Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии в условиях введения нового ФГОСа.
Пушкина А.С.
учитель технологии и изобразительного искусства
МБОУ СОШ № 27
г. Йошкар-Олы» Республики Марий Эл
В статье автор рассматривает применение метода проектного обучения на уроках технологии в условиях введения ФГОС. Даются основные понятия, связанные с проектной деятельностью. Описывается история зарождения и излагается проблематика метода. Дается классификация проектов, краткая характеристика, плюсы и минусы данного метода.
Ключевые слова: проектное обучение, проектная деятельность, проект, системно-деятельностный подход, « прогнатическая педагогика».
Новой школе требуются такие методы, которые помогают формировать у учащихся самостоятельность, усиливают интерес и мотивацию к предмету и учебе в целом, развивают познавательные и творческие способности.
Особое место в преподавании технологии, как практико-ориентированного предмета, занимает проектное обучение.
Основная задача любого учителя не только научить ребенка основам своего предмета, но и тому, чтобы применять полученные знания на практике и воспитать чувство прекрасного. И проектирование помогает в этом.
Проектная деятельность - это всегда творческая деятельность. Школьники учатся превращать информацию в знания. Осуществляется системно-деятельностный подход.
Творческий проект по технологии – это самостоятельная работа обучающихся над созданием той или иной вещи. Процесс занимает несколько уроков и тщательно контролируется учителем.
Благодаря использованию творческих проектов девочки могут попробовать себя в роли дизайнеров или кулинаров, показать свои навыки и умения в различных видах декоративно прикладного искусства, а самое главное – реализовать свой потенциал. Необходимо тщательно продумать темы проекта и связать их с учебной программой.
Проектное обучение - деятельность, которая направлена на решение проблем, сформулированных самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – это найденный способ решения проблемы имеет важное прикладное значение.
Проектная деятельность - это всегда творческая деятельность. Школьники учатся превращать информацию в знания, осуществляют целенаправленный поиск информации, систематизируют знания.
Применение метода проектов существенно повышает эффективность образовательного процесса, воспитывает всесторонне развитую, творческую личность, решает задачи личностно-ориентированного обучения
Проект - это самостоятельная, творческая, завершённая работа, которая соответствует возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект- это « бросок мыслью в будущее», иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности - « конечный продукт в уме», то что будет достигаться, создаваться. По латыни, projegtus-брошенный вперёд, замысел, план.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях « прогнатической педагогики» основоположником которой был американский философ – идеалист Джон Дьюи (1859- 1952). Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребёнка, что познавательной активности, любознательности ребёнка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Опыт и знания ребёнок должен приобрести путём « делания» в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производств. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своё назначение и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы - нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях.
Когда вводить работу над творческим проектом?
5 класс – идеальное время для введения проектов .Если проект будет не очень сложным, групповым, то дети быстро уловят суть таких заданий, научатся быстро и качественно выполнять их. Допустим: одна из частей проекта - его реклама. Сюда входит создание наименования готового продукта, его описание, разработка товарного знака и небольшого рекламного текста. А это начинающему проектировщику будет сделать не сложно и интересно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее становится тематика его работ. После 8 класса задаются большие проекты, выполнение которых будет занимать минимум одну четверть, максимум – семестр. В последние годы проектная работа учащихся стала одним из важных видов подведения итогов. Проектными работами на уроках ребята занимаются, в условиях введения ФГОС, в конце каждого учебного года.
Целью проектного метода является воспитание творческого, активного, самостоятельного человека, социально адаптированного в современном обществе и способного в любой ситуации найти правильное решение. Исследуя, познавая, ребёнок получает не только навыки изготовления изделия, но и навыки проектирования (способность оценивать изделие с точки зрения пользователя, эстетических и экономических показателей), умение планировать свою работу. В проектном методе используется дизайн- подход, который включает в себя дизайн-анализ, и упражнения направленные на развитие ребёнка.
Обучение при помощи проектного метода воспитывает и развивает ребёнка таким образом, что он способен решать жизненно важные задачи самостоятельно. Может занять себя в свободное время, организовать и планировать свои действия в любой отрасли, учёбе, быту. Может украсить интерьер своего дома, сделать подарок своими руками. Показывает, как лучше использовать материал, готовиться к получению специальности, и итог помогает найти место в своей жизни.
Главная идея метода проекта: Проект – это 6 «П»: Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт – Презентация - Портфолио
Межпредметные связи – Черчение, Физика, ИЗО, История, Экономика, Информатика, Математика, Литература, Русский язык, Экология, Электротехника
Классификация проектов:
По продолжительности – краткосрочные, долгосрочные
По уровню интеграции – предметные, межпредметные
По количеству участников – индивидуальные, парные, групповые
По методу, доминирующему в проекте – исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие, приключенческие (игровые)
По характеру координации проекта – непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (имитирующий участника проекта)
По характеру контактов – среди учащихся одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира.
Этапы работы методом проектов:
Погружение в проект – проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично); Цель проекта «Зачем?» (мы делаем этот проект); Мероприятия, методы, способы «Как?» (мы это можем делать); Результат «Что получится?» (как5 решиться проблема)
Организация деятельности – Организация рабочих групп,
Распределение заданий в группах, Планирование возможной формы презентации результатов. Планирование деятельности по решению задач проекта
Осуществление деятельности – Поиск информации, Изучение и анализ информации. Исследование наблюдения эксперимент
Презентация проекта.
Результаты проектной деятельности учащегося
1. Формируются и совершенствуются: навыки сбора, систематизации, анализа информации; навыки публичного выступления; умение ёмко и кратко представить информацию; умение излагать свои мысли; умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решения.
2. Расширяются и углубляются знания в различных областях.
3. Повышает уровень информационной культуры.
4. Появляется возможность воплотить свои творческие замыслы.
5. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
6. Каждый школьник имеет возможность стать успешным, саморазвивающимся, самодостаточной личностью.
Плюсы метода проектов:
навыки самообразования и самоконтроля,
моделируется реальная технологическая цепочка задача-результат,
навыки групповой деятельности,
индивидуальный подход,
интерес к познавательной деятельности
Минусы метода проектов:
Возрастает нагрузка на учителя,
Ученик часто попадает в стрессовую ситуацию
(переоценка возможностей, технические накладки),
Психологические коммуникативные проблемы,
Проблема субъективной оценки
Таким образом, метод проекта предполагает:
- связь обучения с жизнью;
- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
- развития умения адаптироваться к действительности;
- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.
Проект является инновационным методом и неразрывно связан с развитием творческих способностей. Проектная технология включает в себя: совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания проектов.
Список литературы
1. Гузеев. В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // «Директор школы», -1995.-№
2. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. «Метод проектов в продуктивном обучении»// Школьные технологии – 2002.- №5.
3. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающее возможности//Школьные технологии. – 2002. – № 2.
4. Поливанова К. Н. «Проектная деятельность школьников». – М., 2008.
5. Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно -исследовательской деятельности// Начальная школа «плюс до и после» 2004.- № 11.