Использование ИКТ в работе с родителями в ДОУ
Взаимодействие детского сaда и семьи - необходимое условие всестороннего развития дошкольников, так кaк наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Работа с родителями в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС в настоящее время направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника.
Современные родители - грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты и ограничены во времени для получения большого объёма информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьёй. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Одной их таких форм является использование ИКТ в работе с родителями.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей.
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа, кино, видео, аудио) для достижения педагогических целей.
Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повышают качество работы с родителями воспитанников, помогают педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Преимущества использования ИКТ технологий во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:
-
родителям предоставляется возможность быть в курсе реализуемых программ;
-
минимизируется время доступа родителей к информации;
-
обеспечивается оперативная осведомленность в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребёнка; реализуется возможность воспитателя продемонстрировать фотоматериалы, связанные с деятельностью ребёнка в детском саду;
-
обеспечивается индивидуальный подход к родителям воспитанников,
виртуальный диалог воспитателя и родителей группы;
В своей педагогической практике использую следующие способы и формы использования ИКТ.
-
Оформление наглядной информации.
С помощью ИКТ осуществляю подбор иллюстративного материала для оформления музыкальных уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, буклетов, фотовыставок, «шпаргалок», памяток, фотогазет. За последние годы оформлены папки – передвижки, созданы буклеты, консультации и др.
Красочный продуманный дизайн подобранного материала привлекает внимание родителей, помогает облегчить восприятие нужной информации и вызывает их на общение.
-
Электронное сопровождение документации группы в программе Microsoft Office Word (сведения о родителях, протоколы собраний).
Достаточно набрать один раз схему, таблицу в документации групп и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
-
Создание презентаций, видеофильмов, слайд-шоу
Важным элементом использования ИКТ для эффективного взаимодействия ДОУ с родителями является проведение тематических родительских собраний, консультаций с использованием материалов,
разработанных в программе Power Point. Многие выступления, проводимые мною в нетрадиционной форме, сопровождаются презентациями. Тематика выступлений разнообразна. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний с использованием ИКТ повышает интерес родителей к вопросам обучения и воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем.
Презентация становится своеобразным планом собрания, его логической структурой, используется на различных его этапах. Благодаря презентациям представляется теоретический материал.
С помощью видеофильмов и слайд-шоу, созданных с помощью программы Киностудия Windows Live, родителям предоставляется возможность проследить ключевые события из жизни своих детей в детском саду.
-
Организация онлайн взаимодействия
Преимущества использования электронной почты заключаются в том, что до сведения родителей можно доносить большой объём информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьёй. В своей практике с помощью электронной почты обмениваемся с родителями материалами для конкурсов, сценариями к мероприятиям.
У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей. Родители детей знают, что они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. Имеется возможность проинформировать родителей индивидуально
об успехах или трудностях ребёнка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативно получить официальную информацию о жизнедеятельности ДОУ, познакомиться с нормативно-правовыми документами.
Для эффективного партнёрского взаимодействия родителей между собой и педагогами в неформальной обстановке создана страница в социальной сети Вконтакте. Её наличие несет в себе информационно-познавательную функцию. Родители сами проявили инициативу по созданию страницы, активно используют её для обмена фото- и видео - материалами с утренников и других мероприятий детского сада. В свою очередь, совместно с педагогами ДОУ на
страницах сайта ДОУ размещаю групповые консультации по различным темам, освещаю тематику текущей недели, вношу предложения по развитию групп (например, по оснащению предметно-развивающей среды, оформлению групповых помещений). Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности.
-
Участие в интернет-конкурсах
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность участия в конкурсах различного уровня. Дистанционные мероприятия объединяют воспитанников, родителей воспитателей и педагогов, побуждают к взаимодействию.
Результатом такого сотрудничества в моей практике стало участие воспитанников во многих мероприятиях на уровне ДОУ и городском уровне.
Важно отметить, что использование ИКТ в работе с родительским коллективом необходимо продуктивно сочетать и с традиционными способами взаимодействия.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе является сегодня одним из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.