СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование наглядных средств обучения истории»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что же такое наглядное обучение? Наглядным обучением называют такое обучение, при котором представления и понятия у учащихся формируются на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.

Просмотр содержимого документа
«Использование наглядных средств обучения истории»»

Использование наглядных средств обучения истории»    Цуканова Н.И.-учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ с УИОП №52»

Использование наглядных средств обучения истории»

Цуканова Н.И.-учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ с УИОП №52»

Что же такое наглядное обучение? Наглядным обучением называют такое обучение, при котором представления и понятия у учащихся формируются на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.

Что же такое наглядное обучение? Наглядным обучением называют такое обучение, при котором представления и понятия у учащихся формируются на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.

К.Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своём или же совсем оставаться без «мысли в голове»
  • К.Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своём или же совсем оставаться без «мысли в голове»
«Эпоха Николая I» Изречения Николая I: - «В учении видел одно принуждение, и учился без охоты» - «Послезавтра поутру я или государь или без дыхания» - «Россией я не управляю. Россией управляют столоначальники» - «Революция на пороге, но клянусь, она не проникнет в неё, пока я жив» А.Е.Пресняков :  «Это эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии» Ф.И.Тютчев:  «Не Богу ты служил и не России,  Служил лишь суете своей,   И все дела твои и добрые и злые, -   Всё было ложь в тебе, все признаки пустые:   Ты был не царь, а лицедей»

«Эпоха Николая I»

Изречения Николая I:

- «В учении видел одно принуждение, и учился без охоты»

- «Послезавтра поутру я или государь или без дыхания»

- «Россией я не управляю. Россией управляют столоначальники»

- «Революция на пороге, но клянусь, она не проникнет в неё, пока я жив»

  • А.Е.Пресняков :
  • «Это эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии»
  • Ф.И.Тютчев:
  • «Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои и добрые и злые, -

Всё было ложь в тебе, все признаки пустые:

Ты был не царь, а лицедей»

Составьте исторический портрет Ивана III, используя материал учебника и факты, приведенные в карточке

а) Иван III женился на племяннице византийского императора Софье Палеолог.

б) Грандиозная перестройка Московского Кремля, сохранившегося в основном до наших дней.

в) В обращении к иностранцам он называл себя государем «всея Руси».

г) Германский император предложил от своего имени Ивану III корону короля и брак своего племянника с его дочерью. Иван III резко отклонил оба предложения. В отношении короля он ответил, что государем на своей земле он изначально благодаря прародителям и от Бога. И, что русскому государю непристойно брать племянника в зятья. Другое дело, если бы сына императора.

д) Русскому послу в Турции он запретил, вопреки обычаю, преклонять колени перед султаном.

ж) Он завел порядок, при котором все, включая бояр, князей, писали ему как государю «всея Руси», а себя называли его холопами.

е) Он изменил обозначение своего титула, перечисляя подчиненные ему земли.

- О каких изменениях в Русском государстве говорят эти факты?

- Какое они (каждый из них) имели значение для закрепления этих перемен?

 

Исправьте ошибки в тексте   28.07.1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Боснии. Россия, поддерживающая славян, начала частичную мобилизацию. Германия в ответ 2 августа объявила войну России, а затем 3 августа – ее союзнице Англии. Вскоре в войну втянулись почти все великие державы. Всего в этой войне участвовало 48 государств. Главными военными фронтами были Западный и Балканский. Германия предполагала действовать по «плану Шлиффена», по которому первоначально предполагалось нанести удар по России, а затем через нейтральную Бельгию ворваться на территорию Франции и заставить ее перейти на сторону Германии.   Основным плацдармом военных действий в ходе первой мировой войны стали западноукраинские земли.

Исправьте ошибки в тексте

28.07.1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Боснии. Россия, поддерживающая славян, начала частичную мобилизацию. Германия в ответ 2 августа объявила войну России, а затем 3 августа – ее союзнице Англии. Вскоре в войну втянулись почти все великие державы. Всего в этой войне участвовало 48 государств. Главными военными фронтами были Западный и Балканский. Германия предполагала действовать по «плану Шлиффена», по которому первоначально предполагалось нанести удар по России, а затем через нейтральную Бельгию ворваться на территорию Франции и заставить ее перейти на сторону Германии.

