МБОУ Балаганская СОШ № 2
Использование
технологии развития критического мышления
на уроках математики
Обобщение опыта работы
Учитель математики: Синицына Е.А.
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы
Э. Кинг
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, когда компьютер в каждом доме стал такой же привычной вещью, как телевизор и музыкальный центр, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…» Современный учитель должен шагать в ногу со временем. Остановившегося обгонит время!
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Сегодня одна из важнейших задач в образовании состоит уже не в том, чтобы «обеспечить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, т.е. обучение и развитие обучаемого происходит в процессе его собственной деятельности.
В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. Школа должна не только формировать у учащихся
прочную основу знаний, умений и навыков, но и максимально развивать их критическое мышление: учить мыслить , самостоятельно обновлять и пополнять знания, сознательно использовать их при решении теоретических и практических задач. Активная, самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос. Поэтому самое важное — создать условия для постановки учащимися собственных целей обучения, помочь им в определении маршрута для их достижения и посредством разнообразных стратегий, методов и приёмов сопровождать учеников по выбранному маршруту.
Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики развивает у обучающих: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.
Сравним свойства обычного и критического мышления
Критическое мышление | Обыденное мышление |
Предложение мнений с аргументами; Формулирование суждений на основе критериев. | Объединение понятий по ассоциации; Предположение (без достаточных оснований); Предложение мнений без аргументов; Формулирование суждений без опоры на критерии. |
Технология развития критического мышления (ТРКМ) основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.
В основе технологии РКМ лежит трехступенчатая базовая модель. То есть восприятие информации происходит в три этапа (три фазы) процесса обучения. Представим эту структуру в виде схемы с соответствующими пояснениями (рис. 1):
рис.1
После раскрытия все трех фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод, что все этапы данной технологии являются взаимозависимыми – один без другого существовать не может.
Учебная модель развития критического мышления
Развитие критического мышления в ходе обучения математике подразумевает определенную структуру учебных занятий. В технологии РКМ она представлена на рисунке в виде:
Первый этап урока – «Стадия вызова».
Цель:
- пробуждение интереса к получению новой информации
- постановка учеником собственных целей обучения
Функция :
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Пример : Тема « Вынесение множителя за скобки» 7 класс
За одну минуту запишите как можно больше таких двучленов, чтобы при вынесении общего множителя в скобках осталось (2х-3)
« Геометрическая прогрессия» 9 класс
Рассмотрим старинную задачу Магницкого: Некто продал лошадь за 156 рублей. Но покупатель, приобретая лошадь, раздумал ее покупать и возвратил продавцу, говоря:
- Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит.
Тогда продавец предложил другие условия:
-Если, по твоему, цена лошади высока, то купи ее подковные гвозди, лошадь же тогда получишь в придачу бесплатно. Гвоздей в подкове 6. За первый гвоздь дай мне ¼ копейки, за 2-й – ½ копейки, за 3-1 – 1 копейку и т.д. Покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условие продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 рублей. Так ли это?
3. Свойсва дробных выражений 8 класс
За одну минуту запишите такие пять дробей со знаменателем х-2, которые можно сократить.
Приемы для стадии вызова на уроке
Приемы разные — многие сочетают этапы индивидуальной и групповой работы, что важно для активизации всех учеников в классе.
Важное условие всех приемов стадии вызова: никакой критики и никакого анализа!
Ученики могут высказывать свои мнения и предположения, не стесняясь, не боясь ошибиться. На данном этапе идет простой набор всех идей и предложений. А все ошибки, неточности будут исправляться уже в ходе урока. Именно это позволяет учащимся самим увидеть свои недочеты, научится строить логические цепочки от "старого к новому" видеть взаимосвязь уже изученного и нового, учит использовать накопленный опыт для решения новых задач.
Верно-неверно. Учитель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии необходимо вновь вернутся к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с полученной информацией.
Кластер — прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и систематизировать ЗУН. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к этому слову. Затем "гроздья" кластера можно группировать, объединяя ответы по какому-либо принципу.
Дерево предсказаний. На доске — изображение дерева. Его ветви — это направления размышлений. Листья — мнения и предположения учащихся.
Таблица «зху» ученик вспоминает все, что он знает по теме и записывает свои мысли в таблицу:
Таблица ЗХУ
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
Процент Перевод процентов в дробь Перевод дроби в проценты половина Четверть Вся величина | Зачем нужны проценты? Как решать задачи с процентами? | Зачем нужны проценты. Как решать задачи с процентами. |
Новая информация. | Человеку нужны проценты в разных ситуациях: для семейного бюджета, для банков, для вычисления разных величин (количество, длина, температура и т.д.) Чтобы решить задачу на проценты надо обязательно найти, сколько величины содержится в одном ее проценте. |
Второй этап урока – «Стадия осмысления». Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией.
Функция:
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
Основные приемы ТРКМ на этапе осмысления:
1.«ИНСЕРТ» или «INSERT»
. Инсерт – это метод активного чтения, который помогает вдумчиво и внимательно читать текст, а также анализировать и критически воспринимать изложенную в нем информацию.
Данный прием подходит как для индивидуальной, так и групповой или парной работы на уроке.
Для активной работы с текстом можно воспользоваться разноцветными текстовыделителями, цветными наклейками-ярлычками или же использовать простой карандаш, чтобы проставлять маркировку на полях в учебнике или рабочей тетради.
