Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Крым
«Приморский профессиональный техникум»
ДОКЛАД
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТОРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Преподаватель спецдисциплин Кварацхелия Г.В.
Приморский.
Введение.
Информационно – компьютерные технологии являются составной частью инновационных технологий обучения, значение которых невозможно переоценить, так как они могут находить применение во всех аспектах учебного процесса.
Проведение различных типов, таких как:
лекция (монолог учителя на заданную тему);
комбинированные уроки(повторение пройденного и изучение нового материала);
групповые задания;
образовательные, ролевые, деловые игры;
лабораторные - практические занятия;
уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы, тестирование и т.п.);
уроки-встречи со специалистами (Skype)и др.
Широкие возможности для внеклассной самостоятельной работы обучающихся:
проработка информации, полученной на лекциях,
выполнение домашних заданий,
подготовка докладов и рефератов по интересующим темам,
создание презентаций и видеофильмов и др.
Дистанционная форма обучения дает возможность не прерывать занятия обучающихся, которые по определенным причинам не могут посещать какое-то время занятия.
Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное.
Описанные выше возможности далеко не полный список применения ИКТ, что делает их неотъемлемой частью современных методов обучения.
Следует заметить, что использование преподавателем современных технологий и оборудования, возможно, где-то на подсознательном уровне действует на концентрацию внимания студента, так как современная молодёжь не представляет себя без компьютера, интернета и других новых технологий.
Возможности информационно - компьютерных технологий.
Для качественного восприятия и усвоения обучающимися материала урока, преподаватель должен при подготовке урока учитывать уровень базовой подготовки студентов, не зависимо от изучаемого предмета, так как спецтехнология включает в себя межпредметные связи, которые играют значительную роль в изучении конкретной дисциплины. Поэтому преподаватель, при подготовке к занятию, обязан обеспечить простоту необходимой информации, наглядность и вариативность для разного уровня успеваемости, что позволяет в полном объёме охватить всех учеников.

Такие возможности дают:
компьютерное оборудование – компьютер (ноутбук), мультимедиа доска или проектор;
компьютерные программы – текстовые редакторы, презентации, таблицы и др.;
интернет – поиск информации, сайты и форумы.
На сегодняшний момент я использую ноутбук и мультимедиа проектор, беспроводную мышь, различные компьютерные программы, позволяющие обрабатывать текстовые и сканированные документы, фотографии, видеоматериалы, создавать презентации и таблицы, видеоролики, а также интернет для общения с коллегами, поиска и размещения информации.
Конкретизация (простота) необходимой информации.
Для того чтобы урок был максимально приближен к требованному уровню знаний приходиться переработать большое количество информации, так как и учебная литература и интернет содержат большое количество сведений, не требующих четких знаний на данный момент.К тому же следует признать, что в Крыму ощущается некоторая нехватка специализированной литературы, и конспект урока является главной составляющей урока.
При подготовке текста лекций я использую, в первую очередь, следующее:
интернет – поиск информации;
MicrosoftOfficeWord – обработка текстовых документов;
FineReader – обработка сканированных документов.
Визуализация урока.
Обеспечение наглядности изучения преподаваемой дисциплины необходимо для лучшего усвоения информации, так как даёт четкое представление о том или ином предмете, технологическом процессе или явлении. Даже существующие плакаты и наглядные пособия не позволяют, в полной мере, отобразить рассказываемый преподавателем текст. Во-первых далеко не на каждую тему существует требуемый материал, а во-вторых ─ задние парты просто не видят показываемое. Следовательно, требуется разработка собственных презентаций и видеоматериалов для качественной иллюстрации урока.
Используемые возможности ИКТ:
интернет – поиск информации;
FineReader – обработка сканированных фотографий;
PowerPoint –создание презентаций;
Excel – создание графиков;
VKMusic– закачка видео сYouTubeи др.;
FormatFaktory– изменение формата видео;
MovieMaker– создание видео.
Вариативность.
Использование описанных выше возможностей позволяет создавать материалы для различных уровней, а также адаптировать его к конкретной профессии. Например, предмет «Материаловедение» содержит темы, изучаемые как сварщиками, так и автомеханиками.
Лабораторно-практические работы.
Проведение лабораторно-практических работ требует наличия дорогостоящего оборудования и материалов, поэтому проведение таких работ, в полном объёме, иногда вызывает затруднения. Здесь на помощь приходят информационно-компьютерные технологии, так как сих помощью можно отобразить на экране, как в виде презентации, так и в виде видеофильма весь технологический процесс хода работы с последующим описанием процесса и анализом полученных результатов. Например, лабораторную работу «Нанесение антикоррозионного слоя гальваническим покрытием» я провожу демонстрацией этого процесса, с сопутствующими комментариями, при помощи программы просмотра видеофильмов TheKMPlayer, а работу «Испытание стали и чугуна на твердость» с помощью программы PowerPoint.
Используемые возможности ИКТ:
интернет – поиск информации;
FineReader – обработка сканированных фотографий;
PowerPoint – создание презентаций;
Excel – создание графиков;
VKMusic– закачка видео сYouTubeи др.;
FormatFaktory– изменение формата видео;
MovieMaker – создание видео;
TheKMPlayer и др. – демонстрация фильмов
Уроки проверки и оценки знаний.
Возможность создания текстовых тестов, тестов в виде презентации, а также программ компьютерного тестирования позволяет проводить оценку знаний в наиболее простой и удобной форме, как для преподавателя, так и для обучающегося. Причем уровень сложности преподаватель может установить самостоятельно.
Дистанционное обучение и внеаудиторная самостоятельная работа.
К сожалению, бывают ситуации, когда студент не имеет возможности достаточно длительное время посещать аудиторные занятия. Здесь опять приходят на помощь информационно-компьютерные технологии. Наличие у преподавателя собственного сайта, где размещаются конспекты лекций, презентации, тесты и другие материалы, используемые учителем на уроках, позволяет заболевшему ученику не быть оторванным от учебного процесса, а электронная почта дает возможность преподавателю выдавать различные задания и проверять их. Также ИКТ позволяют студенту самостоятельно искать интересующий материал, создавать собственные проекты, подготавливать рефераты, доклады и многое другое.
Вывод.
Проведенный срез знаний показывает, что за счет своих возможностей информационно-компьютерные технологии действительно помогают повысить уровень успеваемости.
