ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рожихина Татьяна Николаевна,
методист
ГПОУ «Донецкое профессионально-техническое
училище связи»
ВОСПИТАНИЕ, СИСТЕМА, ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ, МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ, ОБРАЗОВАНИЕ
Обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
должно дать студенту возможность личной самореализации и профессионального самоопределения, и оттого, насколько грамотно реализовано профессиональное воспитание в учебном заведении, зависит во многом его будущее. Ведь за время обучения в учебном заведении у студента должен быть заложен фундамент профессиональной деятельности и сформироваться желание работать по профессии, которую он для себя избрал.
Одним из ведущих направлений развития системы СПО является совершенствование воспитания, создание условий для развития, саморазвития и самоорганизации личности студента, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических качеств.
Как отмечает С.Н. Копылов, «воспитание в обучение в учреждениях СПО призвано сформировать научное мировоззрение, сориентировать студентов в истинных ценностях, развить общественные и профессиональные интересы и социальную активность, выработать нравственные устои, особенно в рамках свободы и ответственности, сформировать жизненную позицию, обеспечить самоутверждение личности в современной жизни» [3].
Повышению эффективности воспитательной работы способствует грамотное использование методов и форм воспитания.
Методы воспитания - способы влияния воспитателя на сознание, волю и поведение воспитанника с целью формирования у него устойчивых убеждений и определенных норм поведения [4]. Долгое время в педагогике не было системы методов воспитания. Но с течением времени начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса [5]. В настоящее время существует огромное множество классификаций методов воспитания.
Классификация методов – это построенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает упорядочить методы.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание студентов влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. К методу упражнения относятся поручения, требования (например, поручить подготовить номер на ответственное мероприятие). Поощрение – это метод воспитания, стимулирующий деятельность ребенка. К нему относится похвала, благодарность, награждение (например, можно провести соревнования или интеллектуальную викторину и наградить всех участников грамотами.). С этим методом воспитание необходимо быть крайне осторожным, так как неправильное его использование может порождать тщеславие, постоянное желание исключительности. Метод наказания - средство педагогического воздействия, используемое в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения. Наказание должно быть справедливым, потому, что это очень серьёзный метод, который может отвернуть студента в случае не объективности.
В настоящее время наиболее популярной является классификация методов воспитания Г.И Щукиной, по ним у студентов формируются взгляды, убеждения, чувства, эмоциональные переживания. Воспитательный процесс редко приносит положительные плоды, если студентам безразличны педагогические воздействия.
В образовательной организации среднего профессионального образования должна быть создана атмосфера активного, творческого и радостного овладения профессией:
-
концертно-творческая деятельность студентов;
-
студенческое самоуправление;
-
участие в конкурсах, соревнованиях, конференциях, форумах;
-
проведение мероприятий, праздников;
-
пропаганда деятельности преподавателей и студентов в СМИ;
-
деятельность студенческой прессы.
Форма воспитания – это система организации воспитательной работы, которая задаёт логику взаимодействий участников воспитательного процесса как коллективной деятельности, взаимодействия его участников [2].
В отечественном педагогическом опыте накоплено множество эффективных форм воспитательной работы. Однако от фетишизации педагогами тех или иных форм предостерегал еще А.С. Макаренко. Если цель воспитателя сводится только к подготовке и проведению мероприятий, то утрачивается педагогический смысл его деятельности, рождается феномен, «когда все выполняется, а сущность не наполняется», когда все (и воспитатель, и воспитанники) изнурены частыми мероприятиями, а уровень духовной культуры студентов при этом остается низким. Следует понимать, что нет проблемы плохих и хороших форм. Есть проблема правильности их выбора и профессионального уровня организации работы [1].
Формы воспитательной работы типа «представление»:
- представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, конкурсная программа - представление);
- представления-ритуалы (линейка);
- представления-коммуникации (митинг, дискуссия, фронтальная беседа, диспут, защита проектов).
Формы воспитательной работы типа «созидание-гуляние» может быть разделены на три группы:
- развлечение - демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа);
- совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки);
- развлечение - коммуникация (продуктивная или инновационная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения). Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы - это специально организованное мероприятие в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. Продуктивная (инновационная) игра - совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы). Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов).
Формы воспитательной работы типа «путешествие»:
- путешествие - демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие);
- путешествие - развлечение (поход, прогулка);
- путешествие - исследование (экскурсия, экспедиция).
Формы воспитательной деятельности эффективны только в комплексе. Нет плохих или хороших форм, каждая из них хороша только в руках профессионала, который может их правильно применить. Также нельзя назвать и приоритетные методы воспитания, так как они все принесут плодотворные плоды, только в комплексе и в умелых руках профессионала.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт студентов – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
К инновационным воспитательным технологиям относят:
• коллективное творческое дело;
• информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
• нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
• организационно-деятельностные игры;
• технология исследовательской деятельности; технология проектов;
• технология дидактической игры;
• здоровьесберегающая технология;
• личностно-ориентированная технология;
• кейс – технологии;
• арт-технологии;
• шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);
• диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);
• тренинг общения;
• «информационное зеркало» (настенные объявления, стенды) и т.д.
Участвуя в различных видах деятельности, студенты познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества, приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Задача и конечная цель воспитания на современном этапе развития общества в профессиональном образовании состоит в формировании личности профессионала, субъекта профессиональной деятельности с развитыми чувствами порядочности, справедливости, с чувством собственного достоинства. Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми, педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать.
Список использованных источников:
1. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – Волгоград, 2006. – 28 с.
2. Качалова Л.П. Педагогические технологии / Л.П. Качалова. – Шадринск, 2001. – 149с.
3.Копылов С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО // Теоретические и методологические проблемы современных наук: Мат. XV междунар. науч.-практ. конф. / Научн. ред. Е. А. Омельченко. – Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2015. – 49-54 с.
4. Кузьминский А.И. Педагогика в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / А.И. Кузьминский, В.Л. Омельяненко. – М.: Знание, 2006. – Режим доступа:
https://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_u_zapitannyah_i_vidpovidyah_-
_kuzminskiy_ai/zagalni_metodi_vihovannya-1.htm
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов в 2 кн. – М.: Владос, 2004. – 256 с.