Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1 р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области»
«Использование мнемотехники в работе
с дошкольниками по развитию речи»
(из опыта работы)
Подготовила:
воспитатель ГДО
Веккессер Н.Н.
р.п. Самойловка
2023 год
Слайд 1
Цель:
- ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
- повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
- содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.
Задачи:
- раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги, фломастеры, мнемотаблицы; слайдовая презентация.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представлений о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи дошкольников.
Форма проведения:
педагоги, без участия детей.
Что представляет собой мнемотехника?
Уважаемые педагоги! Речь на сегодняшнем заседании пойдет о мнемотехнике.
Слайд 2
Слайд 3
Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания».
Это определенная система приемов и методов, действие которых направлено на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала. Суть методики заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанном на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.
Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:
Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
По первым буквам мы запоминаем, какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета. Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, воспитателями, логопедами, психологами.
Слайд 4
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
-Развивать связную речь.
- Развивать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
- Развивать сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивать психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Мнемотехника помогает детям:
• Легче запоминать стихи, скороговорки, рассказы; составлять творческие и описательные рассказы, загадывать и отгадывать загадки.
• Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
• Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
• Обогащает словарный запас;
• Помогает развивать мышление;
• Развивает фантазию;
• Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Применяя эту технику в жизни, ребенок развивает:
- память
- воображение
- интеллект
- образное мышление
- внимательность
- фантазию
- речь и увеличивает словарный запас.
Слайд 5
Структура мнемотехники:
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат,мнемодорожка, мнемотаб-лица.
1 этап: Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. В нём взрослый зашифровывает слово и показывает малышу рисунок-схему, заключённую в квадрат-окошко.
Например, слово «гроза» может представлять следующую схему: облако, из него идут пунктирные наклонные линии; слово «дождь», перечёркнутые ломаной линией (молния).
В мнемоквадрате можно изображать любое слово, главное, чтобы оно было доступно детям. Тематика разная, это могут предметы, животные, их свойства и действия. Цель обучить ребёнка соотносить изображение-схему с предметом или действием и видеть взаимосвязь его с окружающим миром.
Детям нравится такое упражнение и они с удовольствием кодируют разные слова.
-Расшифруйте мнемоквадрат.(схематическое изображение «солнца», «травы») – практическая часть
Слайд 6
2 этап: Мнемодорожки.
После усвоения мнемоквадрата переходим к мнемодорожкам. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырех и более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову, словосочетанию или предложению.
Ребята учатся составлять истории, опираясь на него. Хорошо использовать для разучивания стихов, сказок, скороговорок, пословиц.
Ребенок сначала под руководством взрослого переходит от одного квадрата к следующему и при помощи нарисованных схем припоминает текст, в дальнейшем делает это самостоятельно.
практическая часть:
- Расшифруйте мнемодорожку.
- Составьте описательный рассказ с помощью мнемодорожки.
Алёнушка взяла корзинку. Пошла в лес за грибами.
Слайд 7
3 этап. Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.) Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Суть ее в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зашифровывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. В качестве символов используются:
-предметные картинки,
-силуэтные изображения,
-геометрические фигуры.
В младшем дошкольном возрасте нужно использовать яркие картинки. Начиная со среднего возраста можно вводить геометрические фигуры и силуэтные изображения.
Различают такие мнемотаблицы:
• Для запоминания стихов, загадок, скороговорок, сказок; Слайд 8, 9, 11
• Для запоминания правил; Слайд 10
• Для составления или запоминания рассказа. Слайд 12
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж.
Работа по мнемотаблицам строится в три этапа:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 Перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3. Пересказ по данной теме.
Работа с рассказом, сказкой Слайд 13
Чтобы составить мнемотаблицу по сказке или рассказу, нужно:
1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (в сказке «Репка», например, выделить персонажей, расчертить лист бумаги на квадраты;
2. В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
3. Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить. Слайд 14
При работе над текстом соблюдается алгоритм:
1. Сначала взрослый читает текст и объясняет незнакомые слова, которые там встречаются. При чтении, если есть возможность, используются иллюстрации.
2. Затем ведется беседа по содержанию. Вопросы к беседе подготавливаются заранее. Они должны быть доступны детям, в то же время заставлять задуматься дошкольника, искать ответ с опорой на свой небольшой опыт.
3. Взрослый вновь читает текст и даёт установку на пересказ.
4. Предлагается для рассматривания мнемотаблица. Происходит преобразование рисунков-схем в образы. После перекодировки детям предлагается пересказывать текст с опорой на схему. Слайд 15
практическая часть
-Отгадайте, какая пословица закодирована. Слайд 16
Работа со стихотворением
Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.
Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.
Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план - схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.
Этапы работы по запоминанию стихотворений:
- Выразительно прочитать стихотворение.
- Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).
- Разобрать непонятные слова и определения.
- Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.
- Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Рассказать стихотворение.
Сейчас я предлагаю закодировать стихотворение:
Сшили Тане сарафанчик,
Нет такого у подруг-
Ярко-желтый одуванчик,
Колокольчики вокруг.
С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.
Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом.
В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.
практическая часть
Слайд 17
На примере этой схемы я предлагаю вам
поиграть. Вы загадываете овощ или фрукт и, опираясь на схему, нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать (Педагоги по мнемотаблице описывают овощ или фрукт).
Что это? - Цвет - Форма – Вкус - Где растёт - Каков на ощупь.
Эффект от использования мнемотехники
Данная методика обладает высокой результативностью. В большинстве случаев дети успешно овладевают мнемотехникой. С помощью нее у ребят существенно расширяется кругозор, что влияет на состояние словарного запаса.
Происходит не только его увеличение, но и уточнение. Также дети дошкольного возраста лучше и быстрее овладевают глагольной лексикой, прилагательными, числительными, наречиями. Кроме того, развивается творческое мышление. Дошкольники с удовольствием придумывают различные истории, сказки. У детей появляется интерес к стихотворениям и чтению в целом. А заучивание и пересказы вызывают больше всего трудностей.
Использование мнемотехники повышает эффективность занятий с детьми дошкольного возраста, превращая процесс обучения в увлекательную игру.
Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить традиционное заучивание текстов наизусть. С задачей помочь сделать процесс запоминания более простым и интересным, мнемотехника справляется просто великолепно.
А чем раньше будем учить детей рассказывать либо пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, т. к. речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.