СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена вопросу организации учебной деятельности в условиях новых федеральных государственных стандартах на уроках информатики. Автор говорит о проектном методе обучения, раскрывает этапы реализации метода.

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий на уроках информатики»



Использование инновационных технологий на уроках информатики

  1. Краткая аннотация работы:

Статья посвящена вопросу организации учебной деятельности в условиях новых федеральных государственных стандартах на уроках информатики. Автор говорит о проектном методе обучения, раскрывает этапы реализации метода. На основе собственного педагогического опыта предлагает проекты, которые можно выполнить, используя прикладные программы, изучаемые в школе.



  1. Содержание

2.1 Введение

2.2 Применение метода проектов в преподавании информатики

2.3 Этапы работы над проектом

2.4 Из опыта работы

3. Список использованных источников и литературы



2.1 Введение Место предмета информатики и информационных технологий в учебном процессе – особое. С одной стороны, до сих пор в современной школе существует мнение, что информатика не столь важный и приоритетный предмет по сравнению, например, с математикой или русским языком. С другой стороны, в реальной профессиональной деятельности современный человек очень часто должен обладать высоким уровнем определенных информационных умений и навыков. Из выше сказанного вытекает главная задача обучения информатике в школе – сформировать у школьника общие умения и навыки использования информационных технологий.

Формирование информационных умений и навыков в учебном процессе происходит эффективнее, если учитель информатики использует педагогические технологии, т.е. так строит свою деятельность, что все его действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от объяснительно-иллюстративных технологий (если придерживаться такой классификации технологий: объяснительно-иллюстративные, личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения) и технологии развивающего обучения), необходимо перейти на личностно-ориентированные технологии.

Несомненно, что информатика и информационные технологии интегрируются с любым учебным предметом, показывают связь, изученных, допустим, физических свойств и явлений с реальной жизнью (например, при составлении физической модели движения). Таким образом, умения и навыки при использовании программного обеспечения, полученные на уроках информатики, обучающийся может и должен использовать в своей учебной деятельности.

Таким образом, современный подход к информатике в учебном процессе может быть отражен в следующей схеме:

• Информационные технологии должны помогать ученику, особенно старших классов, при изучении всех предметов в школе при систематизации знаний;

• При оформлении творческих, индивидуальных работ, проектов и для получения новых знаний.

При таком подходе желательно, чтобы каждый современный учитель обладал необходимым уровнем использования информационно-коммуникационных технологий, был профессионально компетентен.

Для формирования общих умений и навыков овладения информационно-коммуникационных технологий учениками я стараюсь использовать не только традиционный, объяснительно-иллюстративный метод, но и технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Использую метод проектов, при создании и выполнении проектов проблемное обучение, дифференцированный подход. Притом, что информационные технологии в широком смысле, не являются педагогическими технологиями, в учебном процессе современной школы они используются в первую очередь, как технологии, позволяющие школьнику систематизировать, интегрировать и применять полученные в школе знания.

2.2 Применение метода проектов в преподавании информатики

Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью

предмета. В кабинетах информатики всегда присутствуют компьютеры, и выполнение практических заданий на компьютере становится неотъемлемой частью урока.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это, с одной стороны, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. С другой стороны это - способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В то же время этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемными. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Именно поэтому на уроках информатики полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.

2.3 Этапы работы над проектом:

При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера, можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 Этапы выполнения проекта

Этап

Задача

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

2

3

4

Начало выполнения

Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы

Уточняют информацию, обсуждают задание

Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде

Формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает

Принятие решения

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности

Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование

Наблюдает, консультирует

Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)

Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса, проектирования, объяснения полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта


2.4 Из опыта работы

Из опыта своей работы приведу примеры некоторых проектов

Проект по теме: «Мобильный телефон: друг или враг?»

Краткая пояснительная записка к проекту

Актуальность

Выбранная нами тема важна, так как большинство школьников много разговаривают и играют по сотовому телефону, он является неотъемлемой частью их жизни и не все из них знают, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.

Цели

Выявить положительные и отрицательные стороны влияния сотового телефона на здоровье человека

Задачи

Изучить научную литературу и выяснить какую пользу, и какой вред несет для человека сотовый телефон.

