ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В процессе формирования учебной деятельности важен анализ и отбор средств современных педагогических технологий, позволяющих сформировать целостную структуру учебной деятельности. Одним из эффективных средств осуществления учебной деятельности является реализация в образовательном процессе уроков решения проектных задач.
Уроки решения проектных задач – это та форма организации учебной деятельности, в процессе которой осуществляется прямая и обратная связь между становлением учебного сотрудничества и формированием учащегося как субъекта индивидуальной учебной деятельности, способного находить решения в различных жизненных значимых ситуациях.
Проектные задачи имеют свои особенности и отличительные характеристики, структуру и типологию. Они играют большую роль в становлении учебного сотрудничества и формировании гибкой личности, способной к развитию, сотрудничеству и самостоятельному принятию решений в нестандартной ситуации. Реализация проектных задач позволяет качественно осуществлять мониторинг уровня обученности и уровня сформированности компонентов индивидуальной учебной деятельности.
Настоящее время диктует необходимость поиска новых форм и методов организации учебной деятельности и видов общения учащихся, в которых реализовались бы социальные функции непрерывной системы образования при переходе к информационному обществу. В связи с этим меняются смыслы и цели образования, ценностями становятся осознание собственной субъектности и индивидуальности, личностный жизненный и профессиональный опыт, умение принимать решения и находить выход в ситуациях социальной неопределенности. Актуальным становится широкое применение в педагогике задачного подхода, формирование умений совместной творческой деятельности уже в школьные годы.
Взаимодействие субъектов учебной деятельности – это всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с деятельностью всех субъектов образовательного процесса.
В коллективно-распределенной учебной деятельности учащихся и учителя деятельность распределена между всеми участниками. При этом один из учащихся может выполнять одни действия или операции, кто-то другие, но какие-то цели, задачи и результаты этой деятельности объединяют всех участников этого взаимодействия, и в реальном общении и взаимодействии усваиваются каждым участником действия, выполняемые другими. Включение во взаимодействие позволяет школьникам впоследствии инициативно выстраивать такое взаимодействие в разных сферах, они становятся способны к самостоятельному выполнению деятельности, действуя как бы «за всех» участников.
В последнее десятилетие в образовательном процессе учреждений образования активно используется новый вид задач – проектная задача, которая ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебно-абстрактной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным ситуациям. На протяжении всего школьного обучения учащийся включается в разные формы коллективно-распределенной деятельности и становится все более активным и самостоятельным в ее осуществлении. Одна из форм этой деятельности – учебное сотрудничество, предполагающее приглашение ребенком взрослого оказать ему помощь в поиске решения. При этом субъект обучения сам определяет, чего именно ему не хватает, а от взрослого он ожидает отношения к своим предположениям, подтверждения возможности своего действия.
У учащихся младшего школьного возраста сотрудничество как форма деятельности осваивается и в дошкольном возрасте в процессе игровой, семейно-бытовой деятельности. Для нас важны формы учебного сотрудничества в учебной деятельности.
Учебное сотрудничество носит разнообразный и многоуровневый характер. Оно целенаправленно строится учителем с самых первых дней пребывания учащихся в школе. Выделяют следующие формы сотрудничества:
– налаживание отношений учебного сотрудничества между школьником и учителем;
– активное участие школьника в совместно-распределенной учебной деятельности класса;
– инициативные пробы учащихся наладить учебное сотрудничество между собой;
– развитые формы учебного сотрудничества сверстников;
– инициативные пробы учащегося ставить и решать учебные задачи, используя только по необходимости помощь других;
– развитая форма индивидуализированной учебной деятельности.
Преимущество проектных задач определяется тем, что они:
· задают реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой;
· учат способу проектирования через специально разработанные задания;
· дают возможность посмотреть на «перенос» известных предметных способов действий в реальную ситуацию.
Одним из преимуществ проектных задач является то, что они способствуют формированию у учащихся умений слышать и слушать, критически оценивать себя и других, понимать, что решение задачи предполагает последовательность действий. Особенно ярко это проявляется, если в образовательном процессе используется коллективно-распределенная деятельность.
Все формы учебного сотрудничества проявляются в том случае, если проектная задача соединяет в себе и учебный, и практический аспекты. Решение проектной задачи позволяет соотнести цель и средства, перенести и применить выработанные умения и навыки на другой вид деятельности, что способствует овладению универсальными способами деятельности.
При решении проектных задач у школьников формируются творческие способности. Погружаясь в проблему и решая проектную задачу, школьники не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность апробирования различных путей решения задач. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат учащихся видеть и слышать друг друга, воспитывают творческого субъекта учебной деятельности.
Необходимо отметить, что в процессе решения проектных задач есть своя специфика управления творчеством. На данном этапе важно учитывать индивидуальные особенности и способности школьников. Отличительной особенностью становления творческих способностей является включение учащихся в группы сменного состава, позволяющее школьникам самостоятельно определиться в выборе группы и реализовать свои индивидуальные способности и возможности.
Процесс решения проектной задачи позволяет увидеть ценность другого и учит уважать окружающее многообразие, что и является отличительной особенностью проектных задач. Погружение в проблему другого и ее решение способствует воспитанию толерантности, бережного отношения ко всему окружающему.
В процессе решения проектной задачи школьниками могут допускаться ошибки разного характера. Если в группе были допущены ошибки содержательного характера и ученики не смогли их обнаружить и исправить, то на этапе презентации результатов работы остальные группы подключаются и помогают по ходу исправить и откорректировать выполнение задания. Если же ошибки были допущены по вине несогласованности ученических действий в группе, то анализ этих разногласий должен быть тщательным. Взаимодействуя в группах, учащиеся обязаны понимать, что внутри группы всем участникам необходимо договориться между собой о последовательности выполнения действий при решении группового и итогового задания. Партнерские отношения в подобных ситуациях учат уважать мнение каждого, школьники учатся работать по принципу: «любое мнение имеет право на жизнь». Именно чувство ответственности за собственные действия и действия других формирует у школьников умение общаться, договариваться, воспитывает чуткое отношение к сверстникам.
Процесс решения проектной задачи полностью опирается на интересы учащихся, их жизненный опыт и индивидуальные способности. Учебное сотрудничество в процессе решения проектной задачи стимулирует практическую деятельность учащихся, затрагивает их эмоциональную сферу. Оно развивает индивидуальную ответственность участников за выполненную работу, учит их партнерству, кооперации, взаимодействию друг с другом и с педагогом, позволяет им стать именно субъектами учебной деятельности, способными регулировать свою деятельность и деятельность окружающих.
Таким образом, учебное сотрудничество способствует становлению коммуникативных умений учащихся и повышению учебной мотивации, является эффективным средством решения проектных задач в образовательном процессе начальной школы. В свою очередь, применение в образовательном процессе начальной школы проектных задач способствует:
* становлению учебного сотрудничества субъектов образовательного процесса;
* применению известных способов действий в нестандартной ситуации;
* формированию личности, способной к развитию и сотворчеству;
* воспитанию чувства ответственности за собственный результат работы и результат работы других.