СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с ООП

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке раскрываются особенности обучения детей с  особыми образовательными потребностями

Просмотр содержимого документа
«Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с ООП»

Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с ООП

Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с ООП

Дети с нарушением психофизического развития (с ОПФР) в возрасте до 3 лет – дети, которым определен медицинский диагноз в младенческом или раннем возрасте (синдром Дауна, ДЦП и т.д.). Дети с фактором риска нарушений развития – группа детей от рождения до 3-х лет, чье психическое развитие вызывает тревогу специалистов вследствие слабовыраженных органических повреждений мозга (врожденных, полученных во время родов, а также в ранний период жизни) либо предпосылок социального характера, приводящих к нарушениям психического развития. Данное состояние, как правило, не диагностируется медиками до возраста 2,5-3 лет. Когда ребенок попадает в зону внимания специалистов, в большинстве случаев у него уже появляются вторичные нарушения и предпосылки затрудненной социализации.

Дети с нарушением психофизического развития

(с ОПФР) в возрасте до 3 лет – дети, которым определен

медицинский диагноз в младенческом или раннем возрасте

(синдром Дауна, ДЦП и т.д.).

Дети с фактором риска нарушений развития – группа детей от рождения до 3-х лет, чье психическое развитие вызывает

тревогу специалистов вследствие слабовыраженных

органических повреждений мозга (врожденных, полученных во

время родов, а также в ранний период жизни) либо предпосылок

социального характера, приводящих к нарушениям психического развития.

Данное состояние, как правило, не диагностируется медиками до возраста 2,5-3 лет. Когда ребенок попадает в зону внимания специалистов, в большинстве случаев у него уже появляются вторичные нарушения и предпосылки затрудненной социализации.

Дети с ООП  – это дети, нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания, чтобы максимально раскрыть свой потенциал и интегрироваться в общество. ООП расшифровывается как

Дети с ООП – это дети, нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания, чтобы максимально раскрыть свой потенциал и интегрироваться в общество. ООП расшифровывается как "особые образовательные потребности"

Примеры детей с ООП:

  • Дети с нарушениями слуха,
  • зрения,
  • речи,
  • интеллекта,
  • опорно-двигательного аппарата. 
  • Дети с задержкой психического развития (ЗПР),
  • расстройствами аутистического спектра
  • синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). 
  • Дети, испытывающие трудности в обучении. 

Специальные условия с учетом ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

нарушение слуха

  • звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования
  • видеоматериалы, краткие конспекты лекций, индивидуальные карточки-задания
  • аппаратура, передающая учебный материал и другую информацию на зрительной основе
  • электронные образовательные ресурсы
  • видеоматериалы, сопровождаемые субтитрами
  • анимационные материалы
  • переводчик жестового языка, др.

нарушения зрения

  • рассадка за первыми столами в учебных аудиториях
  • учебные материалы, выполненные увеличенным шрифтом
  • программа «Jaws», др.
  • технические средства ( электронные лупы, дисплеи для считывания книг, плейеры для воспроизведения тактильной информации, др.)

нарушения функций опорно-двигательного аппарата

  • безбарьерная (архитектурная) среда (пандусы, специально

оборудованные санузлы и лифты, широкие дверные проемы и др.)

  • учебные занятия проводятся в аудиториях 1-го этажа
  • учебные и рабочие места имеют специальные
  • приспособления, оборудование, др .

Средовой подход в образовании

В.А. Ясвин, Г. А. Ковалев, Ю.С. Мануйлов,

С.Е. Гайдукевич, И.Н. Миненкова и др.

