Использование технологии «Коллективный способ обучения»
Актуальность данной технологии определяется огромной ролью, в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопределения, самоорганизации и самоконтроля. Это реализует важнейшую задачу образования – научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы деятельности (ориентировочно- мотивационный, операционно - исполнительный, рефлексивно - оценочный взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены учеником.
Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка. На практике мы наблюдаем, что взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит ситуативно и редко. Учителю легче организовать обучение по схеме: учитель- ученик, нежели ученик- ученик, ученик - ученики, поскольку КСО требует дополнительных затрат при подготовке к уроку.
Несмотря на все преимущества КСО, его редко используют в современной системе обучения. Во многом это связано с тем, что учителя малоинформированы о возможностях использования КСО в начальной школе при обучении младших школьников.
Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Обучать – это значит всё усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищам или всякому желающему слушать. Я.А.Коменский.
Технология КСО имеет различные названия:
организованный диалог
коллективное взаимообучение
обучение в сотрудничестве
Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:
Наличие сменных пар учащихся;
Их взаимообучение;
взаимоконтроль;
взаимоуправление.
В чём особенности организации работы учащихся при коллективном способе обучения . КСО использует достижения психологии, педагогики и методики. К трём традиционным организационным формам: индивидуальная, парная и групповая при КСО присоединяется четвёртая (коллективная) – работа в парах сменного состава. Она становится ведущей формой работы.
При КСО совершенно меняется вся структура организации работы, система взаимоотношений учащихся с учителями и между собой. Этот способ организации обучения даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга.
Организация коллективной работы на уроке представляет для учителя определённые трудности. Ей должна предшествовать глубоко продуманная подготовка. На первом этапе школьники должны изучить правила общения:
отвечая на вопрос учителя, ученик обращается ко всему классу, а его товарищи должны повернуться к нему лицом;
ученик, отвечавший на вопрос учителя и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать ученика для её исправления;
исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него (при этом используется диалогическая форма общения);
для рецензирования и комментирования ответов можно выбирать самому напарника.
Прежде чем использовать работу в парах сменного состава, нужно научить детей общаться в парах постоянного состава. Работу в постоянных парах можно использовать как при изучении, так и при закреплении, повторении и обобщении изученного. На основе работы в постоянных парах может быть построен целый урок, а может только одна его часть. Выбор определяется особенностями изучаемого материала и конкретными практическими задачами урока.
При изучении нового материала пара может работать совместно над одним и тем же вопросом, но возможен иной путь: самостоятельное изучение каждым своего вопроса, а затем – взаимопередача знаний. Работу учащихся учитель организует при помощи карточки и памятки для работы в паре. Карточка тщательно продумывается и составляется с учётом подготовленности класса и конкретных учащихся.
«Взаимодиктант».
Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).
Второй ученик (то есть тот, кто перед этим писал) читает, а прежде диктовавший пишет.
Каждый берёт тетрадь своего партнёра и, не заглядывая в карточку, проверяет.
Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе)- сначала один диктант, затем второй.
Ребята устно разбирают ошибки.
Каждый ученик в своей тетради делает работу над своими ошибками.
Ученики снова берут тетради друг у друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи.
Они обмениваются карточками и переходят к другому партнёру.
Для того чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, работать над ошибками, оценивать, учителю рекомендуется вначале показывать им алгоритм проведения взаимных диктантов перед классом. Можно первое время учителю самому работать в парах сменного состава, Выполняя всё то, что требуется от ученика.
При работе в парах сменного состава класс делится на малые группы.
Каждый член малой группы получает свою карточку с заданиями для изучения одной из подтем. (Карточки дублируются столько раз, сколько малых групп получается в классе. Один блок карточек учитель оставляет себе).Ученик самостоятельно изучает указанный в карточке теоретический вопрос, выполняет своё практическое задание, затем объясняет свой теоретический вопрос напарнику, выслушивает в свою очередь теоретическое задание напарника, дальше оба меняются практическими заданиями, выполняют их самостоятельно и сверяют правильность выполнения обеих практических работ.
Освободившиеся школьники образуют новые пары для дальнейшего изучения материала.
Такая организация работы в сменных парах требует нового, нетрадиционного подхода к отбору и подготовке самого учебного материала.
Что необходимо учитывать при выборе темы для изучения в парах сменного состава и при составлении карточек. Материал должен быть доступен для самостоятельного изучения. Тема должна делиться на несколько подтем. Каждая карточка должна быть самостоятельным входом в тему, чтобы школьник мог начать её изучение с любой карточки. Поэтому не каждая программная тема может быть заложена в карточки и изучаться в парах сменного состава. Изучив все вопросы блока, ученик изучит всю тему. Каждая карточка обычно состоит из двух обязательных заданий: первое теоретическое, второе – практическое. Однако в карточке может быть больше двух заданий. Чтобы самостоятельное изучение учебного материала строилось правильно, необходимо чётко сформулировать задание и по первому, и по второму вопросам. В нём должно быть указано, что нужно конкретно прочитать, что выучить, что записать, какую графическую работу выполнить. Можно выделить следующие основные преимущества КСО :
В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.
В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
Каждый чувствует себя раскованно, работая в индивидуальном темпе.
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей.
Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное и осознанное усвоение изученного.
Ещё Я. А. Коменский в «Великой дидактике» оценивал «обращённую мысль» как катализатор мышления. Он писал: «Если нужно – откажи себе в чём – нибудь и плати тому, кто будет тебя слушать», «многое спрашивать, усваивать, учить других – тайны великой учёности».
Коллективная форма обучения (работа в парах, в группах, в сменных парах) помогает в полной мере реализовать:
− дидактические задачи – обучают ученики один одного, у них разные темпы и материал, полная самостоятельность, основой обучения является сотрудничество, усвоение и применение материала максимально приближено;
− развивающие – ученик-субъект + объект, материал подбирается в соответствии с особенностями ребенка (дифференцированный подход), дети учатся выступать, рассуждают, доказывают;
− воспитательные – имеет место забота всех о каждом и каждого обо всех, т. е. принцип коллективизма.
КСО решает вопросы гуманного (сотрудничество учитель-ученик-партнеры, отсутствие прямого принуждения, вера в ребенка, в его силы и способности) и демократического (право на собственную точку зрения, право на свободный выбор задания, уравнивание ученика и учителя в правах) отношения к ребенку.
КСО делает высоким уровень активности детей на уроке, развивает мыслительную деятельность учащихся, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске: развиваешься сам – развиваются ученики. Коллективная форма работы дает более высокий уровень знаний: после взаимной проверки и самопроверки неисправленных ошибок стало в 2-3 раза меньше, ребята высказываются на уроке в 10-15 раз чаще, улучшается навык чтения.
В процессе наблюдений можно сделать вывод, что КСО лучше использовать для отработки нового материала, а также при закреплении и повторении и отводить ему в зависимости от темы и целей урока от 15 до 25 минут. Перед началом таких уроков очень важно создать эмоциональный настрой на успех: стимулировать учащихся словами, улыбкой.
Во время урока учитель не должен вмешиваться без нужды в самостоятельную работу учащихся, не подсказывать и не давать готовых решений, а сконцентрировать внимание детей на опорах и памятках, которые помогут в выполнении работы.
Следовательно, используя все преимущества коллективного способа обучения, основываясь на практические наработки и наблюдения, удается достигнуть того, что каждый ученик класса успевает в учебе.