СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация - речь на презентации, опубликованной ранее, по использованию технологий Синквейнов и Лимериков в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги!

1 слайд При подготовке детей к школьному обучению, большое значение приобретает формирование и развитие связной речи, которая занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражая логику мышления ребёнка и является показателем того, насколько ребёнок владеет лексикой родного языка. В соответствие с ФГОС ДО одной из составляющих образовательной области «Речевое развитие» является – развитие речевого творчества детей. Творческие способности детей, креативность мышления особенно ярко проявляются в словотворчестве. Но в речи детей существуют проблемы в нарушении формирования одного или нескольких компонентов речевой системы: словарного запаса, лексикограмматического строя речи, звукопроизношения.

Поэтому важной составляющей работы в развитии связной речи детей дошкольного возраста стал поиск средств, которые бы систематизировали и направляли процесс усвоения детьми нового материала. И таким средством стало для нас наглядное моделирование.

Приём наглядного моделирования направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей, повышает мотивацию, познавательный интерес дошкольников к родному языку, позволяя педагогу строить свою работу в соответствие с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, исходя из интересов и желаний воспитанников.

2 слайд В работе с детьми по этому направлению мы используем Синквейн – инновационную технику наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников. Синквейн слово французское, в переводе означает «Стихотворение пяти строк». Это нерифмованное стихотворение, форма которого напоминает ёлочку. Синквейн является игровым приёмом и формой свободного творчества в работе с дошкольниками, направленный на развитие умений находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулируя свои высказывания, тем самым развивая и обогащая речь детей.



ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА:

Первая строка (1 треугольник, вершина ёлочки) - Ключевое слово- название, заголовок, тема (Кто? Что?)

Вторая строка (2 треугольника) -Два слова, обозначающие признак предмета или его свойства (Какой? Какая? Какое?)

Третья строка (3 треугольника) -Три слова- глаголы. Действия предмета, относящиеся к теме (Что делает?)

Четвёртая строка (4 треугольника)-Четыре слова- предложение, показывающие отношение автора к теме

Пятая строка (1 треугольник) - Одно слово- ассоциация, синоним, характеризующий суть темы, философское обобщение.

Для того, чтобы ребёнку правильно составить синквейн, ему необходимо иметь достаточный словарный запас (в рамках данной темы), уметь обобщить информацию: знать понятия: Слово- предмет, слово- признак, слово- действие, а также согласовывать слова в предложении, правильно формулируя свою мысль. Поэтому такую работу нужно вести поэтапно.

3 слайд и 4 слайд На 1 ЭТАПЕ /подготовительном: начиная со средней группы, шло знакомство и обогащение словаря дошкольников с понятиями «Слово- предмет», «слово- признак», «слово- действие», «предложение» и введение символов этих слов. На слайдах представлены игры, которые помогали детям в усвоении этих понятий: шло активное накопление и расширение словаря детей, умение согласовывать слова в предложении.

5слайд На 2 ЭТАПЕ работы/основном: в старшей группе, шла активная работа по формированию лексико- грамматического строя речи, где ребята учились составлять рассказы с использованием опорных схем, пересказывали литературные произведения небольшие по содержанию, заучивали стихи с использованием технологии «Мнемотехника»

6 слайд В результате нашей многогранной работы, детям было несложно освоить технику наглядного моделирования, поэтому  формирование первоначального опыта  составления  синквейна по алгоритму ( с помощью педагога) было доступно и интересно многим нашим воспитанникам.
6 слайд Разноуровневое обучение детей в составлении синквейнов, ув.коллеги, представлено вашему вниманию на слайде. Тема для составления даётся одна на всех.

Дети, с минимальным базовым уровнем (С) могут составить небольшую часть синквейна, выполняя работу под руководством воспитателя и данных им опорных схем, которые представлены на слайде.

Дети с программным уровенем (В) справляется со всем синквейном, но этим детям нужна небольшая помощь и поддержка взрослого.

Дети с усложненным уровнем (А) выполняют работу самостоятельно, иногда составляя об одном объекте не одно, а несколько предложений.

7 слайд На 3 ЭТАПЕ/ заключительном, который длится до школы: Дети самостоятельно составляют синквейны сначала на модели с помощью пиктограмм, затем, когда овладевают чтением и письмом, пишут свои нерифмованные стихи. 

Предлагаю вам, ув.коллеги составить нерифмованное стихотворение по теме «Весна», используя объекты с иллюстрации на слайде

8 слайд Птицы (А) Река (В) Солнце (С) Давайте послушаем стихи, придуманные нашими гостями. Спасибо)

9 слайд На слайде вашему вниманию представлены стихи воспитанников нашей группы по теме: «Морские обитатели», которые были собраны в книжку и сегодня представлены на нашей выставке.

10 слайд Таким образом, Синквейн для дошкольника – это средство творческого самовыражения, игровой способ обогащения словарного запаса, умение выделять главную мысль и согласовывать слова в предложении, увлекательная игра, где каждый ребёнок может почувствовать себя творцом- гением!


11 слайд Ещё одной инновационной методикой в работе с дошкольниками по развитию речи является ЛИМЕРИК

Лимерик – это короткое стихотворение, состоящий из 5 строк, его ещё называют узаконенной нелепицей.

Нас с ребятами увлекла работа по созданию весёлых смешных стихотворений- лимериков.

Мастером этого жанра считают поэта и художника Эдварда Лира и начали сочинять такие рифмованные тексты в Ирландском г.Лимерик.

12 слайд Это стихотворение состоит из 5 строчек, которые рифмуются следующим образом:

1 и 2 строчки рифмуются между собой,

3-4 строчки рифмуются между собой,

5 строчка не рифмуется - это вывод. 

В результате работы над данной темой дети стали с большим интересом рифмовать разные слова, попробовали на вкус словотворчество и стали более активны в общении.

13 слайд Предварительной работой в данном направлении стала работа над понятием рифма на примере стихотворного творчества Чуковского, Барто; использования чистоговорок, отгадывание загадок – складок, работали с фразеологизмами, с двустишиями…играли в игры «Звуковые часы», «Рифмы» с использованием мультимедийных устройств.

14 слайд Этапы работы над лимериком представлены на слайде.

Когда ребенок прошел все этапы работы над звучащим словом, он подходит к самостоятельному словотворчеству. Но для этого необходим высокий уровень сформированности словаря.  

15 слайд Вот как выглядит схема составления лимерика…

16 слайд С ребятами группы мы выпустили 2 сборника Лимериков собственного сочинения, рисунки к которым дети нарисовали сами. Сборники представлены вашему вниманию на выставке. А сейчас предлагаем вам послушать несколько стихотворений детей подготовительной группы аудиофайлы

17 слайд Эффективность метода лимериков представлена на слайде.

Таким образом, использование в работе нетрадиционных методов создают условия для более прочного усвоения компонентов языковой системы детьми. Повышают их мотивацию к вербальным формам деятельности; способствуют развитию познавательной активности у детей, создают ситуацию успеха, развивая все компоненты связного речевого высказывания, что необходимо дошкольникам для успешного обучения в школе.

18 слайд Спасибо за внимание!