СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка»

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.


По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервой деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.

Поэтому при организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.

Работая в разных классах и учитывая индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых особое внимание я уделяю здоровьесберегающим технологиям.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Так, в кабинете английского языка полностью соблюдается воздушно-тепловой и световой режимы. Дети занимают места в классе согласно физической конституции и особенностей зрения.

Для формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста на уроках английского языка дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:

 «Правильная организация режима дня»;

 «Климат и его влияние на здоровье человека»;

 «Спорт и здоровый образ жизни»;

 «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;

 «Экстремальные виды спорта»;

 «Здоровое питание»;

 «Профилактика болезней»;

 «Природная среда как фактор здоровья населения»;

 «Основы безопасности жизнедеятельности»;

 «Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»;

 «Здоровый образ жизни»;

 «Проблемы молодежи» и др.

На своих уроках я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.

Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Учебный процесс стараюсь организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.

Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ.

Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смену различных видов стараюсь проводить через каждые 7-10 минут.

В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я стараюсь включать оздоровительные моменты: · физкультминутки, динамические паузы; · минутки релаксации; · дыхательная гимнастика; · гимнастика для глаз.

Остановлюсь подробнее на некоторых из них.

Я активно использую на своих уроках физкультминутки, так как двигательная активность учеников способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалам. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Часто использую видеоролики с физкультминутками с интернета (затем этими находками делюсь с коллегами на страничках своего сайта), они очень красочные, с веселым музыкальным сопровождением.

Комплексы стараюсь подбирать в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность. Физкультминутки провожу на начальном этапе утомления, т.к. выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата.

Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений. На уроке провожу 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. При подборе стихотворений стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.

Часто я прошу самих учеников провести физкультминутку, и они делают это с большим удовольствием.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут еще «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них необходима психологическая поддержка.

Чтобы помочь им в этом, иногда я использую элементы аутогенной тренировки. Аутогенная (буквально «самородная») тренировка - это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутотренинга является регуляция собственных эмоций. Прежде чем приступить к аутотренингу, уменьшается освещенность кабинета, включается тихая, спокойная музыка (часто включаю звуки моря, природы). После этого ребята психологически настраивают себя, принимают удобную позу, закрывают глаза и, отрегулировав дыхание, расслабляются. Под звуки природы они мысленно в воображении прогуливаются на берегу моря либо в лесу, на поляне…. Затем, открыв уже глаза, они делятся с одноклассниками своими впечатлениями. Здесь можно даже отработать грамматическую структуру «Present Perfect», т.к. дети рассказывают, где они побывали и что только что увидели.

На своих уроках я часто использую песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика языка и т.д. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению иностранного языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. На сайте learnenglishkids.britishcouncil.org представлен широкий выбор флэш-песен разной тематики. Они яркие, красочные и «зажигательные».

Одной из форм релаксации является игра. Она используется для снятия напряжения, монотонности при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например, с младшими школьниками очень часто использую игры с мячом, подвижные игры:

- при изучении темы "SPORT” изобразить движением, мимикой, жестами,

- при изучении алфавита нарисовать в воздухе букву,

- ролевые игры-пантомимы (например "in the pet shop”: в магазине ты хочешь купить питомца, но недостаточно хорошо владеешь английским языком, объяснись с продавцом мимикой и жестами) и др.

Подобные игры не только развивают координацию рук, ног и других частей тела, но и вызывают положительные эмоции на уроках.

Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогают комплексы простых упражнений (посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, поморгать, закрыть, открыть глаза и т.д.).

На своих уроках я стараюсь проводить дыхательную гимнастику. Данный вид упражнений помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Например, упражнение «Шарик», которую я нашла в интернете и теперь активно применяю на своих уроках. Предлагаю детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!» Аналогичная игра может называться и по-другому – «Дайверы» (с задержкой дыхания).

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Поэтому для создания положительной атмосферы, а также снятия усталости и умственного напряжения на уроке я часто использую эмоциональную разрядку. Это может быть поговорка, шуточное высказывание, смешное четверостишие, юмористическая картинка.

Для сохранения здоровья своих учащихся каждому педагогу чрезвычайно важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причем в педагогическом сопровождении нуждаются и сильные, и слабые ученики. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, его положительных сторон. Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо: опираться на сильные стороны ребенка, не подчеркивать его промахи, подчеркивать временный характер его неудач, научить ребенка оптимизму, принимать индивидуальность ребенка, предоставлять больше самостоятельности, демонстрировать эмпатию к нему, вносить юмор в отношении с учащимся.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т. д. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче.

Еще одна из возможностей поддержки ученика на уроке – это организация обучения в сотрудничестве (часто использую на своих уроках обучение в малых группах). Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только учебных успехов учеников, но и их нравственного развития.

Считаю, что использование различных видов педагогической поддержки помогает минимизировать воздействие неблагоприятных факторов на здоровье ученика.

Использовать элементы здоровьесберегающих технологий можно на разных этапах урока.

Так, я часто начинаю свои уроки с "Warming up” (так называемого «разогрева»), то есть различного рода лексических, фонетических и лексико-грамматических «зарядок».

Для работы с лексикой очень хороши учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов. На этапе закрепления лексики можно применять прием «озвучка» (с опорой на субтитры или без). Можно превратить это в ещё более интересное занятие, попросив учащихся «переозвучить» по-своему тот или иной отрывок. Просмотр мультфильмов на английском языке настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.

Несколько слов хочется сказать о драматизации (acting out) как о виде релаксации на уроке английского языка. Я считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей.

Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если мои уроки будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного; если эмоциональная атмосфера на уроках будет атмосферой доброжелательства и сотрудничества; если мои ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, - безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что непременно положительно скажется на психофизическом здоровье и моем, и моих учеников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!