МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167»
Использование сказки в различных образовательных областях
Подготовила:
учитель-логопед
Масюкова Е.С.
Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие; «Художественно-эстетическое развитие; «Физическое развитие».
ОО «Речевое развитие»
Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи . Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Не менее важно сделать речь ребенка эмоциональной, образной, красивой.
Так какие же игры для детей с использованием сказки будут способствовать воспитанию речетворчества, развитию речи и ее активизации?
- Умение задавать вопросы.
- Конструирование слов, словосочетаний и предложений:
- придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок,
лесовичок); - срифмовать два слова (кузнец – удалец, лягушка —
квакушка) - составить достаточно длинное , распространенное
предложение в игре «От каждого по словечку» (Колобок –
Колобок катится – Колобок катится по дорожке – Колобок
катится по зеленой дорожке и т.д.).
- Составление записок, телеграмм, писем (например, составляем телеграмму Красной шапочке)
- Использование фразеологизмов, пословиц и поговорок.
- Придумывание новых названий для сказки (например, сказка «Рукавичка» - новые названия : «Дружный домик», «Рукавичка и звери», «Новый домик для зверей» и т.д.)
- «Введение частицы «не» » (Не репа выросла на грядке, а…, Не Красная Шапочка, а…, Не Иван-царевич, а…).
- Внесение новизны (извлечение всех глаголов или существительных): Предложите детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись и убежали из сказки, давайте попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: «Жи-бы-де-ба-бы-у ни-ку-ря-сне-ку-ря и т.д.».
- Воспитание чуткости к слову:
-найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; - сочинить длинное и в то же время смешное слово (о лисе –
«длиннохвостая», «пушистохвостая»); - разобрать слова с одинаковым с одинаковым написанием, но в
различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное
ударение (мука –мука), а порой и различный контекст (собачий хвост –
собачий характер); - объяснить происхождение слова. В сказках присутствует множество
слов, этимологию (происхождение) которых нужно будет объяснить
(закоулочки); - произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить
ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово
«принцесса».
- «Определите лишнее слово» . Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних или только диких животных). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух – лишнее слово «избушка».
- Игра «Интервью» .Для достоверности дайте ребенку микрофон или его заменитель. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти моменты диктуются сюжетами сказки и вы можете придумать сами.
- Объединение двух коротких рассказов или сказки в одну с новым сюжетом. Или взять начало от одной сказки, а концовку – из другой.
- Постановка проблемного вопроса. Детям задаются вопросы по тексту сказки (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка?) Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы). К примеру, «А если бы Людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем?» Или «В каких еще сказках встречаются кошки и мышки?» Или после прочтения «Золушки» дети при Вашем участии называют таких же добрых, красивых, трудолюбивых героинь из других сказок (Хаврошечка, сестрица Аленушка).
ОО «Познавательное развитие»
Любые сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, т. е. обладают познавательным значением. Читая детям такие сказки как: «Снегурочка», «Молодильные яблочки», сказки о Бабе- Яге, о Лешем, мы знакомим их с персонажами славянской мифологии, с народными традициями и обычаями древних славян. Оттолкнувшись от содержания той или иной сказки, заинтересовав ребенка новым персонажем, педагог может организовать познавательную беседу. Или пригласив в гости дедушку Лешего, который носит кафтан, кушак, лапти, мы знакомим детей с этими традиционными предметами народной одежды.
Сказка помогает решать следующие задачи:
- Счет, составление задач («Кривая уточка»-Стая гусей – это сколько?, составь задачу про гусей и кривую уточку. «По щучьему велению»- Сколько дел помогла сделать Емеле щука?, придумай еще два нужных дела. «Хаврошечка»- Составление задач про одно-, двух- и трехглазку. А также счет героев, счет различных поступков и т. д.; Сколько персонажей (героев) встретил Колобок, когда катился по дорожке?— «Хитрая лиса похитила у старика 8 рыбок. А Волку дала только одну. На сколько больше рыбы съела Лиса, чем обманутый Волк?»; «Кот Баюн исполнил 10 колыбельных песен. Из них 3 для Маришки, 4 для Ванюшки, а остальные для Гришутки. Сколько колыбельных песен спел кот Баюн для Гришутки?» и др.)
