СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных технологий на занятиях в спо

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье показана значимость применения интерактивных технологий для развития познавательной активности студентов и успешного формирования профессиональных компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных технологий на занятиях в спо»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ В СПО

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (ФГОС СПО) с целью формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся необходимо использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий.

Если на занятиях есть возможность использовать мультимедийные объекты, тексты, аудиофайлы, графику, видео, осуществлять построение таблиц, диаграмм в одном приложении, то занятия становятся интереснами для студентов, у них появляется познавательный интерес. Программные средства для данной аппаратуры являются

универсальными, что позволяет использовать их совместно с популярными операционными системами (Microsoft Windows, Linux, Mac OS).

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и учащегося.

В настоящее время разработано достаточно большое количество технологий интерактивного обучения (работа в сменных парах, работа в малых группах, броуновское движение, мозговой штурм, дебаты, дискуссия и др.) Кроме того, каждый преподаватель может самостоятельно разрабатывать новые формы работы с аудиторией.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

  1. пассивная - учащийся выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

  2. активная - учащийся выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

  3. интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Учащийся и преподаватель являются равноправными субъектами обучения.


Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [1].

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы [2].

Внедрение интерактивных технологий позволяет создавать такие условия обучения, в которых студенты имеют возможность активно взаимодействовать между собой, участвовать в ролевых играх и ситуациях, смоделированных преподавателем [2].

Вовлечение студентов в совместную деятельность плодотворно сказывается на их индивидуальной активности, которая является самым первым и значимым толчком для качественного понимания и осмысления изучаемого материала. Использование интерактивных технологий позволяет избавиться от боязни выступать перед аудиторией и развивает речь. Работа в сменных парах даёт возможность развить умение адаптироваться к разным партнёрам, «мозговой штурм» учит быстро и чётко излагать свои идеи, не теряя времени на анализ.

При проведении интерактивных занятий просто необходимо использовать компьютерные технологии, например, программу Power Point, считая её наиболее интересной и значимой при изложении нового материала, проведении контрольных работ, демонстрации студентам результатов собственного учебного труда.

Программа PowerPoint из пакета MS Office, впервые появившаяся в комплекте программ MS Office в 1990 году, быстро завоевала популярность и до сих пор используется для создания презентаций. Обладая достаточно простым интерфейсом, интуитивно понятным человеку, привыкшему работать с офисными программами, PowerPoint позволяет быстро создать красочную презентацию.

PowerPoint позволяет добавлять видео и аудио записи, графику различных форматов и текст; осуществлять анимацию слайдов для наглядности; используя гиперссылки, презентацию PowerPoint можно превратить в занимательную игру, где все последующие действия зависят от выбора ответа и т.д.

Рассмотрим подробнее интерактивные методы, чаще всего использующиеся в учебном процессе на занятиях в СПО.

Широко используется технология критического мышления, позволяющая развивать мыслительные навыки студентов, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные явления). Технология хороша тем, что студенты учатся адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность.

Эссе - один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь студентам подытожить свои знания по изученной теме. Для преподавателя - это возможность получить обратную связь.

Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение соответствующими компетенциями и развитие мыслительной деятельности [3].

При создании проблемных ситуаций используются разнообразные методические приемы, например, вопросно-ответная форма. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречивые ситуации.

При объяснении нового материала можно использовать две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу. В ходе проблемного изложения преподавателю следует не просто излагать материал, а размышлять, рассматривать возможные подходы и пути решения. Студенты следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное построение занятия следует применять, когда материал уже изучен и не слишком сложный. Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь студентов к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов.

Очень удачно можно использовать проблемные задачи и на завершающем этапе закрепления пройденного материала, при повторении, в качестве домашних заданий.

Форма занятия может быть разнообразной – это «Урок - пресс-конференция», «Урок-диспут», «Урок-суд», «Урок - дискуссия», «Урок-диалог», «урок - ролевая игра», «круглый стол», «Урок - аукцион», которые всегда предполагают спор, столкновение различных точек зрения. Роль преподавателя сводится к тому, чтобы задавать перекрестные вопросы и оценивать речи всех участников дискуссии. Но оценивать здесь надо не с точки зрения «правильно - неправильно», а умение высказывать и аргументировано отстаивать свое мнение [4].

На занятиях следует широко применять проектную деятельность студентов. Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения на практике.

Основная цель проектной деятельности – формировать деловые качества личности, увеличить объём изученного материала, активизация процесса обучения на основании мотивации деятельности, творчества [5].

Работая над проектом, обучающиеся получают возможность работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, учатся оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Опыт разрешения, пусть локальной, но целостной проблемы формирует привычку доводить дело до конца, не останавливаться на полпути. Результат работы над проектом позволяет увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в процессе творческой деятельности.


Анализ успеваемости и посещаемости студентами интерактивных занятий позволяет сделать вывод, что интерактивное обучение студентов способствует повышению мотивации к обучению, что обеспечивает повышение качества образования.


Библиографический список

1.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2006.- 107с.

2.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2016. -352с.

3.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2014

4.Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2014.

5.Ярулина Л.Р., Развитие учебной мотивации студентов/ Л.Р. Ярулина // СПО. - 2016. - №4. - с. 30-32.