Использование наглядных средств обучения истории»
Цуканова Н.И.-учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ с УИОП №52»
Что же такое наглядное обучение? Наглядным обучением называют такое обучение, при котором представления и понятия у учащихся формируются на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.
- К.Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своём или же совсем оставаться без «мысли в голове»
«Эпоха Николая I»
Изречения Николая I:
- «В учении видел одно принуждение, и учился без охоты»
- «Послезавтра поутру я или государь или без дыхания»
- «Россией я не управляю. Россией управляют столоначальники»
- «Революция на пороге, но клянусь, она не проникнет в неё, пока я жив»
- А.Е.Пресняков :
- «Это эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии»
- Ф.И.Тютчев:
- «Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои и добрые и злые, -
Всё было ложь в тебе, все признаки пустые:
Ты был не царь, а лицедей»
Составьте исторический портрет Ивана III, используя материал учебника и факты, приведенные в карточке
а) Иван III женился на племяннице византийского императора Софье Палеолог.
б) Грандиозная перестройка Московского Кремля, сохранившегося в основном до наших дней.
в) В обращении к иностранцам он называл себя государем «всея Руси».
г) Германский император предложил от своего имени Ивану III корону короля и брак своего племянника с его дочерью. Иван III резко отклонил оба предложения. В отношении короля он ответил, что государем на своей земле он изначально благодаря прародителям и от Бога. И, что русскому государю непристойно брать племянника в зятья. Другое дело, если бы сына императора.
д) Русскому послу в Турции он запретил, вопреки обычаю, преклонять колени перед султаном.
ж) Он завел порядок, при котором все, включая бояр, князей, писали ему как государю «всея Руси», а себя называли его холопами.
е) Он изменил обозначение своего титула, перечисляя подчиненные ему земли.
- О каких изменениях в Русском государстве говорят эти факты?
- Какое они (каждый из них) имели значение для закрепления этих перемен?
Исправьте ошибки в тексте
28.07.1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Боснии. Россия, поддерживающая славян, начала частичную мобилизацию. Германия в ответ 2 августа объявила войну России, а затем 3 августа – ее союзнице Англии. Вскоре в войну втянулись почти все великие державы. Всего в этой войне участвовало 48 государств. Главными военными фронтами были Западный и Балканский. Германия предполагала действовать по «плану Шлиффена», по которому первоначально предполагалось нанести удар по России, а затем через нейтральную Бельгию ворваться на территорию Франции и заставить ее перейти на сторону Германии.
Основным плацдармом военных действий в ходе первой мировой войны стали западноукраинские земли.
Россия в I п. 16 в. Р оссия во II п. 16 в.
- Что изменилось в России? Чем можете это объяснить?
- Сформулируйте тему урока
- Задачи внешней политики России во II п. 16 в.?
- О какой внешнеполитической задаче для России говорят факты (40 нападений крымцев и казанцев – в I п. 16 в.)?
- Какие земли вошли в состав России во II п. 16 в.?
+ Можно ли по карте определить вошли ли новые земли добровольно в состав России или их присоединили силой?
+ Как происходило увеличение территории России?
- Результаты внешнеполитической деятельности?
- *В США при присоединении новых земель местных жителей индейцев практически уничтожили (осталось 5%): убивали, сгоняли в резервации, где они умирали от голода и болезней.
- Почему?
- В России местное и пришлое население мирно продолжало жить и работать дальше… Как вы объясните этот факт?
- *Почему присоединение ханств на востоке было крупным успехом России? Аргументируйте точку зрения. (Не менее 4-х аргументов)
-Главная идея карикатуры? - К какому крылу оппозиции она принадлежит? - Что означают надписи на спине осла «Деспотизм «нового курса» и на воротах «Конституция США»? - Что в антикризисной программе Ф. Рузвельта высмеивает эта карикатура? - С какой целью могла быть создана карикатура? (политические ошибки, возбудить общественное недовольство, использовать трудности социально-экономического положения в стране для избирательной кампании) - Сторонником какой политической идеологии является художник ?
