Просмотр содержимого документа
««Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»»
«Использование метода пиктограмм в работе с дошкольниками»
Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
«Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К.Д.Ушинский.
Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Актуальность использования пиктограмм:
- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
- применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
- применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Очень широко применяется этот метод в работе с дети страдающих речевым недоразвитием, они имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном (развитие всех видов мыслительных процессов) и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в широкий социум.
Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность такого ребенка в общении, является метод пиктограмм.
Пиктограммы являются средством общения. Использование метода пиктограмм позволяет педагогу сохранить у ребёнка имеющего тяжёлое речевое нарушение мотивацию и желание общаться.
Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствуют развитию слуховой памяти и делают процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным.
Работу с пиктограммой при заучивании стихотворения строится по следующему алгоритму:
Выразительно читаем стихотворение.
Объясняются непонятные слова.
Выделяются в каждой строке главное ключевое слово.
Представляем его в виде символа или рисунка.
Читаем стихотворение еще раз, уже используя пиктограмму.
Дети рассказывают стихотворение с помощью пиктограммы.
Лучшим вариантом можно считать, когда дети сами рисуют или выкладывают опорные картинки.
Дети с удовольствием рассказывают стихи по своим нарисованным картинкам. Этот вид работ можно проводить воспитателям в вечерние часы, и может быть рекомендован родителям для игр с детьми дома.
Литература:
КорвяковаН. Ф. Применение пиктограмм в работе с детьми с особыми потребностями // Проблемы патологии развития и распада речевой функции. – СПб., 1999.
Развитие опосредованной памяти при заучивании стихов с помощью зрительных опор / М.Н. Бакаева// Логопед. - 2011. - № 7. – 120с.