СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нейроигры – эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, то есть это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают вследствие недостаточного развития межполушарных связей.

Просмотр содержимого документа
«Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

«Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»


Ворошко Ирина Евгеньевна, воспитатель,

ГБОУ СОШ №8 СПДС №4, г. Отрадный, Самарской обл.

Нейроигры – эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, то есть это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают вследствие недостаточного развития межполушарных связей.

Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.

Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.

Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.

Самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста – это игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности.

Следовательно, развитие межполушарных связей в основном тоже надо строить на упражнениях и играх, которыми и будут являться нейроигры и нейроупражнения.

Александр Романович Лурия – советский психолог и врач-невропатолог, и, кроме того, один из основателей нейропсихологии, выделил три блока мозга, развитие которых строится по определённым комплексам нейроупражнений.

1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы.

Метафорический «девиз» этого блока «я хочу».

2 блок – блок приема, переработки и хранения входящей информации.
Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».
Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий левого и правого полушария. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия – это работа двумя руками одновременно.

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Метафорический «девиз» этого блока «я должен».

Методы коррекции 3-го блока мозга направлены на формирование произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания, целеполагание, формирование, программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов.

Важно помнить, что методика нейропсихологических игр может применяться не только для детей, имеющих определенные нарушения, но и в работе с совершенно здоровыми детьми, так как, прежде всего, это игра, в которой дети развиваются, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Таким образом, педагог может использовать нейроигры, если есть:

• проблемы с памятью;

• снижение внимания при выполнении задания;

• проблемы с усвоением материала;

• зеркальное письмо 

• плохая координация, неуклюжесть;

• излишняя активность либо наоборот медлительность;

• плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет, лепит и т. д).

При включении нейроигр  в занятия нужно придерживаться следующих принципов их применения:

1. Принцип «от простого к сложному».

2. Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.

3. Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения – они используются параллельно с ним.

Условия эффективности применения данных игр.

• Педагог должен свободно владеть упражнениями.

• Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.

• Периодичность – ежедневно, без пропусков.

• Время занятий – утро, день.

• Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.

• Продолжительность занятий 10 – 15 минут.

• Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

• Упражнения проводятся по разработанным комплексам (сочетание упражнений для 1, 2 и 3 блоков).

• Внутри комплексов упражнения можно менять местами.

• От детей требуется точное выполнение упражнений.

• Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

• Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Игры должны быть для разных блоков мозга.

Для первого - дыхательная гимнастика

- зрительная

- самомассаж

- артикуляционная

Для второго - нам важно играть одновременно двумя руками

руки + глаза (лабиринт);

руки + глаза + язык (сюда же можно отнести игры или упражнения кинезиологические)

Для третьего - игры направленны на формирование внимания, целепологания, самоконтроля и развитие коммуникативных навыков.

Например: игры 2 блока «Нейропризнаки»

Это упражнение для закрепление межпространственного мышления и кратковременной памяти. на листе бумаги нарисованы геометрические фигуры. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести их. Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения, такие как «Кулак – ребро – ладонь». упражнение на развитие внимания и знание географии своего тела.

Упражнение «Нос, рот, голова»

Я читаю стихотворение, а дети вместе со мной выполняют движения.

Нос, рот, голова,

Уши, щеки лоб, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь

Не забыть бы что-нибудь.

Руки, бедра и живот,

А потом наоборот.

Руки, бедра и живот,

Плечи, плечи, шея, грудь

Не забыть бы что-нибудь.

Уши, щеки лоб, глаза,

Нос, рот, голова.

Игра, которая относится к 3 блоку «Ищи, прячь, говори».

На карточке изображены справа и слева одинаковые предметы, но расположены в разных местах. Ваша задача: одновременно находить и закрывать одинаковый предмет разными геометрическими фигурами и называть его (правильно проговаривая звук).

Таким образом, регулярное использование нейроигр  в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.