Изменения средовых ресурсов могут осуществляться через адаптацию и модификацию  Адаптация изменяет характер подачи материала, не изменяя при этом содержание или концептуальную сложность учебной задачи. Области адаптаций: пространство – адаптации, посредством которых изменяется обстановка в группе (классе) (например, разделение помещения на зоны, установка поручней, пандусов и т.д.);  характер обучения – адаптации, посредством которых изменяется то, как педагог осуществляет обучение с точки зрения подачи материалов, видов деятельности (например, полисенсорный подход при интеллектуальной недостаточности);  инструкции – адаптации, посредством которых изменяется подход педагога к предоставлению процедур, методов и обычных занятий (например, жестовая речь при обучении неслышащих);

Изменения средовых ресурсов могут осуществляться через адаптацию и модификацию

  • Адаптация изменяет характер подачи материала, не изменяя при этом содержание или концептуальную сложность учебной задачи. Области адаптаций: пространство – адаптации, посредством которых изменяется обстановка в группе (классе) (например, разделение помещения на зоны, установка поручней, пандусов и т.д.);
  • характер обучения – адаптации, посредством которых изменяется то, как педагог осуществляет обучение с точки зрения подачи материалов, видов деятельности (например, полисенсорный подход при интеллектуальной недостаточности);
  • инструкции – адаптации, посредством которых изменяется подход педагога к предоставлению процедур, методов и обычных занятий (например, жестовая речь при обучении неслышащих);
Общие особые образовательные потребности, характерные для всех детей с ОПФР (В.И.Лубовский)  • потребность в получении специальной коррекционной помощи сразу после установления факта нарушения развития; • потребность в специальных методах, приемах и средствах обучения; • замедленный темп преподнесения новой информации; • меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов с учетом того, что определяющий объем воспринимаемой и запоминаемой информации у них меньше; • контроль за пониманием детьми всего учебного материала, особенно вербального; • построение ситуации обучения с учетом сенсорных возможностей ребенка (оптимальное освещение рабочего места, наличие звукоусиливающей аппаратуры и т. д.)

Общие особые образовательные потребности, характерные

для всех детей с ОПФР (В.И.Лубовский)

• потребность в получении специальной коррекционной помощи сразу после установления факта нарушения развития;

• потребность в специальных методах, приемах и средствах

обучения;

• замедленный темп преподнесения новой информации;

• меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также

всех инструкций и высказываний педагогов с учетом того, что

определяющий объем воспринимаемой и запоминаемой

информации у них меньше;

• контроль за пониманием детьми всего учебного материала,

особенно вербального;

• построение ситуации обучения с учетом сенсорных

возможностей ребенка (оптимальное освещение рабочего

места, наличие звукоусиливающей аппаратуры и т. д.)

Особенности обучения  детей с ЗПР Особенности развития ребенка Особенности педагогической технологии Недостаточность развития восприятия Трудности выделения форм и их расположения относительно друг друга Моторная неловкость и нескоординированность движений Использование широкого спектра материалов Разнообразная предварительная работа по обследованию предметов Образность деталей Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений

Особенности обучения детей с ЗПР

Особенности развития ребенка

Особенности педагогической технологии

  • Недостаточность развития восприятия
  • Трудности выделения форм и их расположения относительно друг друга
  • Моторная неловкость и нескоординированность движений
  • Использование широкого спектра материалов
  • Разнообразная предварительная работа по обследованию предметов
  • Образность деталей
  • Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений
Особенности обучения  детей с РАС Смещение целей с результата на процесс Постепенность введения нового материала Опосредованное участие в изобразительной деятельности  Знакомство с изобразительными материалами через знакомую деятельность, привлекательные предметы

Особенности обучения детей с РАС

  • Смещение целей с результата на процесс
  • Постепенность введения нового материала
  • Опосредованное участие в изобразительной деятельности
  • Знакомство с изобразительными материалами через знакомую деятельность, привлекательные предметы
Особенности обучения  детей с ДЦП Особое внимание организации рабочего места Использование особых приспособлений для рисования Длительное обследование объектов перед изображением Разбивка материала на большее количество этапов Смещение целей первично на процесс, но и выделение полученного результата Индивидуальный подход в выборе нового материала

