Использование ИКТ во взаимодействии с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка , в том числе и музыкального, создаются в семье.
Конечно, хорошо, когда ребёнок растёт в такой семье, где слушают Моцарта и Баха, в доме есть музыкальный инструмент, на котором играют родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Таких семей крайне мало. В детском саду мы учим детей вслушиваться в музыку, проявлять творческую фантазию, импровизировать, петь, танцевать, прививаем культурные и эстетические ценности. А дома взрослые навязывают ему "современную эстраду", ведь ребёнок поневоле слышит то, что включают взрослые.
Поэтому основной задачей музыкального руководителя является объяснить родителям:
что музыка является ведущим видом деятельности дошкольников,
- что в дошкольном возрасте все дети должны заниматься музыкой,
- что музыкальное воспитание в дошкольном учреждении активизирует не только музыкальные способности, но и всесторонне развивает детей, и родители могут помочь своим детям в этом.
В своей работе я имею возможность использовать такие компьютерные средства, которые способствуют:
-
повышению компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей;
-
пропагандируют музыкальное искусство ;
-
вовлекают в музыкально-образовательный процесс.
Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать музыкальное воспитание.
Сейчас я кратко расскажу о путях применения компьютерных технологий в процессе взаимодействия с родителями воспитанников:
-
применение программы Microsoft Office PowerPoint;
-
применение программы Microsoft Office Move Maker(Киностудия Windows Live );
-
применение программы Microsoft Office Publisher;
-
электронная почта;
-
создание страницы музыкального руководителя на сайте детского сада.
Одна из наиболее эффективных форм работы с родителями – это выпуск листовок, памяток; папок – передвижек, разработанных в программе Microsoft Office Publisher. В листовках и памятках лаконично описываются правила поведения в театре, на концерте, даются интересные сведения из мира музыки, даются советы. Например: серия памяток "Путешествие в мир музыки"; "Правила поведения на детском празднике" ; листовки "Как организовать музыкальную деятельность детей" и др.
Особой популярностью наравне с листовками, пользуются буклеты. По определению: «Буклет — рекламно-информационное издание, отпечатанное на одном листе, как правило, многокрасочное, сфальцованное (сложенное) любым способом в один или несколько раз. Основной задачей буклета является информирование родителей, они в своем роде - уникальные носители рекламы». Красочный и правильный дизайн буклетов помогает родителям облегчить восприятие информации.
Изготовление буклетов не требует особых затрат, и при этом они достаточно информативны. Яркие и запоминающиеся, буклеты не только привлекают внимание родителей воспитанников, но и снабжают их необходимой информацией по музыкальному воспитанию детей, об охране детского голоса, об организации домашнего театра и многое другое.
Следующим важным элементом использования ИКТ для взаимодействия с родителями является компьютерная презентация. Презентации разрабатываются в программе Power Point. Они носят просвещенческий характер, направлены на расширение знаний родителей в области музыкального воспитания детей. Благодаря презентациям появилась возможность представить не только основные теоретические сведения, аналитический материал (графики, диаграммы по результатам диагностики, результаты анкетирования и т.д.), но и продемонстрировать слайд-шоу, которые пропагандируют музыкальное искусство, а так же рассказывают о проведенных мероприятиях в группе и детском саду.
Тщательно подготовленные, содержательные презентации могут совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку разобраться в мире музыки.
Наряду с демонстрационными разработками в виде презентаций я активно пользуюсь в работе фото и видеокамерой, цифровые ресурсы которых использую потом для создания видеороликов.
Видеоролики создаю в программе Киностудия Windows Live. Эта программа позволяет создавать собственные фильмы из имеющихся на компьютере фотографий или рисунков, видео роликов, в том числе и скаченных с видео сервисов Интернет-сети, звуковых файлов и музыки. Созданный фильм в программе можно дополнить названием, заголовками и титрами, а так же красивыми переходами с оригинальными эффектами, которые монтируются в фильм и дают возможность оригинального оформления фильма. Готовые видеоролики транслируются на родительских собраниях.
Просматривание таких роликов, сопровождаемое комментариями, значительно расширяет представления родителей о музыкальном искусстве. Предлагаю вашему вниманию несколько роликов. созданных в этой программе.
По мере накопления материала, возникла необходимость его систематизировать. Так появилась медиатека. «Медиа» - это не только аппаратные устройства, но и носители информации, которые хранятся и распространяются отдельно от аппаратных устройств. Медиатека представлена в виде:
-
презентаций;
-
видеофильмов, иллюстрирующих различные виды искусства;
-
клипов к различным музыкальным произведениям;
-
мультфильмов, в основе которых лежит классическое музыкальное произведение;
-
анимационного фона, при исполнении различных песен.
Родителям интереснее познакомиться с вопросами по музыкальному воспитанию детей используя медиапособия,
Другой эффективной формой взаимодействия с семьей является использование электронной почты. У современных родителей, несмотря на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время. В такое взаимодействие сначала были вовлечены наиболее активные и заинтересованные родители, которые предоставили свои контакты с адресами электронной почты.
Такой вид общения стал для родителей источником информации различного характера. Со страниц электронной почты родители получают информацию:
-
советы по музыкальному развитию;
-
фотоотчеты с мероприятий;
-
расписания проводимых мероприятий, праздников, развлечений;
-
ссылки на музыкальные сайты и многое другое полезное и интересное.
Постепенно круг такого общения расширяется. Появилась и обратная связь. Родители стали присылать мне на электронную почту ссылки на заинтересовавшие их сайты. Так, благодаря родителям, я узнала о существовании DVD - дисков "Музыка с мамой" Екатерины и Сергея Железновых.
Кроме различных видов детских музыкальных занятий и подвижных игр, в серию дисков вошли также нужные для каждого ребенка музыкально-образовательные программы:
русские народные колыбельные,
логопедические песенки, песенки для знакомства с буквами и обучения чтению,
сказки и песенки для обучения сложению и вычитанию в пределах десяти и для запоминания таблицы умножения,
песенки и упражнения для развития абсолютного слуха и игры на детских музыкальных инструментах.
Адресованы эти материалы семье для обеспечения традиционных, эффективных и веселых детских музыкальных игр-занятий с малышами от 5 месяцев до 5 лет. Я поделилась этой информацией с другими родителями, и сейчас многие скачали из Интернета эти диски и с удовольствием занимаются дома музыкальным развитием своих детей.
Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагогов, в том числе и музыкального руководителя несет в себе создание сайта детского сада. Наш детский сад имеет свой сайт на котором любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
В дальнейшем планирую создать страницу музыкального руководителя на сайте детского сада, на которой можно открыть форум, на котором родители смогут выразить свое мнение о музыкальном воспитании детей, а так же обменяться последними новинками в области музыки.
В заключение, хочется отметить, что используя ИКТ в своей работе, я открыла для себя очень много нового и интересного, а самое главное эта работа доставляет удовольствие не только мне, но и родителям и, конечно, детям.. Мы вместе с детьми, с родителями входим в увлекательный мир информационно-коммуникационных технологий, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными.