СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода проектов на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации об использовании проектного метода на уроках технологии. Метод проектов и его характеристика

Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов на уроках технологии»

Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии в условиях введения нового ФГОСа.

Пушкина А.С.

учитель технологии и изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 27

г. Йошкар-Олы» Республики Марий Эл

В статье автор рассматривает применение метода проектного обучения на уроках технологии в условиях введения ФГОС. Даются основные понятия, связанные с проектной деятельностью. Описывается история зарождения и излагается проблематика метода. Дается классификация проектов, краткая характеристика, плюсы и минусы данного метода.

Ключевые слова: проектное обучение, проектная деятельность, проект, системно-деятельностный подход, « прогнатическая педагогика».

Новой  школе требуются такие методы, которые помогают формировать у учащихся самостоятельность, усиливают интерес и  мотивацию к предмету и учебе в целом, развивают познавательные и  творческие способности. 
Особое место в преподавании технологии, как практико-ориентированного предмета, занимает проектное обучение.

Основная задача любого учителя не только научить ребенка основам своего предмета, но и тому, чтобы применять полученные знания на практике и воспитать чувство прекрасного. И проектирование помогает в этом.

Проектная деятельность - это всегда творческая деятельность. Школьники учатся превращать информацию в знания. Осуществляется системно-деятельностный подход.

Творческий проект по технологии – это самостоятельная работа обучающихся над созданием той или иной вещи. Процесс занимает несколько уроков и тщательно контролируется учителем.

Благодаря использованию творческих проектов девочки могут попробовать себя в роли дизайнеров или кулинаров, показать свои навыки и умения в различных видах декоративно прикладного искусства, а самое главное – реализовать свой потенциал. Необходимо тщательно продумать темы проекта и связать их с учебной программой.

 Проектное  обучение  - деятельность, которая направлена на решение проблем, сформулированных  самими учащимися в виде цели и задачи,  когда результат этой деятельности – это найденный способ решения проблемы имеет важное прикладное значение.

Проектная деятельность - это всегда творческая деятельность. Школьники учатся превращать информацию в знания, осуществляют целенаправленный поиск информации, систематизируют знания.

 Применение метода проектов существенно повышает эффективность образовательного процесса,  воспитывает  всесторонне развитую, творческую  личность,  решает задачи личностно-ориентированного обучения

Проект - это самостоятельная, творческая, завершённая работа, которая соответствует возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект- это « бросок мыслью в будущее», иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности - « конечный продукт в уме», то что будет достигаться, создаваться. По латыни, projegtus-брошенный вперёд, замысел, план.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях « прогнатической педагогики» основоположником которой был американский философ – идеалист Джон Дьюи (1859- 1952). Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребёнка, что познавательной активности, любознательности ребёнка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Опыт и знания ребёнок должен приобрести путём « делания» в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производств. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своё назначение и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода.  В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы - нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях.

Когда вводить работу над творческим проектом?

5 класс – идеальное время для введения проектов .Если проект будет не очень сложным, групповым, то дети быстро уловят суть таких заданий, научатся быстро и качественно выполнять их. Допустим: одна из частей проекта - его реклама. Сюда входит создание наименования готового продукта, его описание, разработка товарного знака и небольшого рекламного текста. А это начинающему проектировщику будет сделать не сложно и интересно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее становится тематика его работ. После 8 класса задаются большие проекты, выполнение которых будет занимать минимум одну четверть, максимум – семестр. В последние годы проектная работа учащихся стала одним из важных видов подведения итогов. Проектными работами  на уроках ребята занимаются, в условиях введения ФГОС, в конце каждого учебного года.

Целью проектного метода является воспитание творческого, активного, самостоятельного человека, социально адаптированного в современном обществе и способного в любой ситуации найти правильное решение. Исследуя, познавая, ребёнок получает не только навыки изготовления изделия, но и навыки проектирования (способность оценивать изделие с точки зрения пользователя, эстетических и экономических показателей), умение планировать свою работу. В проектном методе используется дизайн- подход, который включает в себя дизайн-анализ, и упражнения направленные на развитие ребёнка.

Обучение при помощи проектного метода воспитывает и развивает ребёнка таким образом, что он способен решать жизненно важные задачи самостоятельно. Может занять себя в свободное время, организовать и планировать свои действия в любой отрасли, учёбе, быту. Может украсить интерьер своего дома, сделать подарок своими руками. Показывает, как лучше использовать материал, готовиться к получению специальности, и итог помогает найти место в своей жизни.

Главная идея метода проекта: Проект – это 6 «П»: Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт – Презентация - Портфолио

Межпредметные связи – Черчение, Физика, ИЗО, История, Экономика, Информатика, Математика, Литература, Русский язык, Экология, Электротехника

Классификация проектов:

По продолжительности – краткосрочные, долгосрочные

По уровню интеграции – предметные, межпредметные

По количеству участников – индивидуальные, парные, групповые

По методу, доминирующему в проекте – исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие, приключенческие (игровые)

По характеру координации проекта – непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (имитирующий участника проекта)

По характеру контактов – среди учащихся одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира.

Этапы работы методом проектов:

  1. Погружение в проект – проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично); Цель проекта «Зачем?» (мы делаем этот проект); Мероприятия, методы, способы «Как?» (мы это можем делать); Результат «Что получится?» (как5 решиться проблема)

  2. Организация деятельности – Организация рабочих групп,

Распределение заданий в группах, Планирование возможной формы презентации результатов. Планирование деятельности по решению задач проекта

  1. Осуществление деятельности – Поиск информации, Изучение и анализ информации. Исследование наблюдения эксперимент

  2. Презентация проекта.

Результаты проектной деятельности учащегося

1. Формируются и совершенствуются: навыки сбора, систематизации, анализа информации; навыки публичного выступления; умение ёмко и кратко представить информацию; умение излагать свои мысли; умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решения.

2. Расширяются и углубляются знания в различных областях.

3. Повышает уровень информационной культуры.

4. Появляется возможность воплотить свои творческие замыслы. 

5. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

6. Каждый школьник имеет возможность стать успешным, саморазвивающимся, самодостаточной личностью. 

Плюсы метода проектов:

навыки самообразования и самоконтроля,

моделируется реальная технологическая цепочка задача-результат,

навыки групповой деятельности,

индивидуальный подход,

интерес к познавательной деятельности

Минусы метода проектов:

Возрастает нагрузка на учителя,

Ученик часто попадает в стрессовую ситуацию

(переоценка возможностей, технические накладки),

Психологические коммуникативные проблемы,

Проблема субъективной оценки

Таким образом, метод проекта предполагает:

- связь обучения с жизнью;

- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

- развития умения адаптироваться к действительности;

- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

Проект является инновационным методом и неразрывно связан с развитием творческих способностей. Проектная технология включает в себя: совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания проектов.



Список литературы

1. Гузеев. В. В.  «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // «Директор школы», -1995.-№ 

2. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. «Метод проектов в продуктивном обучении»// Школьные технологии – 2002.- №5.

3. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающее возможности//Школьные технологии. – 2002. – № 2.

4. Поливанова К. Н «Проектная деятельность школьников». – М., 2008.

5. Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно -исследовательской деятельности// Начальная школа «плюс до и после» 2004.- № 11.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!