Особенности обучения детей с ДЦП

  • Особое внимание организации рабочего места
  • Использование особых приспособлений для рисования
  • Длительное обследование объектов перед изображением
  • Разбивка материала на большее количество этапов
  • Смещение целей первично на процесс, но и выделение полученного результата
  • Индивидуальный подход в выборе нового материала
Особенности обучения  детей с речевыми нарушениями Выделение речевых задач перед началом работы Использование ограниченного словаря терминов, особого темпа речи педагога Включение речеподражательных упражнений и стимулирование детей на их повторение  Особая фиксация внимания детей на формах и цветах Интегративное использование изобразительной деятельности и музыки, изобразительной деятельности и художественных произведений Особая роль пластичных материалов

Особенности обучения детей с речевыми нарушениями

  • Выделение речевых задач перед началом работы
  • Использование ограниченного словаря терминов, особого темпа речи педагога
  • Включение речеподражательных упражнений и стимулирование детей на их повторение
  • Особая фиксация внимания детей на формах и цветах
  • Интегративное использование изобразительной деятельности и музыки, изобразительной деятельности и художественных произведений
  • Особая роль пластичных материалов
Особенности работы с тревожными и неуверенными детьми Смещение целей на процесс Включение забавных и нелепых моментов в процесс Стимулирование выбора ребенком материалов, тем Активное использование приемов сотворчества Нестандартное обыгрывание полученных результатов

Особенности работы с тревожными и неуверенными детьми

  • Смещение целей на процесс
  • Включение забавных и нелепых моментов в процесс
  • Стимулирование выбора ребенком материалов, тем
  • Активное использование приемов сотворчества
  • Нестандартное обыгрывание полученных результатов
Особенности работы с гиперактивными детьми Подбор техник и материалов Особая фиксация на полученном результате «Рояль в кустах» или «А что же дальше?» Особое выделение роли ребенка в постановке задач, конечной цели, выборе материалов

Особенности работы с гиперактивными детьми

  • Подбор техник и материалов
  • Особая фиксация на полученном результате
  • «Рояль в кустах» или «А что же дальше?»
  • Особое выделение роли ребенка в постановке задач, конечной цели, выборе материалов
Особенности использование изобразительной деятельности в детско-родительских группах Постановка целей и задач для детей и взрослых Приемы организации сотворчества Особая организация рабочего места

Особенности использование изобразительной деятельности в детско-родительских группах

  • Постановка целей и задач для детей и взрослых
  • Приемы организации сотворчества
  • Особая организация рабочего места
Изменение роли взрослого в ходе обучения изобразительной деятельности Выполнение ребёнком задания с помощью взрослого (руки взрослого делают работу руками ребёнка). Включение помощи взрослого частично (в той части задания, которую ребёнок не может выполнить самостоятельно в силу психофизиологических особенностей). Регуляторная функция взрослого. Оценочная функция взрослого. Полная самостоятельность ребёнка

Изменение роли взрослого в ходе обучения изобразительной деятельности

  • Выполнение ребёнком задания с помощью взрослого (руки взрослого делают работу руками ребёнка).
  • Включение помощи взрослого частично (в той части задания, которую ребёнок не может выполнить самостоятельно в силу психофизиологических особенностей).
  • Регуляторная функция взрослого.
  • Оценочная функция взрослого.
  • Полная самостоятельность ребёнка
 Сотворчество взрослого и ребенка способствует не только развитию мелкой моторики и изобразительных навыков, но и эмоциональному развитию всех участников этого «волшебного процесса», когда просто «нравится творить вместе и видеть готовый результат» Благодарю за внимание!

Сотворчество взрослого и ребенка способствует не только развитию мелкой моторики и изобразительных навыков, но и эмоциональному развитию всех участников этого «волшебного процесса», когда просто «нравится творить вместе и видеть готовый результат»

Благодарю за внимание!