МАСТЕР - КЛАСС
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Ход мастер-класса
2.1. Организационный момент, сообщение темы мастер - класса
Новые стандарты, инновации,
Технологии, проблемные ситуации,
Методы, формы, приёмы…
Что в современном уроке применить мы готовы?
Слайд 1
- Добрый день, уважаемое жюри! Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе. Меня зовут Елена Викторовна, я учитель начальных классов средней общеобразовательной школы п. Чамзинка, Чамзинского района.
- Сегодня на своем мастер-классе я хочу поделиться с вами тем, как мной используются приемы мнемотехники для развития памяти младших школьников.
- При работе с детьми мною было замечено, что заучивание стихотворений вызывает у некоторых детей большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Я столкнулась с проблемой - недостаточная сформированность психических качеств: внимания, мышления, воображения, памяти.
Передо мной стояли вопросы:
- Как научить школьников прочно запоминать необходимую информацию в короткий промежуток времени?
- Как научить выделять главное в тексте или в речи?
Одна из основных задач, стоящая перед нами учителями, это помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями.
Поэтому я определила основное направление своей работы с детьми: «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников».
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию памяти.
Надеюсь, что вы проявите творческую активность и поможете мне в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.
2.2. Актуальность проблемы развития памяти детей младшего школьного возраста.
- Многие младшие школьники испытывают затруднения при пересказе текстов, при заучивании стихотворений, и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд 2
«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» (Конфуций).
Взяв в основу мнение великого педагога, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по развитию памяти приёмы мнемотехники.
2.3. Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми.
Слайд 3
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Слайд 4
В Первую очередь необходимо навести порядок в своей голове. Для того чтобы представить нужный нам образ. Посмотрите на одежду – это наши ассоциации. Образы и ассоциации необходимо связать между собой, для этого нужны связки. Образы, ассоциации, связки – это три богатыря, три кита, на которых держится мнемотехника.
Слайд 5
Всем знакомый пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Слайд 6
Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам..
Слайд 7
Мнемоквадрат - это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет (носки, брюки, майка, свитер, сапоги, куртка и т. п.), задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.
(Слайд 8)
Данный приём мнемотехники я использую при работе над словарными словами, что помогает создать ассоциацию, зрительный образ слова, которое нужно запомнить как оно пишется, у учащихся.
(Слайд 9)
Мнемодорожка - это схема, в которую заложена определённая информация. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы.
Ушинский Константин Дмитриевич писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить из них предложение или расположить в правильной последовательности. Например, тема: Одежда. Времена года. Нужно рассказать, как собираются дети на прогулку. Сначала я надеваю майку, потом носки, затем брюки, свитер, сапоги, куртку.
Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста. С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти;
развитие связной речи.
Слайд 10
- В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учитель сам решает, как будет проходить работа с мнемотаблицей. Если это первая (пробная) мнемотаблица, то основную задачу берёт на себя учитель.
На начальном этапе я предлагаю готовую план – схему.
Работа строится из нескольких этапов :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
- Попытаемся перекодировать информацию и прочитать, что здесь написано. Определите жанр прочитанного.
Это загадка: «Мухи белые летели и на крышу мухи сели» (Ответ: Снег)
В дальнейшем, уяснив правила работы с мнемотаблицей, ребенок активно включается в процесс создания своей схемы. Сначала дети работают с загадками, пословицами, составляя мнемодорожку.
Слайд 11
Вот как ученики моего класса составили мнемодорожку на пословицу «Семь раз отмерь – один раз отрежь» важно чтобы все символы придумывали сами дети, глядя на них им легче ориентироваться.
Слайд 12
Затем переходят к составлению мнемотаблиц. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
На экране мнемотаблица на стихотворение А. Барто «Весенние деньки»
Слайд 13
О. Кучерявая «Космос»
Слайд 14
Детям очень нравится заниматься данным видом деятельности.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при пересказе текста.
Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей разделён необходимый для запоминания материал.
На уроках можно использовать индивидуальный подход к каждому ученику, предлагая дифференцированные задания.
1 вариант: «Сильные» ученики самостоятельно воспроизводят мнемотаблицу на листе бумаги. Для «слабых» учеников можно предложить следующие варианты : предложить разрезной дубликат мнемотаблицы , или необходимо заготовить бланк с 1-2-3 пустыми клетками, куда нужно вставить необходимые элементы.
2 вариант: Можно организовать работу по подгруппам (в данном случае учащимся предлагается воспроизвести только строчку или столбик мнемотаблицы). Затем всё объединяется и анализируется. В этом варианте задача усложняется, так как теряется связка ассоциаций.
Благодаря приему мнемотехники, мне удалось достичь следующих результатов:
у детей появился интерес к заучиванию стихотворений, появилось желание пересказывать художественные произведения;
активизируется словарный запас,
улучшилась память детей,
многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классом.
2.4. Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.
А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.
Сайд 15
Первая группа – составление мнемотаблицы по загадке.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Ответ: Февраль)
Вторая группа – составление мнемотаблицы по рассказу:
«Весна»
Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!
Слайд 16
Мы попробуем так же применить методы мнимотехники.
Перед вами тест к уроку Окружающего мира 4 класс. Сможете ли вы ответить на данные здесь вопросы? Сейчас мы с вами попробуем запомнить расположение планет относительно солнца.
Слайды 17 – 25
Работа по запоминанию слов.
Слайд 26
3. Подведение итогов, рефлексия
Таким образом, использование методов мнемотехники:
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.
Показ работ, сделанных фокус группой.
Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в работе с детьми.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу мы видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают образовательные технологии.
Слайд 27
Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов!