«Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
Ворошко Ирина Евгеньевна, воспитатель,
ГБОУ СОШ №8 СПДС №4, г. Отрадный, Самарской обл.
Нейроигры – эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, то есть это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают вследствие недостаточного развития межполушарных связей.
Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
Самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста – это игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности.
Следовательно, развитие межполушарных связей в основном тоже надо строить на упражнениях и играх, которыми и будут являться нейроигры и нейроупражнения.
Александр Романович Лурия – советский психолог и врач-невропатолог, и, кроме того, один из основателей нейропсихологии, выделил три блока мозга, развитие которых строится по определённым комплексам нейроупражнений.
1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы.
Метафорический «девиз» этого блока «я хочу».
2 блок – блок приема, переработки и хранения входящей информации.
Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».
Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий левого и правого полушария. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия – это работа двумя руками одновременно.
3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Метафорический «девиз» этого блока «я должен».
Методы коррекции 3-го блока мозга направлены на формирование произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания, целеполагание, формирование, программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов.
Важно помнить, что методика нейропсихологических игр может применяться не только для детей, имеющих определенные нарушения, но и в работе с совершенно здоровыми детьми, так как, прежде всего, это игра, в которой дети развиваются, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Таким образом, педагог может использовать нейроигры, если есть:
• проблемы с памятью;
• снижение внимания при выполнении задания;
• проблемы с усвоением материала;
• зеркальное письмо
• плохая координация, неуклюжесть;
• излишняя активность либо наоборот медлительность;
• плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет, лепит и т. д).
При включении нейроигр в занятия нужно придерживаться следующих принципов их применения:
1. Принцип «от простого к сложному».
2. Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.
3. Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения – они используются параллельно с ним.
Условия эффективности применения данных игр.
• Педагог должен свободно владеть упражнениями.
• Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.
• Периодичность – ежедневно, без пропусков.
• Время занятий – утро, день.
• Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.
• Продолжительность занятий 10 – 15 минут.
• Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
• Упражнения проводятся по разработанным комплексам (сочетание упражнений для 1, 2 и 3 блоков).
• Внутри комплексов упражнения можно менять местами.
• От детей требуется точное выполнение упражнений.
• Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
• Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Игры должны быть для разных блоков мозга.
Для первого - дыхательная гимнастика
- зрительная
- самомассаж
- артикуляционная
Для второго - нам важно играть одновременно двумя руками
руки + глаза (лабиринт);
руки + глаза + язык (сюда же можно отнести игры или упражнения кинезиологические)
Для третьего - игры направленны на формирование внимания, целепологания, самоконтроля и развитие коммуникативных навыков.
Например: игры 2 блока «Нейропризнаки».
Это упражнение для закрепление межпространственного мышления и кратковременной памяти. на листе бумаги нарисованы геометрические фигуры. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести их. Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения, такие как «Кулак – ребро – ладонь». упражнение на развитие внимания и знание географии своего тела.
Упражнение «Нос, рот, голова»
Я читаю стихотворение, а дети вместе со мной выполняют движения.
Нос, рот, голова,
Уши, щеки лоб, глаза,
Плечи, плечи, шея, грудь
Не забыть бы что-нибудь.
Руки, бедра и живот,
А потом наоборот.
Руки, бедра и живот,
Плечи, плечи, шея, грудь
Не забыть бы что-нибудь.
Уши, щеки лоб, глаза,
Нос, рот, голова.
Игра, которая относится к 3 блоку «Ищи, прячь, говори».
На карточке изображены справа и слева одинаковые предметы, но расположены в разных местах. Ваша задача: одновременно находить и закрывать одинаковый предмет разными геометрическими фигурами и называть его (правильно проговаривая звук).
Таким образом, регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.