Выступление на круглом столе «Современные образовательные технологии в практической профессиональной деятельности учителя» по теме: «Использование игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности» учителя Костючковой И.А.
Дети приходят в школу, как правило, из детского сада, где основной их деятельностью была игра. Теперь главным трудом детей становится учение, на которое ребенку трудно сразу переключиться. Оно требует от детей значительно большей ответственности, усидчивости и трудолюбия.
Наблюдая за детьми, за их индивидуальными особенностями, я пришла к выводу, что дети приходят в школу не доиграв. Главная задача учителя – заинтересовать детей, сохранить у них устойчивое внимание на протяжении всего урока.
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному уроку. Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера помогают снять чувство усталости, раскрывают способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание.
Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.
Для того чтобы привлечь внимание детей к процессу обучения, в классе каждый день использовала картинки с изображениями сказочных героев – Карлсона, Незнайки, Кота Леопольда, Колобка и многих других. Появляясь в классе, сказочные герои вызывали большой интерес у детей к учебным занятиям. Мыши, из мультфильма « Кот Леопольд», постоянно пытались
«запутать» ребят; у Незнайки дети исправляли ошибки и т.п. Сказочные герои открывали ребятам « секреты». Например, секрет буквы И. Дети узнали, что эта буква смягчает предшествующий согласный звук. Этот « секрет» я использовала и для букв Е, Е, Ю, Я, добавив в процессе их изучения « секрет» звуков, которые обозначают эти буквы. На уроке я использовала 2, а то и 3 игры.
Ведь игра может проводиться на любом предмете, на уроках разных типов и разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. В любой урок можно внести элементы игры. Перед игрой учитель обязательно ставит цель с которой проводится игра, рассказывается ее сюжет, распределяются роли, ставятся познавательные задачи, готовится оборудование, делаются записи на доске. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик. В игре продумывается и характер управления игрой. С этой целью следует использовать средства обратной связи:
- сигнальные карточки; разрезные цифры;
Например, на уроках обучения грамоте используются игры «Хлопки», «Твердый – мягкий», «Идем на День рождения».
В игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово», «Соедини половинки слов».
На уроке окружающего мира я использую: викторины, игры «От какого дерева лист?» «Летает - не летает», «Мы строим новый дом», « Отгадай растение», «Разговор по телефону», игра-путешествие «Я шагаю по улице», урок- КВН «Берегись автомобиля».
(слайды)
Игры по русскому языку: «Перевернутые слова», «Шифровальщики»
Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
1. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Детям очень нравятся такие задания, как:
• Заменить словосочетания одним словом:
o - промежуток времени в 60 минут,
o - военнослужащий, стоящий на посту,
o - ребенок, любящий сладкое,
o - очень смешной фильм.
Слайды
Например: На уроке математики при объяснении нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.
Я использую игры: «Составим поезд», «Живой уголок», «Лучший счётчик», «Числа, бегущие на встречу друг другу»,
«Математическая эстафета, «Украсим ёлочку игрушками», «Молчанка».
На уроках закрепления материала использую игры на воспроизведение свойств, действий и вычислительных приемов.
Я провожу игры: «Цепочка», «Эстафета», «Контролёры», «Кто быстрее сосчитает?», «Математическая рыбалка», «Гном», «Сбежавшие числа», «Весёлый счёт», «Назови соседей числа», «Считай дальше с любого числа», «Магические квадраты», «Собери яблоки в корзину», «Грибники», «Чья команда быстрее»? «Баскетбол». «Не собьюсь»
На этапе обобщения знаний провожу уроки в форме путешествия или условной экскурсии с элементами игры.
Игры: «Поймай бабочку», «Магазин», «Войди в ворота», игра-соревнование «Если вместе, если дружно», «Освободи птичку», «Незадачливый математик», игра – путешествие «Полет в космос», «Математический КВН», игра - путешествие в «Страну двузначных чисел».
На уроке литературного чтения провожу игру«Пословицы-перевёртыши»; инсценируем басни, сказки, составь пословицу, слово потерялось(слайд)
Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.
1. На честном человеке ботинки мокнут. (На воре шапка горит) 2. Радость ушла – заколоти дверь. (Пришла беда – отворяй ворота) 3. Трусость деревни избегает. (Смелость города берёт) 4. Чужие штаны дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу) 5. На свой хлеб закрой глаз. (На чужой каравай, рта не разевай) | 6. Товарищ спасается. А тебя бросает. (Сам погибай, а товарища выручай) 7. Держи много денег, и ни с кем не дружи. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.) 8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха. (Сделал дело, гуляй смело) 9. Утка корове подружка. (Гусь свинье не товарищ) 10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать. (Семь раз отмерь, один раз отрежь) |
Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.
Требование к использованию игр:
1)соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2)доступность для учащихся данного возраста;
3)умеренность в использовании игр на уроках.
4) Игры необходимо проводить в системе.
С одной стороны, проводя на уроке уже знакомую детям игру, меньше затрачиваю времени на пояснение содержания и правил игры. С другой стороны, постепенно усложненная игра, проведенная в различных формах, воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает.
Я считаю, использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться активизации познавательной деятельности, следовательно, лучшего усвоения учебного материала.
Необходимо учесть и психологические особенности детей при использовании игр. Желание детей участвовать в игре, должно быть основополагающим. В этом и состоит основная притягательность игры.
Не должно быть никакого принуждения, насилия и авторитарности. Позиция учителя в игре толерантная – он является советчиком, старшим координатором, сторонним наблюдателем.
Игра «Не собьюсь»
Цель : Проверка знаний таблицы умножения.
В этом игре участвуют две команды одновременно. Я называю числа. Если число делится на 4, игроки поднимают руки вверх. Если названное число делится на 3, хлопают в ладоши. Выигрывает та команда, которая сделает меньше ошибок.
8, 12, 15, 24, 28, 16, 21
Вверх: 8, 12,24, 28,16
Хлопают: 12, 15, 24, 21
Подводя итог выше изложенному, можно отметить плюсы и минусы применения игровых технологий:
«Плюсы» – использования игровых технологий:
игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
идет передача опыта старших поколений младшим;
способствует использованию знаний в новой ситуации;
является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни; способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
невозможность использовать на любом материале;
сложность в оценки учащихся.
В любом случае, самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Свою работу хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.