Карикатура на «новый курс» Ф. Д. Рузвельта 1930-е г.г.
3. Российско-грузинский конфликт
Пропущенные понятия вставить по смыслу:
- Составить ассоциативный ряд к слову правосудие, записать на доске, можно попросить прокомментировать ассоциацию, перейти к объявлению темы урока.
Трибуна – место докладчика, лектора, оратора, агитатора. От латинского слова «триба» (объединение патрицианских курий), помимо слова «трибуна» произошли трибун (защитник плебеев) , трибунал (военный суд для тяжких преступников), трибун – человек, обладающий ораторским талантом, пользующийся большим авторитетом, доверием, уважением, любовью
Видеосюжеты
- Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.».
- В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Миниатюра Схема
Ледовое побоище 05.04. 1242 г.
- Пользуясь миниатюрой, схемой и исторической картой составьте рассказ о Ледовом побоище. Опишите участников события. (Кто есть кто?)
- Как в битве проявился полководческий талант Александра Невского?
- В чём состоит историческое значение побед русского оружия над немецкими рыцарями?
- Как вы думаете, почему А.Невского Русская Православная церковь причислила к лику святых?
* Опишите событие от лица участника – А. Невского.
Князья своими владельческими отношениями сообщали усиленное действие этому неблагоприятному условию. Очередной порядок княжеского владения сопровождался крайне бедственными следствиями для народного хозяйства. В постоянных своих усобицах князья мало думали о земельных приобретениях, о территориальном расширении своих областей, в которых они являлись временными владельцами
Съезд князей в Любече, 1097 г.
Причины княжеских усобиц?
Работа с текстом Ключевского
«Лествиница» по вопросам.
Сформулируйте тему урока
Курс русской истории (Лекции I-XXXII) Ключевский Василий Осипович
3) Описание того, что происходит часто, строится на толковании знаков и символов и на интерпретации выражений лиц, движений, жестов, расположении людей.
4) Какие линии доминируют? Вертикальные, горизонтальные, диагональные?
5) Контрасты: застывшие позы, движения вверх, вниз
6) Какие части картины выделены особым светом, контрастами?
7)Композиция. Всё ли гармонично? Если «да», то как это достигнуто?
8) Отношение художника к картине? Входило ли в его намерение в чём-то убедить людей, разочаровать их, произвести впечатление?
9) «Оживите» событие по картине :
1-майор (беспечный франт)
2-сваха (знает как повести дело)
3-отец (угодлив)
4-мать («хозяйка купца»)
5-приживалки (волнуются)
6-кухарка (переживает о…)
П. А. Федотов «Сватовство майора»
1 ) Люди, кто они? Охарактеризуйте их. Их отношение друг к другу.
2)Сюжет картины. Что происходит?
С. В. Иванов «На сторожевой границе Московского государства»
1) По пейзажам и теням людей, лошадей и деревьев определите, какая часть границы Московского
государства – западная, южная или восточная – изображена художником на картине.
2) Какие опасности угрожали Московскому государству с этой стороны границы в 16-18 веках?
3) Кто изображен на картине. По каким признакам вы определили, кто эти люди и чем они занимаются?
4) Какими художественными средствами автор передает ощущение тревожного, неспокойного положения на этих участках Московского государства?
5) Используйте новые слова и словосочетания в рассказе о том, что происходит на сторожевой границе: рубежи Московского государства, «сторожи», сторожевые гонцы, засечная черта, «сакма» (выбитая конскими копытами земля), стежки (запрещенные дороги и тропинки через засеку), «замок» (коней большого засечного звена), «сутки» (место встречи двух засечных звеньев), «подымовные люди» (обязанные в случае опасности зажигать сигнальные костры).
6) Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории охраны границ Московского государства?
