СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным произведением (А.Н. Леонтьев). Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста.                                                                           

Просмотр содержимого документа
««Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи детей»»


«Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи детей»


Театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным произведением (А.Н. Леонтьев). Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста. Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющие готовые правила, это же отличает её от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем или иным произведением менее устойчива и определена возможность совмещение события из разных литературных источников, введение новых действующих лиц, свободная передача содержания и т.д. Однако оба вида игр близки друг к другу и по значению, и по характеру руководства ими. Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Читая детям, художественные произведения мы используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность (как один из видов игровой деятельности) способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дети с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованная игровая деятельность – это действия, заданное художественным произведением. В ней осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Помимо этого, она позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Развивая речевое творчество через приобщение дошкольников к миру художественной литературы, мы используем следующие формы работы:

  • Слушание сказок по грамзаписи и на дисках

  • Игры с текстом

  • Подвижны и хороводные игры с текстом

  • Работа в уголке книги (выставки книг)

  • Сочинение стихов и придумывание загадок.

  • Сочинение сказок: коллективных, индивидуальных

  • Обыгрывание потешек

  • Чтение литературных произведений

  • Драматизация литературных произведений

  • Дидактические игры по материалам художественных произведений

  • ОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой


Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает организовать театрализованную деятельность детей.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного, или фольклорного произведения.

Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-игровой деятельности в группе создана РППС.

Изготовлены и приобретены различные виды театров, дидактических игр, оформлена подборка иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», игр - драматизаций, народных и подвижных игр со словами, также подобран занимательный материал, направленный на развитие речи детей. В центре театрализованной деятельности находится ширма для показа кукольного, теневого театров, кроме этого при помощи родителей сшита мини-костюмерная. Особое внимание уделяем работе с родителями.

Проведены консультации: «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи», «Помогите ребенку стать артистом»

Работу маленького актера над собой рекомендуем осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре.

1.Упражнения на напряжения мышц:

− рубить дрова;

− волочить тяжелый ящик;

− нести очень тяжелый чемодан;

− дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п.

2.Упражнение на расслабление мышц:

− заснуть на стуле;

− сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т.п

3.Упражнения на развитие воображения:

− передавать друг другу веревку, представляя, что это змея;

− передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;

− передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это.



                           Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать

речь детей.

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня,

 мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у неё острые, шубка тёпленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса?(«Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

                  Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти, речи детей.

Игровое действие:

Вариант 1: Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось

в клубок?»: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)

Вариант 2: Угадай сказку по трём словам:

1) Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»).

2) Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка»).

                 Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по - другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета

Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по - другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я - тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике. Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча.  Словесно-  дидактическая игра «Гуси-лебеди» (с элементами мнемотехники)  Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.

Задачи.

Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.     Игра состоит из нескольких этапов.

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.



Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.

Таким образом, детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что в свою очередь проявляется в театрализованной игре.

Какой материал взять для игры-драматизации в старшей группе ДОУ?

Игра-драматизация может быть проведена на различном материале: русские народные сказки, авторские сказки, произведения в стихотворной форме или в прозе. Дети возраста 5-6 лет уже достаточно хорошо воспринимают даже такие сказки, как «Золушка» Ш. Перро или «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена.

Вот некоторые примеры русских народных сказок: «Заяц-хваста», «Емеля», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Лиса и заяц». Также любимы произведения В. Сутеева (например, «Мешок яблок»), Ш. Перро («Красная шапочка», «Золушка») и других писателей.

Процесс подготовки

Основными средствами воспитателя при организации инсценировок сказок станут картотека и конспект игры. Картотека включает в себя основные сведения о различных драматизациях. В карточке указываются цели проведения инсценировки, атрибуты и декорации, краткий ход игры. Конспект — развернутое описание самой драматизации.

В процессе подготовки к мероприятию воспитатель обсуждает с детьми темы, которые затрагиваются в выбранной сказке, а также подробно анализируются события и персонажи. Предварительная работа занимает много времени, но от нее зависит результат.

Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями к драматизации русской народной сказки «Заяц-хваста». Драматизация сказки «Заяц-хваста»

Небольшая по объему сказка, с простым сюжетом позволяет задействовать практически всех детей. Главные говорящие персонажи — это Заяц и Ворона. В роли рассказчика может выступить сам воспитатель или наиболее способный из детей. Кажется, что требуются только три участника, однако сюжет сказки создается и за счет бессловесных персонажей. Остальные дети должны будут активно и эмоционально изобразить действия собак и других зайцев.

Предварительная работа включает в себя несколько аспектов:

  • Вхождение в сказку. Для того чтобы настроить детей на «лесную» сказку можно прибегнуть к музыкальному сопровождению (запись со звуками леса, пением птиц, воем волков), макету леса из цветной бумаги, картинам с видами леса.

  • Преподнесение сказки детям. Это может быть либо выразительное прочтение воспитателем, либо интересная аудиозапись хорошего качества с чтением по лицам.

  • Обсуждение сказки.

    • Словарная работа. Некоторые слова и даже фразы стоит обсудить с детьми, выяснить, как дети их понимают (например, хвастун, лaпищи, зyбищи; собаки ее подхватили и давай мять).

    • Общий пересказ сказки.

    • Более подробный пересказ по вопросам воспитателя. При этом можно использовать вопросы, которые потребуют от детей задействовать и эмоциональную сферу. Например: Кому хвастался заяц? Как он это делал? Каким голосом, с каким выражением?

    • Обсуждение характера зайца: каким был заяц в начале и в конце сказки.

    • Пробная совместная инсценировка с помощью кукольного театра.

  • Распределение ролей, обсуждение характера персонажей.

Следующими стадиями станут разучивание реплик детьми, многочисленные репетиции и, наконец, само выступление.

Успех инсценировки и драматизации в старшей группе ДОУ — это зависит различных факторов: психологических особенностей детей, их творческих способностей, заинтересованности, уровня предварительной подготовки всех участников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!