СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование на уроках уп технологии проблемных ситуаций

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  урока  учебной практики по професси "Продавец, контролер-кассир"

Просмотр содержимого документа
«Использование на уроках уп технологии проблемных ситуаций»

 Использование на уроках учебной практики технологии проблемных ситуаций    Барышникова Е.Г. Методическая комиссия профессий и специальностей «Сферы услуг»

Использование на уроках учебной практики технологии проблемных ситуаций

Барышникова Е.Г.

Методическая комиссия профессий и специальностей «Сферы услуг»

« Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом …  Как если бы от этого зависела ваша жизнь…»  Л.КЬЮБИ

« Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом … Как если бы от этого зависела ваша жизнь…» Л.КЬЮБИ

 Проблемная ситуация — основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность обучающихся, активизируется мышление.

Проблемная ситуация — основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность обучающихся, активизируется мышление.

 Цель: - достижение высокого уровня развития обучающихся, развития способности к самообучению, самообразованию - активизация мышления обучающихся - формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности обучающихся

Цель:

- достижение высокого уровня развития обучающихся, развития способности к самообучению, самообразованию

- активизация мышления обучающихся

- формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности обучающихся

СУТЬ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ : - Создание (организация) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности студентов и мастера при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.

СУТЬ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ :

- Создание (организация) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности студентов и мастера при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.

Основные функции технологии проблемных ситуаций .   Общие функции :  -    усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;  -    развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся;  -    формирование мышления как основы их мировоззрения.  Специальные функции:  -    воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);  -    развитие навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;  -    формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения

Основные функции технологии проблемных ситуаций .

Общие функции : -    усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности; -    развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся; -    формирование мышления как основы их мировоззрения. Специальные функции: -    воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); -    развитие навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; -    формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения

Критерии Деятельность мастера При традиционной технологии сообщает студентам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами Деятельность При технологии проблемных ситуаций студентов воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Мотивация Организует самостоятельную работу студентов, управление их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности непосредственное побуждение Методы обучения Учатся формулировать проблему, осуществлять самостоятельные действия по ее решению; организуют самоконтроль и самооценку деятельности Интеллектуальные мотивы объяснительно-иллюстративные Результаты обучения готовые знания Исследовательские, активные методы, образовательные технологии Знания – убеждения, творческие способности, компетенции

Критерии

Деятельность мастера

При традиционной

технологии

сообщает студентам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами

Деятельность

При технологии проблемных ситуаций

студентов

воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п.

Мотивация

Организует самостоятельную работу студентов, управление их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности

непосредственное побуждение

Методы обучения

Учатся формулировать проблему, осуществлять самостоятельные действия по ее решению; организуют самоконтроль и самооценку деятельности

Интеллектуальные мотивы

объяснительно-иллюстративные

Результаты обучения

готовые знания

Исследовательские, активные методы, образовательные технологии

Знания – убеждения, творческие способности, компетенции

Основные этапы урока 1) Постановка проблемы. Под постановкой подразумевается понимание сути проблемы и ее формирование. 2) Выдвижение гипотез. Обучающиеся пытаются найти выход из затруднения, вспоминая сходные ситуации. ( мастер управляет поисковой деятельностью, обучающийся осуществляет самостоятельный поиск ) 3) Разработка способов проверки гипотезы. 4) Вывод.

Основные этапы урока

1) Постановка проблемы. Под постановкой подразумевается понимание сути проблемы и ее формирование.

2) Выдвижение гипотез. Обучающиеся пытаются найти выход из затруднения, вспоминая сходные ситуации. ( мастер управляет поисковой деятельностью, обучающийся осуществляет самостоятельный поиск )

3) Разработка способов проверки гипотезы.

4) Вывод.

Фрагмент вводного инструктажа урока учебной практики Тема урока: «Порядок получения чеков на ККМ «Астра» Цель урока: Образовательная – формирование практического опыта деятельности, овладение практическими умениями, знаниями; Развивающая - формирование и совершенствование мыслительных операций и познавательных процессов; развитие умений самоконтроля и самооценки. Воспитательная – развитие социально- психологических и нравственных качеств личности.

Фрагмент вводного инструктажа урока учебной практики

Тема урока: «Порядок получения чеков на ККМ «Астра»

Цель урока:

Образовательная – формирование практического опыта деятельности, овладение практическими умениями, знаниями;

Развивающая - формирование и совершенствование мыслительных операций и познавательных процессов; развитие умений самоконтроля и самооценки.

Воспитательная – развитие социально- психологических и нравственных качеств личности.

