СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья с разработанным уроком по УМК "Школа России" 1 класс с использованием игровой технологии.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроках окружающего мира»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В 1 КЛАССЕ

Осянина В.А., Аленькина Т.Г.,

учителя начальных классов

МБОУ СШ №7 г. Ярцева Смоленской обл.


Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В.А.Сухомлинский


Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в педагогике. Значение игры невозможно исчерпать и переоценить. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Серьезно изучали игровые технологии многие педагоги. По определению Павла Ивановича Пидкасистого и Даниила Борисовича Эльконина понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, активизирующих деятельность учащихся и направленных на усвоение общественного опыта. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

В отечественной педагогике имеется ряд игровых технологий встроенных в основное содержание обучения:

(Робот Сам Самыч, близнецы Алеша и Маша - В.В.Репкина; Незнайка - Э.И. Александровой; Черепашка, Муравьишка и Злючка-Грязнючка - А.А. Плешакова и т.д.) Эти персонажи способствуют повышению интереса к предмету, разнообразят урок, активизируют деятельность учащихся, снимают утомляемость.

Так, например, Муравьишка из окружающего мира А.А. Плешакова испытывает различные затруднения, которые становятся проблемной ситуацией урока. Вместе с ним дети незаметно для себя решают возникшую проблему, усваивая сложные понятия и приобретая необходимые умения и навыки. На заключительном этапе урока появляется Мудрая Черепашка, которая помогает детям в процессе игры сделать выводы и подвести итог урока.



Различают следующие классификации педагогических игр:

  • по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

  • по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

  • по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).


Основные принципы игровых технологий:

  • природо – и культуросообразность;

  • умение моделировать, драматизировать;

  • свобода деятельности;

  • эмоциональная приподнятость;

  • равноправие.


Цели образования игровых технологий обширны:

  • дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

  • воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

  • развивающие: развитие качеств и структур личности;

  • социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. 


В практической работе педагоги часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, «Живое-неживое», «Во саду ли, в огороде», «12 месяцев», «Путешествие во времени» и т.п.

Мы предлагаем модель урока окружающего мира с использованием игровой технологии по УМК «Школа России» 1 кл., а также подборку дидактических игр для уроков окружающего мира.



НАШ УРОК

ТЕМА: Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Цель: систематизирование и расширение знаний об овощах и фруктах через введение определений понятий «овощи» и «фрукты», развитие умения их различать; знакомство с определением понятия «витамины», их значением для человека.

Задачи:

- образовательные:  формировать умение различать овощи и фрукты,

сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; - воспитательные:  воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу, правила гигиены питания;

- развивающие:  развивать умение анализировать и обобщать информацию, слышать и слушать друг друга, работать в группах, оценивать ответы своих товарищей;

развивать мышление, речь, память, кругозор детей.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова, рабочая тетрадь А.А. Плешакова, наглядный материал (овощи и фрукты), таблицы с овощами и фруктами, фрагмент мультфильма «Шишкин лес. Витамины», картинки яблок для рефлексии, презентация.


ХОД УРОКА

I.Оргмомент.

Быстренько проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


II. Проверка дом. задания.

(Проверка знаний, полученных на прошлом уроке)

-Зачем ночью нужно спать?

-Как нужно готовиться ко сну?

-Люди каких профессий ночью не спят?


III. Знакомство с темой, постановка целей урока.


Цель: обсуждение ситуации чем можно помочь Муравьишке с последующей формулировкой темы урока в виде вопроса.(Видеоролик)


Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

Только надо знать, Как здоровым стать.


-К нам пришла телеграмма от нашего друга Муравьишки. (Приехать не могу. Заболел. Посоветуйте, что делать?)

(Дети высказывают свои предположения.)

- Мудрая Черепашка прислала вам видеофрагмент. Давайте его посмотрим. (Просмотр видеофрагмента. Формулирование темы урока детьми с помощью учителя.)

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об овощах, о фруктах, о витаминах).

- Тогда сформулируем тему нашего урока. (Высказывание детей, выведение темы.)

- Откройте свои учебники и прочитайте, как называется тема нашего урока. («Почему нужно есть много овощей и фруктов?»)

- Чему мы можем научиться, работая по этой теме? (Разные ответы детей, через которые выводим цели урока.)

