. Можно и нужно добиться выполнения элементарных правил учебного процесса: тряпка, доска, мел, проветривание, дисциплина. Что касается САН ПИНа, освещения, Т- режима и.т.д, это не всегда зависит от учителя, но знать это надо.
2.ЗСПТ - Охрана здоровья и пропаганда ЗОЖ. Несколько слов о классных часах. Я, как и все, провожу классные часы о вреде курения, алкоголя, наркомании, мы принимали участие в городском конкурсе «Мир без наркотиков». Это все хорошо, но не всегда эффективно. Бывает, что после разговора о вреде курения ребята выходят из школы и курят. Надо очень серьезно продумывать внеклассную работу. У меня был очень удачный классный час о здоровьесбережении « Здоровье и концепция жизни». Я рассказала ребятам о трех видах отношения человека к здоровью и к людям: Прометея, Диониса и Будды.
1 вид – «Концепция Прометея»
До недавних пор типичное поведение граждан России. Ценность здоровья рассматривается через призму убеждения: « Мое здоровье необходимо людям ради которых я живу»
2 вид - « Концепция Диониса»
Здоровье необходимо, чтобы как можно больше и дольше человек мог брать от мира, всё, что он дает. Навязывание этой концепции происходи повсеместно, например, через рекламу напитков и продуктов. «Оттянись со вкусом»
3 вид – « Концепция Будды»
Отношение к здоровью определяется через объективную данность «что дано, то дано…», «физическое тело страдает, если у него много желаний. Нужно от них освободиться и тело не будет страдать»
В разные периоды жизни (счастливые и горестные)человек выбирает разные концепции:
Подростки чаще всего выбирают позицию Диониса.
Зрелые люди находят смысл в жизни для других
А «в третьем возрасте» формируется Буддийское отношение к миру
Как говори И.М.Сеченов, человек здоров, если сочетаются все виды деятельности:
8 часов должно быть посвящено сну (Будда)
8 часов – работе (Прометей)
8 часов – отдыху (Дионис)
Материал я взяла в журнале «Директор школы» Как мне было приятно, когда ребята просили дать им материал, а на следующий день звонили родители и рассказывали о том, что дети делились с ними впечатлениями.
На уроках физики практически любая тема может быть использована для формирования правильного отношения учеников к своему здоровью. Изучая явление инерции, я говорю о выполнении правил дорожного движения. При изучении резонанса рассказываю о влиянии низких звуковых частот (рок. музыка) на функционирование внутренних органов, на уроке, посвященном электромагнитным излучениям, обязательно рассказываю о действии электромагнитных волн на живые организмы и.т.д.
3. ЗСПТ – Снятие эмоционального напряжения. Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических и литературных отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую нагрузку, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Я готовлю много загадок, ребусов, кроссвордов, чтобы обозначить тему урока, проблему или его эпиграф. Записывая трудную формулу для решения задач, я стараюсь, чтобы математическая сложность не заслонила физического смысла и понимания. Я хочу отметить прием использования литературных произведений иллюстрирующих то или иное физическое явление. Например: «Поэзия – та же добыча радия. В год добыча ,в грамм труды. Изводишь единого слова ради, тысячи тонн словесной руды». Этой цитатой из Маяковского я начинаю рассказ о работе супругов Кюри по радиоактивности. В теме «Строение атома» я читаю стихотворение Брюсова « Мир электрона». В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы. Что позволяет снять накопившееся напряжение, способствует укреплению межпредметных связей.
4.ЗСПТ - Создание благоприятного психологического климата на уроке. Один из важнейших аспектов – именно психологический комфорт ученика во время урока. С одной стороны, таким образом, мы пытаемся решить задачу утомления учащихся, а с другой – появляется стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Ученик должен входить в класс не со страхом получить замечание или плохую оценку, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.
5.ЗСПТ – Полушарная гармонизация. В литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая трактуется так, что правое полушарие – это всех художественное, интуитивное, а левое – рациональное – логическое. Необходимо включать в работу оба полушария. На уроке в 11 классе по теме «Дисперсия света» рассказываю ребятам библейскую легенду: «Бог Яхве после всемирного потопа повесил на небе знак, означающий, что он больше не станет так жестоко карать людей… С давних времен у людей существует поверье, что в том месте, где этот божественный знак одним концом уходит в землю можно найти горшок с золотом…» Ребята думают, а я продолжаю. Это удивительное по своей красоте мимолетное явление буквально тает на ваших глазах, оставляя чувство светлой грусти, и читаю стихотворение Тютчева: «Как неожиданно и ярко» Учащиеся выдвигают гипотезу, работает правое полушарие. Затем предлагаю ребятам объяснить это явление (радугу) с помощью изученного явления. Включается логическое мышление. Оба полушария в работе. У меня подбран материал по многим темам.
6. ЗСПТ – Мозговой штурм. Когда на уроке ученики фантазируют, воображают, придумывают какой-то мысленный эксперимент – это помогает развивать творчество ребят, коллективно решать возникающие проблемы. Приведу только один пример. Предлагаю представить, что произойдет с жидкостью, если ампула, в которой она находится, разобьется в космосе? Приветствуются любые ответы, даже фантастические. Ребята активно мыслят, Они не боятся говорить, уменьшается тревожность.
7. ЗСПТ – Личносто-ориентированные ЗСПТ. Они предполагают использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. Ребята все разные и по состоянию здоровья, и по способностям, и по образу жизни, поэтому необходимо продумывать задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму его выполнения (словесную, графическую и.т.д.). Я в начале года заполняю матрицу предпочтительных форм обучения
Анализ матрицы позволяет нам индивидуально и внимательно подходить к каждому воспитаннику особенно при определении заданий, которые необходимо выполнить самостоятельно, а если ему это ему близко и понятно, то это создает для ученика ситуацию успеха на уроке.