Основным плацдармом военных действий в ходе первой мировой войны стали западноукраинские земли.

 Россия в I п. 16 в.   Р оссия во II п. 16 в. Что изменилось в России? Чем можете это объяснить? Сформулируйте тему урока - Задачи внешней политики России во II п. 16 в.? О какой внешнеполитической задаче для России говорят факты (40 нападений крымцев и казанцев – в I п. 16 в.)? - Какие земли вошли в состав России во II п. 16 в.? + Можно ли по карте определить вошли ли новые земли добровольно в состав России или их присоединили силой? + Как происходило увеличение территории России? - Результаты внешнеполитической деятельности?

Россия в I п. 16 в. Р оссия во II п. 16 в.

  • Что изменилось в России? Чем можете это объяснить?
  • Сформулируйте тему урока

- Задачи внешней политики России во II п. 16 в.?

  • О какой внешнеполитической задаче для России говорят факты (40 нападений крымцев и казанцев – в I п. 16 в.)?

- Какие земли вошли в состав России во II п. 16 в.?

+ Можно ли по карте определить вошли ли новые земли добровольно в состав России или их присоединили силой?

+ Как происходило увеличение территории России?

- Результаты внешнеполитической деятельности?

*В США при присоединении новых земель местных жителей индейцев практически уничтожили (осталось 5%): убивали, сгоняли в резервации, где они умирали от голода и болезней. Почему? В России местное и пришлое население мирно продолжало жить и работать дальше… Как вы объясните этот факт? *Почему присоединение ханств на востоке было крупным успехом России? Аргументируйте точку зрения. (Не менее 4-х аргументов)
  • США при присоединении новых земель местных жителей индейцев практически уничтожили (осталось 5%): убивали, сгоняли в резервации, где они умирали от голода и болезней.
  • Почему?
  • В России местное и пришлое население мирно продолжало жить и работать дальше… Как вы объясните этот факт?
  • *Почему присоединение ханств на востоке было крупным успехом России? Аргументируйте точку зрения. (Не менее 4-х аргументов)
-Главная идея карикатуры? - К какому крылу оппозиции она принадлежит? - Что означают надписи на  спине осла «Деспотизм «нового курса» и на воротах «Конституция США»?  - Что в антикризисной программе Ф. Рузвельта высмеивает эта карикатура?  - С какой целью могла быть создана карикатура? (политические ошибки, возбудить общественное недовольство, использовать трудности социально-экономического положения в стране для избирательной кампании)  - Сторонником какой политической идеологии является художник ?  Карикатура на «новый курс» Ф. Д. Рузвельта 1930-е г.г.

-Главная идея карикатуры? - К какому крылу оппозиции она принадлежит? - Что означают надписи на спине осла «Деспотизм «нового курса» и на воротах «Конституция США»? - Что в антикризисной программе Ф. Рузвельта высмеивает эта карикатура? - С какой целью могла быть создана карикатура? (политические ошибки, возбудить общественное недовольство, использовать трудности социально-экономического положения в стране для избирательной кампании) - Сторонником какой политической идеологии является художник ?

Карикатура на «новый курс» Ф. Д. Рузвельта 1930-е г.г.

3. Российско-грузинский конфликт

3. Российско-грузинский конфликт

Пропущенные понятия вставить по смыслу: - Составить ассоциативный ряд к слову правосудие, записать на доске, можно попросить прокомментировать ассоциацию, перейти к объявлению темы урока. Трибуна – место докладчика, лектора, оратора, агитатора. От латинского слова «триба» (объединение патрицианских курий), помимо слова «трибуна» произошли трибун  (защитник плебеев) , трибунал  (военный суд для тяжких преступников), трибун – человек, обладающий ораторским талантом, пользующийся большим авторитетом, доверием, уважением, любовью

Пропущенные понятия вставить по смыслу:

- Составить ассоциативный ряд к слову правосудие, записать на доске, можно попросить прокомментировать ассоциацию, перейти к объявлению темы урока.

Трибунаместо докладчика, лектора, оратора, агитатора. От латинского слова «триба» (объединение патрицианских курий), помимо слова «трибуна» произошли трибун (защитник плебеев) , трибунал (военный суд для тяжких преступников), трибунчеловек, обладающий ораторским талантом, пользующийся большим авторитетом, доверием, уважением, любовью

Видеосюжеты Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.». В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в данной ситуации?