Выяснить преимущества и отрицательные стороны использования  мобильного телефона

Создать памятку «Безопасное использование сотового телефона», в котором дать советы по его использованию.

Краткое описание

  В ходе проведения исследовательской работы мной были выявлены  положительные и отрицательные стороны мобильного телефона. Я разработал памятку по правильному обращению мобильного телефона. Также выяснил, как правильно пользоваться мобильным телефоном. В ходе решения поставленной перед нами проблемы были сделаны следующие выводы:

Сотовые телефоны необходимы в повседневной жизни.

Сотовые телефоны могут оказывать негативное воздействие на здоровье человека.

Необходимо знать правила пользования сотовым телефоном и не пренебрегать ими, чтобы уберечь свой организм от вредного воздействия.

Если следовать этим элементарным правилам, то вред от излучения сотового телефона сведётся к минимуму.

Список использованной литературы

  1. http://www.portal-slovo.ru/

  2. http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml

  3. http://www.portal-slovo.ru/,

  4. www.mednovosti.ru

Отзыв руководителя

Учащийся, в ходе работы с проектом, показал самостоятельное владение навыками сбора информации, однако этапы обработки, систематизации и представление материала вызвали у него определённые затруднения. Практическую часть-составление памятки, презентации учащийся выполнял самостоятельно, с корректировкой, затруднение возникло на этапе оформления самой работы. Учащийся продемонстрировал низкий уровень сформированности познавательных УУД, средний уровень - регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.


Проект «Анимация в PascalABC.NET»

Краткая пояснительная записка к проекту

Актуальность

Многие люди считают программирование скучным и сложным делом, где нельзя сделать что-то красивое. Данный проект призван показать, что Pascal ABC может быть наряду с такими программами, как Adobe Photoshop, Paint, GIMP, т.е. программой для творчества.

Цель

Написать программу анимации в среде PascalABC.NET

Задачи

  • Изучить графику PascalABC.NET;

  • Написать программу анимации в PascalABC.NET;

  • Протестировать программу.

Краткое описание

Чтобы написать программу анимации в среде программирования PascalABC, нужно, разумеется, изучить принципы, по которой работает графика в PascalABC. После того, как я изучил как работает данный вид графики, я думал какую анимацию стоит сделать. Так как я впервые пишу подобные программы, я решил запрограммировать самую простую анимацию – замкнутое движение круга по треугольнику. Далее я программирую эту анимацию используя определенные операторы. После этого я получаю продукт – простую анимацию, написанную в Паскаль!




Фрагмент анимации


Код анимации






Литература:

  1. Паскаль для школьников. Д. М. Ушаков Т. А. Юркова – СПб.: Лидер, 2010 ISBN 978-5-469-00492-9

  2. PascalABC.NET: Введение в современное программирование. А. Осипов – Ростов-на-Дону, 2019

  3. Информатика.: учебник для 9 класса. Л. Л. Босова А. Ю. Босова. – 3-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. ISBN 978-5-9963-1901-5

Интернет-ресурсы:

  1. http://grafika.me/node/520

  2. http://labs-org.ru/pascal-4_2

  3. http://pascalabc.net

Отзыв руководителя

Учащийся, в ходе работы с проектом, показал полное владение навыками работы с информацией: сбор, анализ, структурирование, представление результатов. Работа выполнена самостоятельно, с небольшой корректировкой на консультациях, замечания учтены и недочёты исправлены. Учащийся продемонстрировал высокий уровень сформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Заключение

В результате можно сделать следующие выводы:

  • Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

  • Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями.

  • Применение проектной методики даёт высокие результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития. Прежде всего, это обусловлено:

  • проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

  • неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

3. Список использованных источников и литературы

  1. Сысоева Т.В.. Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ в общеобразовательной школе. Первое сентября [электронный ресурс]/ http://festival.1september.ru/articles

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе обра- зования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

  3. [электронный ресурс]/ http://wiki.iro48.ru/images/6/6d/Дипломный_ проект.pdf

  4. [электронный ресурс]/ http://pandia.ru/text/78/287/45794.php

5. [электронный ресурс] / http://edu.evnts.pw/materials/126/15925/