СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках литературного чтения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках литературного чтения»

Использование ИКТ на уроках литературного чтения


Гаврикова Людмила Валентиновна,

учитель начальных классов,

школа № 13, г.Черногорск


В современном мире одну из главных ролей играет компьютер. Поэтому изменяется и роль учителя, которому нужно знать и уметь применять современные методики и образовательные технологии, общаться с учениками на одном языке. Традиционная схема «учитель – ученик – учебник» изменяется, появляется новое звено – компьютер.

Применяя ИКТ в начальной школе, помогаем школьникам познавать окружающий мир, овладевать практическими способами работы с информацией, развиваем навыки обмена ей, используя современные технические средства.

На данном этапе невозможно представить урок литературного чтения без ИКТ. Использовать его можно на любом этапе урока: при контроле знаний, закреплении, повторении, изучении нового материала. Уроки литературного чтения с использованием компьютерных технологий становятся более интересными и образными, происходит развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Виды использования ИКТ на уроках литературного чтения:

– работа с ресурсами сети Интернет;

– подбор иллюстративного материала к уроку;

–составление презентаций в программе MS PowerPoint самим учителем;

–воспроизведение в презентациях голосового или музыкального сопровождения;

– использование готовых презентаций;

– использование фрагментов видеофильмов;

.

Презентацию можно использовать на любом этапе урока: проверка домашнего задания, актуализация знаний, знакомство с новым произведением, анализ содержания, контроль знаний. На этапе подготовки к восприятию произведения и первичного знакомства показываю портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал, который связан с их жизнью и творчеством.

Иногда начинаю урок литературного чтения с помощью музыкального сопровождения, или с репродукции картины художника, соответствующие теме урока. Например, в 3-м классе изучая произведение Пушкина А.С. «Зимняя дорога», на слайдах разместила репродукции картин Попова И.А. «Первый снег» и Каменева Л.Л. «Зимняя дорога». Ребята сравнили, выявили сходство и различие первого снега и зимней дороги в описании поэта и художников.

Изучая стихотворения, включаю аудиозаписи или видеоролики «образцового чтения». Ребята слушают звуковое сопровождение и у них формируется навык правильного воспроизведения стихотворения. Во 2-м классе изучаем стихотворение Есенина С.А. «Белая береза» обязательно использую аудиозапись «образцового чтения» Залищева А., сопровождаемую видео рядом.

При изучении стихотворений о природе, временах года, использую созвучную им музыку. Например, при изучении стихотворения Плещеева А.Н. «Весна» во 2- м классе прослушиваем отрывок музыкального произведения Вивальди А. «Весна» из цикла «Времена года».

Музыкальные отрывки использую и во время, и после знакомства с произведением. Использование звукового сопровождения, помогает вызвать в душах у маленьких слушателей бурю эмоций, которую они хотят потом передать читая самостоятельно данное произведение.

Некоторые программные произведения экранизированы, поэтому на уроках литературного чтения использую выборочные наиболее значимые фрагменты фильма. Видеофрагменты, аудиозаписи усиливают восприятие материала, запоминаемость повышается до 40–50%

Во 2-м классе происходит знакомство со сказками Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке» и   Чуковского К.И. «Федорино горе», в 3-м классе – со сказкой Андерсена Г.Х. «Гадкий утёнок». Просматриваем мультфильмы по данным произведениям, что способствует лучшему восприятию и пониманию произведения.

Знакомство с творчеством известных поэтов и писателей Андерсен Г.Х., Пушкин А.С., Есенин С.А., Носов Н.Н. происходит с помощью просмотра фильма об авторе.

Используя компьютер, ребята попадают в мир литературного творчества. Они с большим интересом ищут информацию по теме урока, готовят сообщения, доклады, буклеты, книжки-малышки. И компьютер выступает как информационно-учебное пособие.

Проверяя домашнее задание, при закреплении и повторении пройденного материала использую компьютерные технологии, они помогают за короткий промежуток времени получить объективную информацию об уровне усвоения материала учащимися. Активно использую сайт учи.ру, предлагающий огромный спектр заданий по всем темам литературного чтения.

Часто предлагаю выполнить задания творческого характера:

–под музыку, изобразить в цвете настроение героя произведения;

– собрать картинный план, на слайде;

– составление портретной характеристики героев;

– восстановление деформированного текста;

– восстановить события произведения;

– разгадать кроссворд;

– составить кроссворд.


На уроках литературного чтения происходит знакомство с произведениями Носова Н.Н.. В 3-м- 4-м классе ребята в группах составляют кроссворды по изученным произведениям, которые потом оформляем в презентацию. Предлагаю для примера свои кроссворды, вопросы к ним – это отрывки из произведений. Использую иллюстрации к данным произведениям в качестве подсказок.

Используя систематически ИКТ на уроках литературного чтения, стимулируем школьников к осознанному чтению художественного текста, способствуем развитию творческого потенциала и повышению интереса к чтению. Уроки чтения в начальных классах – это своеобразное окно в мир, в область человеческих отношений, где складываются и развиваются нравственные нормы: чуткость, доброта, честность, коммуникабельность и другие.