Видеосюжеты

  • Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.».
  • В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
 Миниатюра    Схема  Ледовое побоище 05.04. 1242 г.      - Пользуясь миниатюрой, схемой и исторической картой составьте рассказ о Ледовом побоище. Опишите участников события. (Кто есть кто?) Как в битве проявился полководческий талант Александра Невского? В чём состоит историческое значение побед русского оружия над немецкими рыцарями? Как вы думаете, почему А.Невского Русская Православная церковь причислила к лику святых? * Опишите событие от лица участника – А. Невского.

Миниатюра Схема

Ледовое побоище 05.04. 1242 г.

- Пользуясь миниатюрой, схемой и исторической картой составьте рассказ о Ледовом побоище. Опишите участников события. (Кто есть кто?)

  • Как в битве проявился полководческий талант Александра Невского?
  • В чём состоит историческое значение побед русского оружия над немецкими рыцарями?
  • Как вы думаете, почему А.Невского Русская Православная церковь причислила к лику святых?

* Опишите событие от лица участника – А. Невского.

Князья своими владельческими отношениями сообщали усиленное действие этому неблагоприятному условию. Очередной порядок княжеского владения сопровождался крайне бедственными следствиями для народного хозяйства. В постоянных своих усобицах князья мало думали о земельных приобретениях, о территориальном расширении своих областей, в которых они являлись временными владельцами Съезд князей в Любече, 1097 г. Причины княжеских усобиц? Работа с текстом Ключевского «Лествиница» по вопросам.  Сформулируйте тему урока Курс русской истории (Лекции I-XXXII) Ключевский Василий Осипович

Князья своими владельческими отношениями сообщали усиленное действие этому неблагоприятному условию. Очередной порядок княжеского владения сопровождался крайне бедственными следствиями для народного хозяйства. В постоянных своих усобицах князья мало думали о земельных приобретениях, о территориальном расширении своих областей, в которых они являлись временными владельцами

Съезд князей в Любече, 1097 г.

Причины княжеских усобиц?

Работа с текстом Ключевского

«Лествиница» по вопросам.

Сформулируйте тему урока

Курс русской истории (Лекции I-XXXII) Ключевский Василий Осипович

3) Описание того, что происходит часто, строится на толковании знаков и символов и на интерпретации выражений лиц, движений, жестов, расположении людей. 4) Какие линии доминируют? Вертикальные, горизонтальные, диагональные? 5) Контрасты: застывшие позы, движения вверх, вниз 6) Какие части картины выделены особым светом, контрастами? 7)Композиция. Всё ли гармонично? Если «да», то как это достигнуто? 8) Отношение художника к картине? Входило ли в его намерение в чём-то убедить людей, разочаровать их, произвести впечатление? 9) «Оживите» событие по картине :   1-майор (беспечный франт)     2-сваха (знает как повести дело)  3-отец (угодлив)  4-мать («хозяйка купца»)  5-приживалки (волнуются)  6-кухарка (переживает о…)   П. А. Федотов «Сватовство майора» 1 ) Люди, кто они? Охарактеризуйте их. Их отношение друг к другу. 2)Сюжет картины. Что происходит?

3) Описание того, что происходит часто, строится на толковании знаков и символов и на интерпретации выражений лиц, движений, жестов, расположении людей.

4) Какие линии доминируют? Вертикальные, горизонтальные, диагональные?

5) Контрасты: застывшие позы, движения вверх, вниз

6) Какие части картины выделены особым светом, контрастами?

7)Композиция. Всё ли гармонично? Если «да», то как это достигнуто?

8) Отношение художника к картине? Входило ли в его намерение в чём-то убедить людей, разочаровать их, произвести впечатление?

9) «Оживите» событие по картине :

1-майор (беспечный франт)

2-сваха (знает как повести дело)

3-отец (угодлив)

4-мать («хозяйка купца»)

5-приживалки (волнуются)

6-кухарка (переживает о…)

П. А. Федотов «Сватовство майора»

1 ) Люди, кто они? Охарактеризуйте их. Их отношение друг к другу.

2)Сюжет картины. Что происходит?