7) Можно ли к данной картине относиться как к источнику по истории нашей страны в 16-18 веках? Почему так думаете?
Плакаты:
«Сталин за рулём СССР». Б. Ефимов.
«Родина-мать зовёт!»
И. Тоидзе
1.Назовите событие и дату, которому посвящено событие
2.Какой аудитории предназначались?
3.Кто из персонажей представлен и с какой целью?
4.Какая символика использована?
5.Чьё это послание и легко ли его прочитать?
Символика
Фонтан на ВДНХ
«Дружба народов»
Символика
- Что объединяет данные изображения, как они связаны с темой урока? - Назовите дату и охарактеризуйте обстоятельства создания СССР. - Почему распался СССР (причины распада разделите на группы): а) внутриполитические ; б) внешнеполитические; в) социально-экономические ; г) духовно-культурные; к каким последствиям привёл его распад?
* Что можете сказать о политической ангажированности фотографа? * Какой момент переговоров запечатлен на снимке? Кто в центре кадра, кто его «герой», а какие политики играют свиту? * Официальным кругам какой страны или ряда стран выгодно представить мюнхенскую встречу именно в такой доброжелательной атмосфере? * С какими подписями этот снимок мог оказаться на страницах германских, итальянских, французских, советских и чехословацких газет?
Мюнхенское соглашение.
1938 г., 30.09.
Н.Чемберлен,Э.Даладье,
Б.Муссолини, А. Гитлер, Г.Геринг
На I съезде народных депутатов СССР. А.Д. Сахаров покидает трибуну
Это рабочий момент
заседания или некий
символ перестроечного
движения? (Проведите
расследование, сделайте
вывод: критика высшего
руководства страны
стала невиданным
прежде явлением.)
Советские военнопленные
- У людей довольно бравый вид, открыто смотрят в объектив, отсутствуют на фото конвоиры. А это противоречит документальным описаниям тяжелых оборонительных боев Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны. Кем сделана фотография? С какой целью? Какие идеи она внушала читателям советских или немецких газет?
Падение Берлинской
стены, ноябрь 1989 г.
«Совет четырёх». 1919 г.
(Д. Ллойд Джордж, Орландо, Клемансо, Вильсон)
Под каким заголовком в разгар «холодной войны» в руках могла быть опубликована в советских журналах, а под каким названием – в американской прессе?
Проведите «расследование» этого факта («железный занавес» и символы эпохи «холодной войны»)
Воспроизведите кулуарные разговоры этих политиков о результатах
1 мировой войны, аргументируйте их
Большой дворец в Петергофе
Дом Пашкова в Москве
(Растрелли)
( Баженов)
Назовите архитектурные стили этого
времени, их характерные черты, к каким стилям относятся известные памятники зодчества?
Русская культура I п. 18 в.
На стене Софийского собора в Киеве осталась надпись о смерти князя Ярослава Мудрого: «В лето 6562 (1054 г.) месяца февраля 20-го успение царя нашего… в неделю мученика Феодора».
Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём , т.к. в период его правления переживала расцвет . Что такое расцвет?
Примеры расцвета каких государств и при каких правителях вы можете привести? Как вы полагаете, сегодня наше государство переживает расцвет?
Противоречие:
А) велик вклад Владимира I и других князей в развитие Руси;
Б) историки связывают расцвет Руси с правлением Ярослава Мудрого.
Задача:
Почему расцвет Киевской Руси приходится на правление Ярослава Мудрого?
- Почему поставлен памятник
- К. Минину и Д. Пожарскому?
- Подумайте, какую надпись на памятнике оставили россияне, почему Кузьма Минин был назван гражданином?
- Что обозначает слово гражданин?
Памятник К. Минину и
Д. Пожарскому
скульптора И.П. Мартоса в Москве
на Красной площ ади
https:// vk.com/club188133034 - это ссылка на объединение УМО