Использование на уроках учебной практики технологии проблемных ситуаций
Барышникова Е.Г.
Методическая комиссия профессий и специальностей «Сферы услуг»
« Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом … Как если бы от этого зависела ваша жизнь…» Л.КЬЮБИ
Проблемная ситуация — основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность обучающихся, активизируется мышление.
Цель:
- достижение высокого уровня развития обучающихся, развития способности к самообучению, самообразованию
- активизация мышления обучающихся
- формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности обучающихся
СУТЬ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ :
- Создание (организация) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности студентов и мастера при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.
Основные функции технологии проблемных ситуаций .
Общие функции : - усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности; - развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся; - формирование мышления как основы их мировоззрения. Специальные функции: - воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); - развитие навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; - формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения
Критерии
Деятельность мастера
При традиционной
технологии
сообщает студентам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами
Деятельность
При технологии проблемных ситуаций
студентов
воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п.
Мотивация
Организует самостоятельную работу студентов, управление их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности
непосредственное побуждение
Методы обучения
Учатся формулировать проблему, осуществлять самостоятельные действия по ее решению; организуют самоконтроль и самооценку деятельности
Интеллектуальные мотивы
объяснительно-иллюстративные
Результаты обучения
готовые знания
Исследовательские, активные методы, образовательные технологии
Знания – убеждения, творческие способности, компетенции
Основные этапы урока
1) Постановка проблемы. Под постановкой подразумевается понимание сути проблемы и ее формирование.
2) Выдвижение гипотез. Обучающиеся пытаются найти выход из затруднения, вспоминая сходные ситуации. ( мастер управляет поисковой деятельностью, обучающийся осуществляет самостоятельный поиск )
3) Разработка способов проверки гипотезы.
4) Вывод.
Фрагмент вводного инструктажа урока учебной практики
Тема урока: «Порядок получения чеков на ККМ «Астра»
Цель урока:
Образовательная – формирование практического опыта деятельности, овладение практическими умениями, знаниями;
Развивающая - формирование и совершенствование мыслительных операций и познавательных процессов; развитие умений самоконтроля и самооценки.
Воспитательная – развитие социально- психологических и нравственных качеств личности.
ККМ «АСТРА 100Ф»
Задание №1
Получите чек на одну покупку
Зарегистрируйте покупку на сумму 13-80 в 1 отдел. Завершите чек.
ЭТАЛОН АЛГОРИТМА задания № 1
1
3
1
0
8
.
итог
отдел
Работа на ККМ « Астра 100Ф»
Задание № 2
Получите чек на несколько покупок
Зарегистрируйте покупку на сумму
45-80 в 1отд и 6-50 в 3 отд. Завершите чек.
ЭТАЛОН АЛГОРИТМА задания № 2
4
5
1
0
8
.
отдел
6
.
итог
3
0
5
отдел
Результаты создания проблемных ситуаций
- обучающиеся определяют противоречие и сами находят способ его решения;
- рассматривают различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- делают сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляют факты;
- ставят конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
Работа на ККМ « Астра 100Ф»
+ и – технологии проблемных ситуаций
+
1. Стимулирует мотивацию учения.
2. Повышает познавательный интерес.
3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления.
4. Развивает творческие способности.
5. Формирует убеждения.
6. Формирует навыки исследовательской деятельности.
7. Развивает коммуникативные компетенции.
8. Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если педагог искренне желает перевести обучающегося с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения.
9. Стандартам чемпионата WorldSkills Russia предусматривается решение проблемных ситуаций .
10. Технология проблемного ситуаций обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.
-
- Какое значение имеет “открытие”
обучающимся давно известных истин?
- Зачем обучающемуся выступать в роли первооткрывателя?
- Можно получить больше знаний при традиционном изложении учебного материала.
- Широкое применение невозможно , т.к весь материал обучающиеся усвоить путем самостоятельного решения проблем не могут.
- Не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности обучающихся , квалификации педагога .
Вывод.
Построение учебного процесса на проблемной основе позволяет обучающемуся:
-уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»;
-умение задавать вопросы;
-умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
-активная поисковая деятельность: умение строить гипотезы.
Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.
Постоянная постановка перед обучающимся проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь студент будет более защищен от стрессов.
- Вся наша жизнь - череда различных проблем.
- Задача мастера научить студента самостоятельно решать проблемные производственные задачи и успешно реализовывать их в профессиональной деятельности.
М.И.Махмутов
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!