- Сегодня на уроке мы научимся различать овощи и фрукты,

познакомимся с витаминами и их значением для человека,

повторим правила гигиены.


IV. Изучение нового материала.

Цель: решение учебной задачи через диалог, работу в группах, беседу. (Загадки, игра «Во саду ли, в огороде», работа с учебником.)

-Вспомните и назовите, что было в корзине доктора Зеленкина?

(Если дети перечисляют все, что лежит в корзинке, надо поставить конкретный вопрос: Как назвать одним словом ….-овощи и фрукты.)


1) Работа с учебником с 55.

А) Загадки. (Про фрукты. Дети называют отгадки и закрывают кружочки фишками. Остаются не закрытыми овощи).

1. Круглое, румяное,

я расту на ветке.

Любят меня взрослые

и маленькие детки. (Яблоко)


2. Ты на лампочку похожа

И на Ваньку-встаньку тоже.

У тебя румяный бок,

А откусишь — брызнет сок.

(Груша) 

3. Фрукт на свете всем известный,

Хоть и кислый, но полезный.

Ты его нарежь — и в чай.

Как зовется? Отвечай! (Лимон)

4. Кисти ягод над дорожкой

Прячут листики-ладошки.

На лозе повисли кисти

И от нас укрылись в листьях.

(Виноград)



5. Я — сладкий, рос на юге

как солнышко в листве.

Оранжевый и круглый,

я нравлюсь детворе.

(Апельсин, мандарин)


6. Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке

Пищу круглый год дает.

(Банан)

7. Арбуз не арбуз,

А медовый на вкус. (Дыня)


8. Эта шишка не простая,

а огромная какая!

В плотной жёсткой кожуре,

и растёт она в траве.

Мякоть – ярче, чем желток,

на макушке – хохолок.

Вкус у шишки – просто класс!

Это чудо – ... (Ананас)


Б) Самопроверка по с. 89.

- Назовите одним словом то, что вы обозначили фишкой красного цвета. (Фрукты)

- А как назвать одним словом все, что осталось незакрыто фишками? (Овощи).

- Проверьте себя. Найдите правильные ответы в учебнике на стр. 89.

- Все ли фишки вы положили правильно? Кто ошибся? Какой овощ или фрукт вы определили не правильно? Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить овощи и фрукты.

- Как вы отличаете овощи от фруктов? (Дети высказывают свое мнение.)

- Какие на вкус фрукты? Где они растут?

- Какие на вкус овощи? Где они растут?

(Этими вопросами надо подвести детей к выводу, что фрукты обычно сладкие и растут в саду, а овощи обычно несладкие и растут на огороде).


Физкультминутка. (С целью отдыха и закрепления полученных знаний).

- Черепашка предлагает вам игру.

Игра «Во саду ли, в огороде.»

(Учитель называет различные овощи и фрукты. Если овощ – дети приседают на корточки, если фрукт – встают, тянутся руками вверх.)


- Ребята, вспомните, о чем мы уже говорили сегодня на уроке и подумайте, какой совет мы дадим Муравьишке, чтобы он меньше болел? (Есть больше овощей и фруктов.)

-Чем они полезны, помните, что говорил доктор Зеленкин? (В них содержатся витамины.)


В) Работа в группах (С использованием ролевой игры – получение новых знаний).

Учитель делит класс на 3 группы. (Витамины А, В, С)

Повторить правила работы в группах.

В каждой группе учителем определяются роли: доктор (хорошо читающий ученик) и его помощники. Доктор читает информацию в учебнике о своем витамине для своей группы (с.54-55), а помощники складывают пазлы с изображением овощей и фруктов, в которых этот витамин содержится и наклеивают их на листы бумаги (на столах в конвертах) с изображением витаминов в середине листа – создают коллаж. (ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ).


Проверка работы в группах.

-В каких овощах и фруктах содержатся витамины…? (Выступление групп: доктор рассказывает о значении витамина, а помощники демонстрируют собранные пазлы.)


После проверки выходит Доктор Зеленкин (заранее подготовленный ученик) и читает стихотворение про роль витаминов для человека.

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними упадут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие!


Г) Беседа. (Получение новых знаний и повторение правил гигиены).