- Сравнения («Иван –крестьянский сын и чудо- юдо»-Чем отличается чудо- юдо в первый, второй и третий раз. «Волк и семеро козлят»- Каких персонажей сказки больше,(меньше) на сколько?)
- Изучения геометрических фигур (Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур «Пузырь-круг, соломинка- узкий прямоугольник и лапоть – прямоугольник короткий, широкий». Задания на раскладывание героев сказки на определенные геометрические фигуры.)
- А также составление различных считалок, закрепление знаний о времени суток и многое другое.
- С помощью сказки можно объяснить эволюцию, динамику, развитие предмета или явления.
- Так, заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их трудностях (колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве). Более осознанному пониманию детьми природы и природных явлений помогает игра «А если бы» , которая ставит ребенка в позицию исследователя: • А если бы не наступила весна?( сказка «Заюшкина избушка») • А если бы пропал ветер? («Сказка о царе Салтане..») • А если бы погасло солнце? и т.д. Или игра «Хорошо – плохо» (аналог «Вред – польза»). Так, болото – это плохо: можно увязнуть, много комаров, на вид некрасивое. Но это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам живется в нем хорошо и т.д.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;
- Собирание коллекций и создание мини-музеев;
- Придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;
- Театрализованные представления по основам безопасности жизнедеятельности
- Интегрированные занятия «Научим героев сказок безопасности» (по сказкам «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Кот, петух, лиса», «Приключение Буратино», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Спящая красавица», «Кошкин дом»)
- Обучающие игры на основе сказок («Сажаем репку», «Чиполлино и его друзья»)
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- Игры с песком
- Пальчиковые игры
- Пантомимы
- Слушание музыки, иллюстрирующей сказку
- Отгадывание сказки по музыке
- Придумывание сказки под предложенную музыку
- Подвижные игры с участием сказочных героев
- Инсценировка сказок в кукольном театре
- Постановка сказок по мотивам известных сюжетов
- Лепка сказочных персонажей
- Аппликации сказочных героев
- Применение бумагопластики ( «Колобок»)
- Оригами (герои настольного театр-сказки «Заюшкина избушка»)
- Конструирование сказочных сооружений ( например, «Теремок»)
- Детям предлагается что-то сделать : вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Можно предложить изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно: объемная аппликация, пальцевая живопись , рисование на мокрой бумаге, «Живая капля» (большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводиться или дорисовывается), коллаж.
- Рисование сказочных персонажей
- Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник ( например, «Путешествие в страну «Гуси-лебеди» с применением рисования листочков яблони штампами)
- Коллективное рисование ( иллюстрации к сказке Колобок»)
ОО «Физическое развитие»
Введение сюжетных физкультурных занятий для детей позволяет безболезненно пройти период адаптации, дети с удовольствием идут в детский сад, каждое занятие физкультурой становится маленьким праздником. Дети с удовольствием подражают знакомым героям зайке – попрыгайке, лягушке – поскакушке. Большая заинтересованность детей в таких видах занятий, желание узнать, что же будет дальше, стать не только посторонним зрителем, а участником сказки или путешествия, все это при грамотной организации занятия позволяет увеличить моторную плотность занятия, удовлетворить потребность ребенка в движении.
- Путешествие в сказку
- Визит сказочных героев
- Сказочные мотивации (делай как герой сказки, делай вместе с ним, помоги герою и др.)
- Беседа о ЗОЖ со сказочными персонажами ( письмо от Айболита)
- Проблемно-игровые задачи:
За каждой группой детского сада закрепляется по 3 сказочных героя, которым дети должны помочь подготовится к олимпийским играм.
Колобок – бег на длинные дистанции;
Дед из репки – перетягивание каната;
Медведь из сказки «Теремок» – тяжелая атлетика;
Коза из сказки «Семеро козлят» – прыжки в высоту;
Козлята – футбол;
Курочка-ряба – метание ядра;
Петушок-золотой гребешок – прыжки в длину и т.д.
Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.