С. В. Иванов «На сторожевой границе Московского государства»

1) По пейзажам и теням людей, лошадей и деревьев определите, какая часть границы Московского

государства – западная, южная или восточная – изображена художником на картине.

2) Какие опасности угрожали Московскому государству с этой стороны границы в 16-18 веках?

3) Кто изображен на картине. По каким признакам вы определили, кто эти люди и чем они занимаются?

4) Какими художественными средствами автор передает ощущение тревожного, неспокойного положения на этих участках Московского государства?

5) Используйте новые слова и словосочетания в рассказе о том, что происходит на сторожевой границе: рубежи Московского государства, «сторожи», сторожевые гонцы, засечная черта, «сакма» (выбитая конскими копытами земля), стежки (запрещенные дороги и тропинки через засеку), «замок» (коней большого засечного звена), «сутки» (место встречи двух засечных звеньев), «подымовные люди» (обязанные в случае опасности зажигать сигнальные костры).

6) Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории охраны границ Московского государства?

7) Можно ли к данной картине относиться как к источнику по истории нашей страны в 16-18 веках? Почему так думаете?

Плакаты: «Сталин за рулём СССР». Б. Ефимов. «Родина-мать зовёт!»  И. Тоидзе 1.Назовите событие и дату, которому посвящено событие 2.Какой аудитории предназначались? 3.Кто из персонажей представлен и с какой целью? 4.Какая символика использована? 5.Чьё это послание и легко ли его прочитать?

Плакаты:

«Сталин за рулём СССР». Б. Ефимов.

«Родина-мать зовёт!»

И. Тоидзе

1.Назовите событие и дату, которому посвящено событие

2.Какой аудитории предназначались?

3.Кто из персонажей представлен и с какой целью?

4.Какая символика использована?

5.Чьё это послание и легко ли его прочитать?

Символика  Фонтан на ВДНХ «Дружба народов» Символика       - Что объединяет данные изображения, как они связаны с темой урока?  - Назовите дату и охарактеризуйте обстоятельства создания СССР.  - Почему распался СССР (причины распада разделите на группы):   а) внутриполитические ;   б) внешнеполитические;   в) социально-экономические ;   г) духовно-культурные;   к каким последствиям привёл его распад?

Символика

Фонтан на ВДНХ

«Дружба народов»

Символика

- Что объединяет данные изображения, как они связаны с темой урока? - Назовите дату и охарактеризуйте обстоятельства создания СССР. - Почему распался СССР (причины распада разделите на группы): а) внутриполитические ; б) внешнеполитические; в) социально-экономические ; г) духовно-культурные; к каким последствиям привёл его распад?

* Что можете сказать о политической ангажированности фотографа?  * Какой момент переговоров запечатлен на снимке? Кто в центре кадра, кто его «герой», а какие политики играют свиту?  * Официальным кругам какой страны или ряда стран выгодно представить мюнхенскую встречу именно в такой доброжелательной атмосфере?  * С какими подписями этот снимок мог оказаться на страницах германских, итальянских, французских, советских и чехословацких газет?    Мюнхенское соглашение.  1938 г., 30.09. Н.Чемберлен,Э.Даладье, Б.Муссолини, А. Гитлер, Г.Геринг

* Что можете сказать о политической ангажированности фотографа? * Какой момент переговоров запечатлен на снимке? Кто в центре кадра, кто его «герой», а какие политики играют свиту? * Официальным кругам какой страны или ряда стран выгодно представить мюнхенскую встречу именно в такой доброжелательной атмосфере? * С какими подписями этот снимок мог оказаться на страницах германских, итальянских, французских, советских и чехословацких газет?

Мюнхенское соглашение.

1938 г., 30.09.

Н.Чемберлен,Э.Даладье,

Б.Муссолини, А. Гитлер, Г.Геринг

 На I съезде народных депутатов СССР. А.Д. Сахаров покидает трибуну Это рабочий момент заседания или некий символ перестроечного движения? (Проведите  расследование, сделайте вывод: критика высшего  руководства страны  стала невиданным прежде явлением.)

На I съезде народных депутатов СССР. А.Д. Сахаров покидает трибуну

Это рабочий момент

заседания или некий

символ перестроечного

движения? (Проведите

расследование, сделайте

вывод: критика высшего

руководства страны

стала невиданным

прежде явлением.)

