СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных образовательных технологий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающейнеобходимым набором ззнаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий»



Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

 Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Сегодня, чтобы быть успешным, ученик, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

В своей практике я использую технологию личностно-ориентированного развивающего обучения.

При организации учебной деятельности я создаю условия для превращения ученика в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Поэтому на каждом этапе урока перед учащимися ставлю новые задачи, стимулирующие использовать накопленный опыт в получении новых знаний и применении их на практике. Ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике. В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определённым кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.

Такая активная мыслительная деятельность в процессе приобретения учащимися знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии творческой самостоятельности учащихся в работе, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков. Дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы. То есть, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

Для активизации и обратной связи учащихся, достижения успеха каждым учеником всю учебно-познавательную и творческую работу организую с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Здесь использую личностно-ориентированный поход.

Будучи включённым в активную познавательную деятельность, ученик в состоянии проникнуть в суть изучаемого учебного материала, освоить его на уровне общих закономерностей и ведущих идей учебного предмета, использовать усвоенный материал в качестве способа дальнейшего познания. Такой процесс рождает внутренние стимулы учения, способствует превращению знаний в убеждения, развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся.

В связи с этим творческая работа учащихся на уроках русского языка и литературы может стать при умелой её организации прекрасным средством воспитания у ребят самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции.

Для достижения личного успеха каждого ученика необходимо учитывать его индивидуальные особенности, подбирать задания различного уровня сложности. С этой целью я использую дифференцированный подход к обучению. 

Дифференцированный подход к обучению даёт положительные результаты:

-уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках школьной программы;

-решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;

-становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий.

Опыт работы показывает, что только заинтересованность детей в обучении даёт положительный результат. С этой целью создаю на уроке проблемную ситуацию .

Технология   проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью  проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер.

На своих уроках перед изучением темы ставлю перед детьми вопросы почему? зачем? для чего? Эти вопросы занимают основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе навыков самостоятельности обучающихся при изучении русского языка.

Требую от обучающихся определения цели выполнения работы, помогаю им в случае затруднения дополнительными вопросами, обращая внимание на то, что остаётся незамеченным в задании, добиваюсь осознанного отношения к выполнению задания. В этом случае работа детей становится более результативной.

Активно технологию проблемного обучения использую на уроках литературы. Главным составляющим урока литературы является художественный текст, осмысление этого текста. Для повышения учебной мотивации использую проблемные вопросы.

Проблемное обучение использую при подготовке к сочинению-рассуждению на основе предложенного текста

На таких уроках активизируется внимание обучающихся, в обсуждении участвует весь класс. Желание дать свою оценку проблеме, найти пути её решения, поделиться жизненным опытом, высказать своё мнение носит и воспитательный характер, способствует развитию устной монологической речи.

Результат такой работы — повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.



В своей практической деятельности я использую элементы технологий деятельностного типа:

технология проектного обучения,

здоровьесберегающие  технологии,

информационно - коммуникативная технология

 Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

       На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.

       Мои ученики готовят индивидуальные и групповые проекты, принимают активное участие в   конкурсах, занимают призовые места.

      Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается  с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Проектная деятельность способствует развитию

- познавательных навыков учащихся;

- умений самостоятельно конструировать свои знания;

- умений ориентироваться в информационном пространстве;

- критического и творческого мышления.

Главный вопрос образования при использовании педагогических технологий – как учить? С точки зрения здоровьесбережения, - не наносить вреда обучающимся и педагогам.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать и читать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. При подготовке к уроку учитываю:

  • учет особенностей класса,

  • учет периодов высокой, средней и низкой работоспособности детей на уроке,

  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях,

  • наличие эмоциональных разрядок на уроках;

  • создание благоприятного психологического фона на уроке;

  • использование приемов, способствующих появлению и сохранения интереса к учебному материалу;

  • наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

С этой целью тщательно продумываю все этапы урока. Для лучшего усвоения материала важно разнообразие методов и приёмов на уроке, чередование видов работы на уроке. Во избежании перегрузки и утомляемости провожу с ребятами тематические игровые паузы, игры с триггерами через презентацию, тематические физкультминутки. Стараюсь создать на уроке доброжелательную атмосферу, эмоциональный настрой. Всё это способствует сохранению здоровья обучающихся.

Внедрение новых компьютерных технологий в учебный процесс позволяет реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы обучающихся, позволяет отработать практические умения и навыки.

На уроках русского языка и литературы широко применяю  разного вида презентации с использованием мультимедийного проектора, тесты на компьютере. Применение ИКТ на уроке повышает познавательный интерес школьников, помогает разнообразить подачу материала. Еще в своей практике использую показ эпизодов экранизации классики. Считаю, что хороший фильм, вызывающий настоящий интерес, -  это первый шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение.

Компьютерные технологии позволяют учитывать индивидуальный подход в обучении. Более сильные ученики могут выполнить на компьютере несколько заданий, а слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Планируя уроки русского языка и литературы, всегда учитываю, как донести до школьников тему доступно и интересно. Современные образовательные технологии обогащают учебный процесс, делают его более интересным и доступным, насколько возможно помогают сохранить здоровье детей, помогают чувствовать ребенка успешным, прививает чувство коллективизма, повышают результативность, качество, мотивации школьников. А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Литература

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому яз,ыку. - М.: Просвещение, 2008. - С. 110.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е.С.Полат).- М, 2000.

4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение.- М: Издательский центр «Академия», 2009.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004г.