Использование диалогического обучения на уроках русской литературы (из опыта работы).
Диалог в обучении, или учебный диалог, - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе которой происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними. Психолог и философ М.М. Бахтин утверждал: «Жизнь по природе своей диалогична… жить – значит… вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться…». По мнению М.М. Бахтина, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. И еще хотелось бы добавить, что ни один урок литературы не обходится без диалогичного обучения.
При планировании своих уроков, я всегда особое внимание уделяю диалогу, потому что, именно он помогает обучающемся раскрыться, научиться излагать свои мысли последовательно и логически, уметь слушать и слышать!!!
Каждый свой урок стараюсь начинать с эмоциональной минутки, где каждому участнику предлагаю высказаться «Я желаю себе…, я желаю тебе!» и т.д.. Уже такой позитивный настрой дает возможность ребятам поверить в свои силы. При вхождении в тему, на этапе предтекстовой работы предлагаю ребятам метод «Стоп-кадр». Например, на уроке по теме «Человек и право» в истории русской литературы, обучающимся были предложены картинки, глядя на них, они должны были связать их с темой урока, и спрогнозировать о чем мы будем говорить на уроке. Высказывая свое мнение, они показывали свое понимание данного урока, учебной темы. При работе со схемой «Человек и право» были заданы вопросы:
Какие у человека могут быть права?
Все ли права были у человека XIX в. в Российской империи?
Как вы думаете, актуальна ли тема права в современной реальности?
Всегда стараюсь дать ребятам возможность сформулировать свои мысли, не тороплю с ответами, очень часто повторяю «Что нам важно каждое мнение».
На уроке по теме: История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», сначала мы поразмышляли над смыслом двух слов, которые составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии. Это преступление и наказание. Ребята пытались разгадать их семантическую, то есть внутреннюю форму, проводили небольшой анализ.
Преступление- преступить, переступить через что-то.
- А что значит – преступил? (перешагнул)
Наказание — 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее.
Затем анализируя схему «Система персонажей романа», отвечали на вопрос: Как вы думаете, кто из персонажей оказал наибольшее влияние на поступки Раскольникова? Обсуждение мнений учащихся, обмен идеями постоянно требует напряжения и внимания. Сам диалог очень редко протекает ровно, без эмоциональных всплесков, и здесь очень важно заметить блеск в глазах ребят, их заинтересованность, и сохранить это до конца урока, удержать их на этой волне!
Еще использую проблемные вопросы. Так, на уроке по теме: «Тварь ли я дрожащая или право имею? Тема преступления и теория Раскольникова», были поставлены два проблемных вопроса: Какую роль играет Петербург в романе? Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми? В начале урока, что позволило учащимся высказать свои мысли, доводы, обозначить свое понимание поставленных проблем, а к концу урока мы расширили ответы на эти вопросы. На этом же уроке я применила «Мозговой штурм» и «Снежный ком». Задавались вопросы по сюжету романа, через поставленные вопросы и ответы, данные учащимися, мы смогли выстроить «Путь Раскольникова к преступлению». Используя «Снежный ком», учащиеся давали характеристику образу Родиона Раскольникова (были затруднения у ребят, которым сложно запомнить сразу много информации). Также была предложена «Дискуссия» по вопросам:
В чем заключается суть теории Раскольникова? Согласны ли вы с этой теорией?
В чем заключается проблема Раскольникова: в несостоятельности его идеи или в том, что он принадлежит не к тому типу людей?
Использую на уроках и «Ролевую игру». В роли Родиона Раскольникова выступал студент Гайдар Никита, ребятам было предложено задать интересующие их вопросы главному герою. Хочу заметить, что этот диалог прошел очень удачно, во-первых все задавали вопросы, внимательно выслушивали ответы, никто не остался в стороне от обсуждения, что позволило обучающимся каждому пропустить через себя тему урока, высказать свои мысли и суждения, во-вторых умение формулировать вопросы, правильно расставлять акценты, в – третьих учащиеся восприняли эту форму вполне серьезно, были заданы такие вопросы:
Почему ты, нуждаясь в деньгах, не пошел работать, а лежал в своей каморке?
Тебе не стыдно было брать деньги у матери?
Почему у тебя не было друзей?
На этапе рефлексии ребята все по очереди высказывали свои мысли, используя готовые конструкции:
Сегодня я узнал(а)…
Было трудно…
Я понял(а), что…
Меня потрясло…
Мне захотелось…
Для себя я делаю следующие выводы, диалогичное обучение это активное обучение и здесь важно чувствовать грань и не начать самой задавать вопросы и отвечать на них, что мы, к сожалению, очень часто делаем. Я поняла, что ребята говорить умеют, важно поддержать, направить, помочь сформулировать, дать возможность самому решить возникшую проблему и не давать готовых решений. Именно в результате диалога, рождается истина. А если учащийся говорит, умеет высказать свое мнение логично, последовательно, значит, урок достиг своей цели.
Ковальчук Инна Александровна
Преподаватель гуманитарных дисциплин
КГКП «Казахстанский агротехнический колледж»