ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сандыбекова Регина Тимуровна,
студентка 4 курса специальности «Начальное образование»
Сыздыкова Бакыт Сапарбековна,
педагог-исследователь, преподаватель физики и математики,
КГКП «Костанайский педагогический колледж»
Управления образования акимата Костанайской области
Современное общество быстрыми темпами идёт в направлении его глобальной информатизации. Информатизация всех сфер жизни и деятельности общества призывает видеть значимость вопроса информатизации образования. В стране стремительно идет высокий технический рост, а вместе с ним меняется и видение будущего образования, высоких результатов которого, можно достичь лишь используя современные технологии, подходы и методы.Актуальность темы определяется необходимостью в выявлении потребности и возможностях использования информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения математики в начальной школе и приобщения подрастающего поколения к современным методам осуществления информационной деятельности при изучении и исследовании математических объектов, явлений и закономерностей.
В условиях активного развития информационных технологий важной проблемой для образовательной отрасли становится повышение уровня информатизации сотрудников. Её решение будет способствовать улучшению качества образования, повышения уровня заинтересованности и в дальнейшем сокращению времени на подготовку к урокам. Одним из наиболее эффективных методов решения проблемы является увеличение использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. В данной статье рассмотрены возможности использования информационных технологий при обучении математике младших школьников. При систематическом и целенаправленном применении информационно- коммуникационных технологий на уроках математики в начальной школе будет совершаться реализация принципов наглядности и доступности с целью улучшения познавательной активности.
Новые информационные технологии являются важным толчком к развитию, в частности, для подрастающего поколения, но и немаловажными и для современных учителей. Технические средства обучения повышают интерес обучающихся к образовательному процессу, стимулирует развитие у них творческих способностей, делая образовательный процесс более продуктивным.
По мнению автора книги «Информационные технологии в образовании» Пащенко О.И., «Информационная технология» — это способы, методы, средства создания, хранения, обработки и передачи информации средствами компьютерной техники.
Единство понятий «информационная технология» заключается, прежде всего, в том, что в основе разных определений лежит один процесс, под которым понимается определённая совокупность действий, направленных на переработку информации с помощью информационно- коммуникационных средств. При этом любой технологический процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных методов и средств.
Информатизация образования — это процесс обеспечения необходимыми методами, приемами и средствами сферы образования с целью внедрения качественной переработки информации с помощью компьютерных технологий, которые способствуют реализации психолого-педагогических задач в обучении школьников.
Информатизация образования включает следующие направления:
— создание и развитие материально-технической базы, информационной и сетевой инфраструктуры;
— разработка и использование высококачественного программно-методического обеспечения;
— выработка современного подхода к повышению эффективности обучения на основе новых информационно-коммуникационных технологий;
— подготовка специалистов, обладающих информационно-педагогической культурой.
Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий особенно актуальны в начальной школе. Это обусловлено тем, что ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление. Очень важно строить их обучение и воспитание, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, который вовлечет в процесс восприятия нового материала все органы чувств: зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Виды использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в младших классах:
-программные системы контроля знаний;
-урок с мультимедийной поддержкой;
-обучающие игры и развивающие программы и т.д.
Для создания презентаций можно использовать следующие приложения: «Microsoft PowerPoint», «Google-Презентации», «Keynote», «ActivInspire», но для создания презентаций на урок также можно использовать «Prezi» — сетевой сервис создания презентаций нового качества. Это холст, на который можно как угодно наносить текст, картинки, видео и другие объекты в разнообразных местах, потом соединить маршрутом просмотра и получить готовую презентацию.
Для создания тематических интерактивных заданий можно использовать: «Kahoot!»- игровую обучающую платформу, используемую в классе в школах и других учебных заведениях; «Quizizz» - сервис для создания опросов и викторин; «Bilimland»- это цифровая образовательная платформа, основанная на передовых достижениях мировых лидеров электронного обучения. Приложения необходимо применять исходя из возрастных особенностей и возможностей. При создании интерактивных заданий можно использовать приложения: «Wordwall» и «Learning Apps».
Например, для актуализации знаний по пройденной теме подготовить задание при помощи конструктора для создания интерактивных учебных модулей по разным предметным дисциплинам для применения на уроках- LerningApps и задание, созданное в приложении «Wordwall»- на этапе закрепления нового материала. Достоинства данных платформ заключаются в бесплатном использовании, большом выборе готовых игровых заданий, а также любое из предложенных упражнений в галерее можно использовать как шаблон для своего приложения, простой процесс создания упражнений. Хотелось бы отметить, что использование мультимедийных презентаций очень важно при разборе текстовой задачи: с помощью презентации мы предлагаем ребенку реальную ситуацию, показывающую реальные объекты и связи между ними. Затем, опять же благодаря презентации, мы оказываем помощь ребенку в абстрагировании, переводе задачи на математический язык, используя схематическую модель.
Таким образом, приемы и способы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении начального курса математики позволяют повысить у учащихся оперирование различными образами и наглядными представлениями, а также сформировать у них активную познавательную позицию. Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики реализуют принципы доступности, наглядности и систематичности, а также улучшают познавательную деятельность учащихся.
Список использованной литературы
Киселев Г.М. Бочкова Р. В., Информационные технологии в педагогическом образовании – М., 2014.
Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6.
Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании – 2013- 227 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.
Советов Б.Я. Информационные технологии в образование и общество XXI века. // Информатика и информационные технологии в образовании, 2004, № 17.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.НИИ школьных технологий, 2005г.
Тимкин С.Л. Сборник научно-методических материалов по использованию информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – Омск, 2008.