СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мнемотаблиц для развития памяти и ассоциативного мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны приёмы мнемотехники и способы их использования на уроках для развития интереса к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотаблиц для развития памяти и ассоциативного мышления»

Использование мнемотаблиц для развития памяти и ассоциативного мышления

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему

словам - он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету» /К. Д. Ушинский/

Зачастую изучение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не поддаются обобщению - все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая "страх и отвращение", а как результат - ухудшение грамотности у учеников.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Слово образовано от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Исследователи выделяют следующие приёмы мнемотехники на уроках русского языка: ассоциативные рисунки (мнемотаблицы или графический способ, звуковые ассоциации (или метод ключевых слов, комбинированный метод, «буквы-образы», метод списка, рифмовки, сказки – ассоциации, схематично – рисуночная мнемоника, «материальная», «пальчиковая» мнемотехника.

Как известно из психологии, у школьников ведущими являются различные виды памяти (зрительная, слуховая, двигательная, вербальная, эмоционально – образная, а потому каналы восприятия и переработки информации у детей неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ получения и обработки информации. Согласно этому подходу, дети относятся к одной из трех групп в соответствии с наиболее привычным способом получения информации. Различают «визуалов» (преимущественно опирающихся на зрительный канал восприятия, «аудиалов» (ориентированных, в основном, на слух) и «кинестетиков» (предпочитающих ощущения тела и движения).

Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний у всех трех категорий учащихся, т. к. задействованы все три канала восприятия информации: слуховой (проговаривание информации, зрительный (зрительной восприятие информации, кинестетический (кодирование и зарисовка информации, вызывая интерес к изучаемому материалу. Информация, «пропущенная» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность, удерживается в памяти прочнее, дольше. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся ее роль гораздо серьезнее.

В настоящее время разработано большое количество методов и приёмов, облегчающих запоминание. Я остановлюсь на методе «крокирования» 

Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок) - метод символизации или метод рисуночного письма.

Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали. При работе по методу крокирования одновременно включаются сразу несколько сложных мыслительных процессов. Приём символизации - один из наиболее распространённых приёмов мнемотехники, который используют практически все. Приём символизации относится к первому этапу запоминания - к этапу кодирования информации в зрительные образы. Всего выделяется четыре этапа запоминания при использовании этого метода:

- кодирование в образы (подготовка к запоминанию);

- соединение образов в воображении (запоминание);

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

Символизация или кодирование - это подготовка информации к запоминанию,

Примером использования метода «крокирования» служат мнемотаблицы, которые могут быть представлены в трех вариантах:

Мнемоквадрат — это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.

Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Главной задачей коллажа – соединить, т. е. связать все картинки между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней, соответствовать уровню развития детей.

Работа с мнемотаблицей проходит в несколько этапов:

I этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

II этап. Осуществление перекодирования информации (преобразование из абстрактных символов в образы).

III этап. Пересказ с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка методов запоминания.

IV этап. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

V этап. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

Использование мнемотехнических средств позволяет создать наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением, а так же эффективно повысить уровень развития образной памяти.













































Список литературы:

1. Андреева И. В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: И. В. Андреева. – СПб. : 2004. – 152 с.

2. Артамонова Е. Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования: Е. Г. Артамонова. – М. : 2005. – 175 с.

3. Брагина Е. И. Использование мнемотехнических приемов в словарно-орфографический работе в начальной школе / Е. И. Брагина. – Начальная школа: плюс до и после. – М. : – 2008. – №9.– С. 1–3.

4. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н. П. Локалова. – М. : Ось-89, 2007.– 127 с.

5. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения: Издательство «Учитель». – Волгоград, 1999.– 52 с.

6. Черемошкина Л. В. Развитие памяти у детей / Л. В. Черемошкина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Изд. центр «Академия», 2005.– 96 с.

7. Черемошкина Л. В., Осинина Т. Н. Мнемические способности школьников как фактор успешности воспроизведения учебного материала / Л. В. Черемошкина, Т. Н. Осинина. – Психология обучения. – 2011.– №4.– С. 21– 36.

8. Шадриков В. Д. Мнемические способности: развитие и диагностика / В. Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина. – М. : 1990.– 176 с.


4