ККМ «АСТРА 100Ф»

ККМ «АСТРА 100Ф»

Задание №1 Получите чек на одну покупку   Зарегистрируйте покупку на сумму 13-80 в 1 отдел. Завершите чек.

Задание №1

Получите чек на одну покупку

Зарегистрируйте покупку на сумму 13-80 в 1 отдел. Завершите чек.

ЭТАЛОН АЛГОРИТМА  задания № 1 1 3 1 0 8 . итог отдел

ЭТАЛОН АЛГОРИТМА задания № 1

1

3

1

0

8

.

итог

отдел

Работа на ККМ « Астра 100Ф»

Работа на ККМ « Астра 100Ф»

Задание № 2  Получите чек на несколько покупок    Зарегистрируйте покупку на сумму  45-80 в 1отд и 6-50 в 3 отд. Завершите чек.

Задание № 2

Получите чек на несколько покупок

Зарегистрируйте покупку на сумму

45-80 в 1отд и 6-50 в 3 отд. Завершите чек.

ЭТАЛОН АЛГОРИТМА  задания № 2 4 5 1 0 8 . отдел 6 . итог 3 0 5 отдел

ЭТАЛОН АЛГОРИТМА задания № 2

4

5

1

0

8

.

отдел

6

.

итог

3

0

5

отдел

Результаты создания проблемных ситуаций  обучающиеся определяют противоречие и сами находят способ его решения; рассматривают различные точки зрения на один и тот же вопрос; делают сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляют факты; ставят конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Результаты создания проблемных ситуаций

  • обучающиеся определяют противоречие и сами находят способ его решения;
  • рассматривают различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • делают сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляют факты;
  • ставят конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
Работа на ККМ « Астра 100Ф»

Работа на ККМ « Астра 100Ф»

+ и –   технологии проблемных ситуаций

+ и – технологии проблемных ситуаций

+ 1. Стимулирует мотивацию учения. 2. Повышает познавательный интерес. 3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления. 4. Развивает творческие способности. 5. Формирует убеждения. 6. Формирует навыки исследовательской деятельности. 7. Развивает коммуникативные компетенции. 8. Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если педагог искренне желает перевести обучающегося с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. 9. Стандартам чемпионата WorldSkills Russia предусматривается решение проблемных ситуаций . 10. Технология проблемного ситуаций обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

+

1. Стимулирует мотивацию учения.

2. Повышает познавательный интерес.

3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления.

4. Развивает творческие способности.

5. Формирует убеждения.

6. Формирует навыки исследовательской деятельности.

7. Развивает коммуникативные компетенции.

8. Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если педагог искренне желает перевести обучающегося с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения.

9. Стандартам чемпионата WorldSkills Russia предусматривается решение проблемных ситуаций .

10. Технология проблемного ситуаций обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

- Какое значение имеет “открытие”  обучающимся давно известных истин?  Зачем обучающемуся выступать в роли первооткрывателя? Можно получить больше знаний при традиционном изложении учебного материала. Широкое применение невозможно , т.к весь материал обучающиеся усвоить путем самостоятельного решения проблем не могут. Не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности обучающихся , квалификации педагога .

-

  • Какое значение имеет “открытие”

обучающимся давно известных истин?

  • Зачем обучающемуся выступать в роли первооткрывателя?
  • Можно получить больше знаний при традиционном изложении учебного материала.
  • Широкое применение невозможно , т.к весь материал обучающиеся усвоить путем самостоятельного решения проблем не могут.
  • Не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности обучающихся , квалификации педагога .
Вывод.    Построение учебного процесса на проблемной основе позволяет обучающемуся: -уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»; -умение задавать вопросы; -умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; -активная поисковая деятельность: умение строить гипотезы. Проблемное изучение просто необходимо, так как оно  формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.   Постоянная постановка перед обучающимся проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь студент будет более защищен от стрессов.

Вывод.

   Построение учебного процесса на проблемной основе позволяет обучающемуся:

-уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»;

-умение задавать вопросы;

-умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

-активная поисковая деятельность: умение строить гипотезы.

Проблемное изучение просто необходимо, так как оно  формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.

  Постоянная постановка перед обучающимся проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь студент будет более защищен от стрессов.

Вся наша жизнь - череда различных проблем.  Задача мастера научить студента самостоятельно решать проблемные производственные задачи и успешно реализовывать их в профессиональной деятельности. М.И.Махмутов
  • Вся наша жизнь - череда различных проблем.
  • Задача мастера научить студента самостоятельно решать проблемные производственные задачи и успешно реализовывать их в профессиональной деятельности.

М.И.Махмутов

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!