НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА.
Для повышения качества коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями в развитии с начала учебного года мною проводится работа по нейропсихологическому обследованию обучающихся первых диагностических классов Центра, обследование проводится на основе МЕТОДИКИ нейропсихологической диагностики детей Любови Семеновны Цветковой.
Это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений высших психических функций.
Диагностика позволяет увидеть и оценить следующие моменты:
Как развиты ВПФ
Достаточно ли физически развит ребенок
С какой скоростью он обрабатывает информацию
В чем заключаются причины возможных трудностей.
В результате обследования ребенка, выявляются нарушения работы одной или нескольких зон головного мозга, которые учувствуют в реализации психических функций, дефекты в общем психологическом развитии, и разрабатываются РЕКОМЕНДАЦИИ по преодолению нарушений ребенка, для родителей и педагогов.
Моя основная деятельность в центре – это Дефектологическое сопровождение детей с РАС. И так как я еще и нейропсихолог, то в моей работе Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе учителя-дефектолога.
Я считаю нейропсихологический подход самым эффективным и необходимым в работе любого учителя или специалиста работающего с детьми с особенностями в развитии. Одной из составляющих квалифицированного использования специальных нейропсихологических технологий, является наличие специального оборудования, которое было приобретено для моего кабинета в начале учебного года.
Занятия дефектологической коррекции с использованием нейропсихологического подхода сочетают в себе двигательные (телесно- ориентированные) и когнитивные приемы.
Составляющие компоненты психомоторного развития, используемые мною в работе:
Это Межполушарные нейростимуляторы и тренажеры.
При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по своему. Практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Регулярные занятия с нейростимуляторами помогают ускорить развитие нейронных связей, и улучшить деятельности мозга.
Для этого используются:
Межполушарные доски для рук;
Межполушарные доски для ног;
Двуручное написание;
(поп ит)
«Зеркальное рисование».
Рисование на песке.
2. Балансировочная доска, по-настоящему уникальный инструмент коррекционно-развивающего процесса, так как мозжечок, на который идет воздействие, связан со всеми структурами нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка. Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышления.
Поэтому игры и занятия на балансире входят в программы дефектологической коррекции.
3. В работе используется оборудование «Баламетрикс» - это программа мозжечковой стимуляции.
В основе этой программы лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.
Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти и понимание. В ходе занятий повышается возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга.
4 . Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса, гипертонуса, мышечных зажимов и повышенного двигательного беспокойства.
«Эластичный чулок» - эффективный инструмент сенсорной интеграции, воздействует на вестибулярную, проприоцептивную и тактильную системы. Он помогает быстрее развиваться, улучшает восприятие положения тела в пространстве, делает его гибким и подвижным.
5. Для двигательного развития используется интерактивный комплекс.
Интерактивная стена, состоящая из компьютерного блока с программным обеспечением, проектора, датчика, которая дает возможность организовать как индивидуальную работу с учениками так и парную, а также организовать игровую и соревновательную деятельность.
Все игры комплекса направлены на Развитие коммуникаций, взаимодействие детей, Развитие быстроты реакции, ловкости, меткости, навыков бросания и зрительного внимания.
Развивая координацию движений, двигательную активность, моторику учащегося, создаются предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
И в заключении хотелось бы сказать, что использование нейропсихологических методов и приемов дает возможность мне, как дефектологу, сделать занятия значительно интереснее и тем самым повысить результативность и качество моей работы.