Советские военнопленные У людей довольно бравый вид, открыто смотрят в объектив, отсутствуют на фото конвоиры.  А это противоречит документальным описаниям тяжелых оборонительных боев Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны.  Кем сделана фотография?  С какой целью?  Какие идеи она внушала читателям советских или немецких газет?

Советские военнопленные

  • У людей довольно бравый вид, открыто смотрят в объектив, отсутствуют на фото конвоиры. А это противоречит документальным описаниям тяжелых оборонительных боев Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны. Кем сделана фотография? С какой целью? Какие идеи она внушала читателям советских или немецких газет?
  Падение Берлинской  стены, ноябрь 1989 г.     «Совет четырёх». 1919 г.  (Д. Ллойд Джордж, Орландо, Клемансо, Вильсон) Под каким заголовком в разгар «холодной войны» в руках могла быть опубликована в советских журналах, а под каким названием – в американской прессе? Проведите «расследование» этого факта («железный занавес» и символы эпохи «холодной войны») Воспроизведите кулуарные разговоры этих политиков о результатах 1 мировой войны, аргументируйте их

Падение Берлинской

стены, ноябрь 1989 г.

«Совет четырёх». 1919 г.

(Д. Ллойд Джордж, Орландо, Клемансо, Вильсон)

Под каким заголовком в разгар «холодной войны» в руках могла быть опубликована в советских журналах, а под каким названием – в американской прессе?

Проведите «расследование» этого факта («железный занавес» и символы эпохи «холодной войны»)

Воспроизведите кулуарные разговоры этих политиков о результатах

1 мировой войны, аргументируйте их

Большой дворец в Петергофе  Дом Пашкова в Москве  (Растрелли)  ( Баженов) Назовите архитектурные стили этого времени, их характерные черты, к каким стилям относятся известные памятники зодчества? Русская культура I п. 18 в.

Большой дворец в Петергофе

Дом Пашкова в Москве

(Растрелли)

( Баженов)

Назовите архитектурные стили этого

времени, их характерные черты, к каким стилям относятся известные памятники зодчества?

Русская культура I п. 18 в.

  На стене Софийского собора в Киеве осталась надпись о смерти князя Ярослава Мудрого: «В лето 6562 (1054 г.) месяца февраля 20-го успение царя нашего… в неделю мученика Феодора».  Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём , т.к. в период его правления переживала расцвет . Что такое расцвет? Примеры расцвета каких государств и при каких правителях вы можете привести? Как вы полагаете, сегодня наше государство переживает расцвет? Противоречие: А) велик вклад Владимира I и других князей в развитие Руси; Б) историки связывают расцвет Руси с правлением Ярослава Мудрого. Задача: Почему расцвет Киевской Руси приходится на правление Ярослава Мудрого?

На стене Софийского собора в Киеве осталась надпись о смерти князя Ярослава Мудрого: «В лето 6562 (1054 г.) месяца февраля 20-го успение царя нашего… в неделю мученика Феодора».

Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём , т.к. в период его правления переживала расцвет . Что такое расцвет?

Примеры расцвета каких государств и при каких правителях вы можете привести? Как вы полагаете, сегодня наше государство переживает расцвет?

Противоречие:

А) велик вклад Владимира I и других князей в развитие Руси;

Б) историки связывают расцвет Руси с правлением Ярослава Мудрого.

Задача:

Почему расцвет Киевской Руси приходится на правление Ярослава Мудрого?

Почему поставлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому?   Подумайте, какую надпись на памятнике оставили россияне, почему Кузьма Минин был назван гражданином? Что обозначает слово гражданин?                Памятник К. Минину и   Д. Пожарскому  скульптора И.П. Мартоса в Москве   на Красной площ ади
  • Почему поставлен памятник
  • К. Минину и Д. Пожарскому?

  • Подумайте, какую надпись на памятнике оставили россияне, почему Кузьма Минин был назван гражданином?
  • Что обозначает слово гражданин?

Памятник К. Минину и

Д. Пожарскому

скульптора И.П. Мартоса в Москве

на Красной площ ади

https:// vk.com/club188133034                          -  это ссылка на объединение УМО

https:// vk.com/club188133034                          -  это ссылка на объединение УМО