- Ребята, посмотрите на с.55 вашего учебника. Муравьишка последовал вашему совету и ему уже стало легче. Он хочет угостить вас своим любимым овощем. Что он принес? (Морковь.)

- Какой витамин есть в ней? (А).

- Мудрая Черепаха спрашивает: Как вы думаете, что произойдет с Муравьишкой, если он будет употреблять в пищу только овощи и фрукты с витамином А? (Может снова простудиться, не будет сильным или потеряет аппетит.)

- Почему?

- Какой вывод можно сделать? (Нужно есть все овощи и фрукты, потому, что в них есть разные витамины.)

-Ребята, Злючка-грязнючка увидела Муравьишку с морковкой и тут как тут. Почему она так обрадовалась? (Морковка грязная.)

-Что нужно сделать Муравьшке, чтобы Грязнючка исчезла? (Вымыть морковку).

-Да, Муравьишка знает это правило. А мы его прочитаем еще раз вместе на с.55. (Чтение хором правила).

V.Физкультминутка

Овощи

В огород пойдем,                                  маршировать на месте

Урожай соберем.                                  подпрыгивают и хлопают в ладошки

Мы морковки натаскаем,                     показывают, как  таскают

И картошки накопаем,                         как копают

Срежем мы кочан капусты                   как срезают

Круглый, сочный, очень вкусный.      показать руками соответствующие

движения

Щавеля нарвем немножко                   «рвут»

И вернемся по дорожке.                       маршируют на месте.


VI. Закрепление нового материала.

Работа в тетради (Р.т. с. 36 №1)

А) Работа в парах.

- Рассмотрите рисунки. Обсудите, какие овощи и фрукты выращивают в нашей местности. Отметьте их на рисунке зеленым карандашом, а те, что привозят из жарких стран, раскрасьте красным цветом.

Фронтальная проверка.


Б) Работа по вариантам.

Р.т. с. 36 №2

- Рассмотрите рисунок. Что варит Черепаха? А Муравьишка?

Нужно помочь им. Подскажите, из чего можно сварить борщ и компот.

1 вариант помогает Черепахе, 2- Муравьишке.

Взаимопроверка. (Поменялись тетрадями).


1) Игра «Угадай овощ или фрукт»

(Ученик с закрытыми глазами берет из корзинки муляж овоща или фрукта или фрукта и угадывает то это.)


2) Игра «Кто быстрее»

(2 учащимся-соперникам нужно достать из корзины только овощи или только фрукты. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и правильнее).


Появляется Доктор Зеленкин (подготовленный ученик) и читает стихотворение:



VII. Рефлексия.

-Оцените свои достижения на уроке:

- Поднимите яблоко зеленого цвета, если для вас урок был интересным, вы узнали много нового и можете поделиться этими знаниями со своими друзьями, со своей семьей.

- Поднимите яблоко желтого цвета, если вы что-то осталось для вас не совсем понятным и у вас еще остались вопросы.

- Поднимите яблоко красного цвета, если тема урока для вас осталась непонятной.


VIII. Подведение итога урока.

- Давайте вернемся к тем целям, которые определили в начале урока.

Вы научились различать овощи и фрукты?

- Как отличить овощи от фруктов? Приведите примеры овощей. Приведите примеры фруктов.

- Что такое витамины? С какими витаминами вы сегодня познакомились?

- Почему надо есть много овощей и фруктов?

- Какое правило гигиены надо помнить, прежде чем есть овощи и фрукты?


IX. Рекомендации по теме для занятий дома по выбору.

1) Рабочая тетрадь с. 38 №4 (Написать рецепт приготовления овощного или фруктового салата.)

2) Учебник с. 35 (По рисунку придумать сказочную историю про Злючку-Грязнючку.)

3) Сочинить двустишие про овощи и фрукты, витамины, здоровье.






Заключение

Использование игровых технологий в современной школе остается актуальным, т.к. изученный в процессе игровой деятельности материал усваивается учащимися лучше. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию в которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.


Используемая литература:

1. Букичева О. Дидактические игры и дети // Учитель. – 2006. – №1. –С.62–64.

2. Игровые технологии обучения в начальной школе: Практ. пос. / Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2007. – 164 с.

3. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. – 2004. – №11. – С.49–52.

4. Пономарева Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников // Начальная школа. – 2009. – №11. – С.3–7.

5. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!