Использование ИКТ в воспитательной работе
Посредством применения информационно-коммуникационных ресурсов решается и вопрос осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении: ребёнок с ослабленной памятью или замедленным темпом усвоения получает возможность вернуться к тому моменту видеоролика, который он недостаточно хорошо усвоил или запомнил. Большую популярность у детей имеют уроки с применением интерактивной доски и использованием средств SMART Board. Это поистине уникальное средство активизации взаимодействия учителя с классом.
Благодаря объединению проекционных технологий с сенсорным устройством, она позволяет не только отображать объекты, но и управлять процессом презентации: электронным маркером вносить поправки, коррективы и комментарии поверх видеоклипов или заранее созданной презентации, осуществлять движение объектов (например, выстроить иерархическую лестницу, установить последовательность изученных событий и т.д.). Широкий спектр цветов на интерактивной доске, позволяет преподавателю акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых блоках информации, осуществлять анализ и синтез информации, чем обеспечивается высокий уровень усвоения материала. Эффективным способом проверки знаний является компьютерное тестирование, при котором ребёнок выбирает такой темп работы, который ему удобен, а то, что результат выполнения работы оценивает компьютер, способствует снижению уровня тревожности у ребёнка. Неоспоримым аргументом в пользу применения информационно-коммуникационных технологий на уроках является и то, что учащиеся сами становятся активными участниками образовательного процесса: ребята с интересом готовят проекты, презентации по выбранным темам, используя интернет - ресурсы, материалы электронных справочников. В результате изученный материал лучше усваивается и запоминается, что без сомнения способствует увеличению эффективности обучения.
Использование ИКТ в воспитательной практике
Поиск и сбор информации;
Банки данных по различным направлениям воспитательной работы; Развитие исследовательских способностей детей (создание проектов);
Формирование и развитие школьных СМИ;
Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);
Развитие школьного сайта;
Разработка грамот, дипломов и пр.;
Подготовка педсоветов на воспитательные темы;
Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
Информация для классных часов;
Виртуальный музей;
Портфолио школьника;
Компьютерные карты здоровья;
Планы самовоспитания детей;
Игры, конкурсы, викторины;
Обобщение опыта.
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. Цель деятельности классного руководителя - это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, его успешной самореализации в обществе. Но для того, чтобы ребенок верил в искренность слов учителя, самому классному руководителю необходимо саморазвиваться и самореализовываться в обществе.
За последние несколько лет ИКТ утвердили свои позиции в учебно-образовательном процессе - нет педагога, который не пользовался бы компьютером на своих уроках. Но возможности ИКТ в воспитательной работе с детьми пока еще не исчерпаны. Тем не менее, в методических рекомендациях, четко определены функции классного руководителя. Изучив данные функции, можно определить круг мероприятий, где возможно использование ИКТ.
В организационно-координирующей функции классный руководитель устанавливает контакт с родителями учащихся. Самый распространенный вид работы с семьей - это родительские собрания. Один раз в четверть проводятся классные родительские собрания, 1 раз в полугодие организуются общешкольные встречи с родителями. В школе практикуется применение ИКТ для такого рода мероприятий. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам, процент посещения родительских собраний увеличивается, т.е. растет доверие к школе.
К коммуникативной функции относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы «Это интересно», ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий.
Классные и информационные часы целесообразно сопровождать компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учащимися. Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.
Особое внимание необходимо уделить занятости обучающихся во внеурочное время. Помимо обычных кружков по интересам и факультативам школе необходим компьютерный клуб (игровой, музыкальный), творческие группы по разработке различных вопросов информационных технологий, одной из групп является группа разработки школьного веб-узла, компьютерного моделирования (создание выпуска школьной газеты).
С другой стороны, педагог, активно использующий в своей работе ИКТ, может столкнуться с определенными рисками, которые условно можно разделить на две группы.
Ресурсные риски
отсутствие надлежащего оборудования и свободного доступа к компьютеру, как следствие, к Интернету;
ограниченный выбор доступных программных продуктов, которые можно применить в воспитательной работе;
низкое качество электронной образовательной продукции.
Мотивационные риски
низкая мотивация педагогов к освоению ИКТ;
некомпетентность учителя;
слабо разработанная система повышения информационно-коммуникационной грамотности учителей, учитывающая их профессиональные запросы;
отсутствие поддержки в коллективе.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. За счёт чего же это происходит? Прежде всего – аудио- и видеоряд помогают воссоздать ситуацию, погружая нас в определённые состояния. Именно этот механизм – эмоциональное погружение – и лежит в основе новых возможностей. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам, и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру, то самое «ценностное сито».
Однако эффективность использования информационных технологий во многом зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – ученик». Нельзя не отметить важность других средств и механизмов воспитательной работы, так как по большому счёту это только средство, которое должно быть адекватно основным воспитательным целям и задачам.
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь – изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении внеклассных мероприятий).
К такой деятельности относятся классные, информационные часы «Это интересно» с использованием презентаций, составленными либо учителем, либо учащимися, ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий с использованием презентаций.
Все материалы школьных мероприятий обрабатываются, систематизируются в папки. Ведутся видеосъемки мероприятий. Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя. Завершая учебный год, создается творческий отчет о том, как они прожили год. Каждый класс представляет презентацию или фильм о жизни коллектива ребят.
Проведение подобных мероприятий требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя сценарий с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что занятия, мероприятия, включающие слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате реализации всех упомянутых направлений в нашей школы значительно повысился интерес учителей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учеников.
Каждый год наши ребята принимают участие в ряде городских конкурсов с применением ИКТ (литературные праздники, конкурсы Web-сайтов по различным направлениям, конкурс СМИ, фотографий…). Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»
Можно подвести итог и сделать вывод, что в воспитательной работе школы
ни одно школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ;
растет интерес школьников к участию в городских, областных конкурсах с использованием ИКТ, в школьных тематических конкурсах презентаций;
классные руководители используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий;
классные руководители участвуют в школьных, городских воспитательных мероприятиях с использованием ИКТ;
каждый классный руководитель работает над созданием методической копилки.
Таким образом, внеурочную деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.
Список литературы.
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы. – Астана.
2. Закон «Об образовании» Республики Казахстан. – Алматы, 2010.
3. Воробьева О.Я. Создание и практическая реализация мультимедийных курсов лекций. Оренбург.: ОГУ, 2004.
4. Роберт И.В. Научно-педагогические исследования в области информатизации профессионального образования //Ученые записки. Вып. 14. - М.: ИИО РАО, 2004.
5. http://www.openclass.ru/blogs/82956
6. http://r.kem-edu.ru/ito2008/DswMedia/mashkina.htm