Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с ООП
Дети с нарушением психофизического развития
(с ОПФР) в возрасте до 3 лет – дети, которым определен
медицинский диагноз в младенческом или раннем возрасте
(синдром Дауна, ДЦП и т.д.).
Дети с фактором риска нарушений развития – группа детей от рождения до 3-х лет, чье психическое развитие вызывает
тревогу специалистов вследствие слабовыраженных
органических повреждений мозга (врожденных, полученных во
время родов, а также в ранний период жизни) либо предпосылок
социального характера, приводящих к нарушениям психического развития.
Данное состояние, как правило, не диагностируется медиками до возраста 2,5-3 лет. Когда ребенок попадает в зону внимания специалистов, в большинстве случаев у него уже появляются вторичные нарушения и предпосылки затрудненной социализации.
Дети с ООП – это дети, нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания, чтобы максимально раскрыть свой потенциал и интегрироваться в общество. ООП расшифровывается как "особые образовательные потребности"
Примеры детей с ООП:
- Дети с нарушениями слуха,
- зрения,
- речи,
- интеллекта,
- опорно-двигательного аппарата.
- Дети с задержкой психического развития (ЗПР),
- расстройствами аутистического спектра
- синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
- Дети, испытывающие трудности в обучении.
Специальные условия с учетом ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
нарушение слуха
- звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования
- видеоматериалы, краткие конспекты лекций, индивидуальные карточки-задания
- аппаратура, передающая учебный материал и другую информацию на зрительной основе
- электронные образовательные ресурсы
- видеоматериалы, сопровождаемые субтитрами
- анимационные материалы
- переводчик жестового языка, др.
нарушения зрения
- рассадка за первыми столами в учебных аудиториях
- учебные материалы, выполненные увеличенным шрифтом
- программа «Jaws», др.
- технические средства ( электронные лупы, дисплеи для считывания книг, плейеры для воспроизведения тактильной информации, др.)
нарушения функций опорно-двигательного аппарата
- безбарьерная (архитектурная) среда (пандусы, специально
оборудованные санузлы и лифты, широкие дверные проемы и др.)
- учебные занятия проводятся в аудиториях 1-го этажа
- учебные и рабочие места имеют специальные
- приспособления, оборудование, др .
Средовой подход в образовании
В.А. Ясвин, Г. А. Ковалев, Ю.С. Мануйлов,
С.Е. Гайдукевич, И.Н. Миненкова и др.
Изменения средовых ресурсов могут осуществляться через адаптацию и модификацию
- Адаптация изменяет характер подачи материала, не изменяя при этом содержание или концептуальную сложность учебной задачи. Области адаптаций: пространство – адаптации, посредством которых изменяется обстановка в группе (классе) (например, разделение помещения на зоны, установка поручней, пандусов и т.д.);
- характер обучения – адаптации, посредством которых изменяется то, как педагог осуществляет обучение с точки зрения подачи материалов, видов деятельности (например, полисенсорный подход при интеллектуальной недостаточности);
- инструкции – адаптации, посредством которых изменяется подход педагога к предоставлению процедур, методов и обычных занятий (например, жестовая речь при обучении неслышащих);
Общие особые образовательные потребности, характерные
для всех детей с ОПФР (В.И.Лубовский)
• потребность в получении специальной коррекционной помощи сразу после установления факта нарушения развития;
• потребность в специальных методах, приемах и средствах
обучения;
• замедленный темп преподнесения новой информации;
• меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также
всех инструкций и высказываний педагогов с учетом того, что
определяющий объем воспринимаемой и запоминаемой
информации у них меньше;
• контроль за пониманием детьми всего учебного материала,
особенно вербального;
• построение ситуации обучения с учетом сенсорных
возможностей ребенка (оптимальное освещение рабочего
места, наличие звукоусиливающей аппаратуры и т. д.)
Особенности обучения детей с ЗПР
Особенности развития ребенка
Особенности педагогической технологии
- Недостаточность развития восприятия
- Трудности выделения форм и их расположения относительно друг друга
- Моторная неловкость и нескоординированность движений
- Использование широкого спектра материалов
- Разнообразная предварительная работа по обследованию предметов
- Образность деталей
- Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики и координации движений
Особенности обучения детей с РАС
- Смещение целей с результата на процесс
- Постепенность введения нового материала
- Опосредованное участие в изобразительной деятельности
- Знакомство с изобразительными материалами через знакомую деятельность, привлекательные предметы
Особенности обучения детей с ДЦП
- Особое внимание организации рабочего места
- Использование особых приспособлений для рисования
- Длительное обследование объектов перед изображением
- Разбивка материала на большее количество этапов
- Смещение целей первично на процесс, но и выделение полученного результата
- Индивидуальный подход в выборе нового материала
Особенности обучения детей с речевыми нарушениями
- Выделение речевых задач перед началом работы
- Использование ограниченного словаря терминов, особого темпа речи педагога
- Включение речеподражательных упражнений и стимулирование детей на их повторение
- Особая фиксация внимания детей на формах и цветах
- Интегративное использование изобразительной деятельности и музыки, изобразительной деятельности и художественных произведений
- Особая роль пластичных материалов
Особенности работы с тревожными и неуверенными детьми
- Смещение целей на процесс
- Включение забавных и нелепых моментов в процесс
- Стимулирование выбора ребенком материалов, тем
- Активное использование приемов сотворчества
- Нестандартное обыгрывание полученных результатов
Особенности работы с гиперактивными детьми
- Подбор техник и материалов
- Особая фиксация на полученном результате
- «Рояль в кустах» или «А что же дальше?»
- Особое выделение роли ребенка в постановке задач, конечной цели, выборе материалов
Особенности использование изобразительной деятельности в детско-родительских группах
- Постановка целей и задач для детей и взрослых
- Приемы организации сотворчества
- Особая организация рабочего места
Изменение роли взрослого в ходе обучения изобразительной деятельности
- Выполнение ребёнком задания с помощью взрослого (руки взрослого делают работу руками ребёнка).
- Включение помощи взрослого частично (в той части задания, которую ребёнок не может выполнить самостоятельно в силу психофизиологических особенностей).
- Регуляторная функция взрослого.
- Оценочная функция взрослого.
- Полная самостоятельность ребёнка
Сотворчество взрослого и ребенка способствует не только развитию мелкой моторики и изобразительных навыков, но и эмоциональному развитию всех участников этого «волшебного процесса», когда просто «нравится творить вместе и видеть готовый результат»
Благодарю за внимание!