Использование проблемных ситуаций на уроках как условие формирования познавательного интереса
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Учитель начальных классов, учитель-дефектолог:
Николаевская Л. М.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не
одной памятью».
(Л. Н. Толстой).
- Проблемное обучение – организация учебных занятий, которые предполагают создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие интеллектуальных способностей .
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
- Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет обучающимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности .
- Метод проблемного обучения наполнен деятельностным началом. Он создаёт условия для формирования умений самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, умений критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
- . Мыслительная деятельность у умственно отсталых школьников формируется с большими трудностями и поэтому затруднено и формирование БУД и жизненных компетенций. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей.
Проблемное обучение позволяет психологически готовить обучающихся с ОВЗ к тому, что в жизни возникают трудности, которых не нужно бояться, а наоборот нужно получать удовлетворение от процесса решения проблемы. Таким образом, проблемное обучение помогает адаптировать детей к социуму, что является основной задачей коррекционного обучения.
Типы проблемных ситуаций
- Проблемная ситуация, возникающая при условии, если обучащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.
- Проблемные ситуации, возникающая при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практичес-ких условиях .
- Проблемная ситуация, возникающая, если имеется противоречие
между теоретически возможным путем решения задачи и практической
неосуществимостью избранного способа.
- Проблемная ситуация, возникающая, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.
Цели создания проблемных ситуаций на уроках
- Привлечь внимание обучающихся к учебному материалу, активизировать познавательный интерес и другие виды деятельности.
2. Поставить обучающихся перед таким познавательным затруднением, разрешение которого активизировало бы мыслительную деятельность.
3. Побудить обучающихся к активной поисковой деятельности.
4. Помочь актуализировать ранее полученные знания и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Приёмы создания проблемных ситуаций
- Учитель может подвести учеников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения.
- Можно столкнуть противоречия в практической деятельности.
- Учитель может изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций.
- Побудить обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
- Ставить проблемные задачи.
Способы создания проблемных ситуаций
1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении практических заданий в школе, дома и т.д.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
4. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
5
Правила создания проблемных ситуаций
Чтобы создать проблемную ситуацию, перед обучающимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями
Задание должно соответствовать интеллектуальным возмож-ностям обучающихся.Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала и от степени его обобщения.
Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
Позитивными результатами работы по технологии проблемного
обучения можно считать:
- положительное отношение обучающихся к предмету;
- положительная реакция детей не только на новый материал, но и на способ приобретения новых знаний;
- формирование благоприятного психологического климата, позволяющего
ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;
- увлеченность учеников, с которой они включаются в работу, охватывая все
большие объемы материала;
- повышение качества знаний обучающихся;
развитие творческих способностей
Вывод
Использование адаптированных методов и приёмов технологии проблемного обучения в работе с обучающимися с НОДА и УО выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, формирования БУД и жизненных компетенций.
Благодаря методам и приёмам проблемного обучения у обучающихся развиваются базовые познавательные учебные действия и жизненные компетентности:
- - способность к исследованию под руководством взрослого;
- - способность к простым коммуникациям и организации взаимодействия;
- - способность принимать простые решения под руководством педагога;
- - способность осуществлять принятое совместно с учителем несложное решение.
Спасибо за внимание!