Если используете работу с цветом, можно воспользоваться следующими ключевыми обозначениями:
Зеленый: новая информация, которая согласуется с уже имеющимися знаниями и данными.
Красный: новая информация, которая противоречит уже имеющимися знаниям и данным.
Желтый: противоречивая неоднозначная информация, которая требует уточнения в других источниках.
Синий: обобщения и выводы или неизвестные термины и вопросы, возникшие при прочтении текста.
Если используете заметки на полях, можно воспользоваться следующей маркировкой:
«V» – уже известная информация.
«+» – новая информация, с которой я согласен.
«–» – новая информация, с которой я не согласен.
«?» – непонятная или противоречивая информация, требующая дополнительных уточнений и пояснений.
По итогам работы с текстом составляется таблица, в которую тезисно вносятся данные из промаркированных абзацев.
«Чтение с остановками»
Еще один прием активного чтения, который развивает у детей навыки анализа текста, работы с информацией и прививает интерес к книгам – это «Чтение с остановками».
При использовании данного приема текст читается не целиком, а логически завершенными частями, между которыми происходит «остановка» для обсуждение прочитанного, ответов на вопросы педагога или выполнения определенного задания. Это способствует глубокому осмыслению прочитанного, развивает навыки красноречия и учит детей оценивать собственный уровень понимания пройденного материала.
«Чтение с остановками» подходит для индивидуальной работы на уроке, а также для работы в парах или группах.
Пример использования приема «Чтение с остановками» на уроке математики по теме «Умножение десятичных дробей на 10,100,1000»:
Назвать тему занятия и попросить детей объяснить, как они сами ее понимают. Прочитать определение и разобрать ошибки в первоначальных предположениях обучающихся.
Дать детям перечень задач на разные темы и попросить их внимательно прочитать условия задач и выбрать из списка те из них, которые относятся к теме «Увеличение числа на несколько единиц», и обосновать свой выбор.
Во время решения задачи в несколько действий делать остановки после каждого этапа и обсуждать, почему именно такой вариант был выбран, сопоставлять условие задачи с выбранным действием, анализировать и устранять ошибки, корректировать дальнейшее решение.
«Чтение с остановками» позволяет ученикам не просто получать новую информацию, но и активно ее обрабатывать, анализировать, делиться своими мыслями и выводами, что способствует более глубокому осмыслению учебного материала.
«Плюс-Минус-Интересно» или «Плюс-Минус-Вопрос»
Этот прием ТРКМ позволяет школьникам активизировать свои критические способности, научиться видеть как положительные и отрицательные стороны любого события, а также самостоятельно ставить вопросы для дальнейшего изучения.
При методе ПМИ преподаватель предлагает детям рассмотреть какую либо ситуацию, явление, событие или объект с положительной и отрицательной стороны, а также сформулировать вопросы, которые вызывают у них интерес.
«Фишбоун» или «диаграмма Исикавы»
Этот прием ТРКМ позволяет обучающимся структурировать и анализировать информацию, выявлять причинно-следственные связи и формулировать гипотезы.
Суть методики «Фишбоун» заключается в том, что для анализа какой-либо ситуации или вопроса создается схематичное изображение рыбы. Ее «голова» символизирует саму проблему, а «кости» – возможные причины ее возникновения.
Диаграмму Исикавы можно использовать как групповое, парное или индивидуальное исследовательское задание на занятии или в качестве опорного конспекта.
Метод «рыбьей кости» одинаково эффективен при изучении любых дисциплин.
Пример использования диаграммы Исикавы на уроке математики
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Прием «тонкие» и «толстые» вопросы помогает обучающимся глубоко и всесторонне анализировать информацию. Его можно использовать для работы в паре, группе или индивидуального задания на уроке.
Таблица состоит из двух колонок: в первой располагаются «тонкие» вопросы, во торой – «толстые».
«Тонкие вопросы» – это вопросы, которые требуют простого короткого или односложного ответа, основанного на фактической информации. Для ответа на них достаточно просто прочитать и запомнить текст.
«Толстые вопросы» – это вопросы, которые требуют от обучающихся более глубокого анализа информации и понимания текста. Ответы на эти вопросы не всегда очевидны и требуют от школьников применения своих знаний и опыта.
Геометрическая прогрессия 9 кл. Учитель предлагает учащимся прочитать текст (§15,16), обсудить его, разработать алгоритм нахождения суммы n первых членов геометрической прогрессии, заданной в виде числового ряда. Для этого нужно заполнить “Сравнительную таблицу”.
Цель заполнения данной таблицы повторить формулы арифметической прогрессии, записать формулы геометрической прогрессии, использую текс учебника и сравнить.
«Сравнительная таблица»
Сравнительная характеристика | Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия |
Способы задания | Описательный Формула Рекуррентная формула Числовая последовательность | Описательный Формула Рекуррентная формула Числовая последовательность |
Формула n-ого члена | аn =а1+ d (n-1) аn =кn+b | bn= b1qn-1 |
Формула суммы n первых членов | Sn = (2а1+ d (n-1)) n/2 Sn = (а1+ аn) n/2 | Sn = , (q≠1) |
Характеристическое свойство | Среднее арифметическое (an-1 +an+1 )/2=an | Среднее геометрическое bn2 =bn-1 bn+1 |
В ходе заполнения таблицы применение формул при решении задачи Магницкого:
Третий этап урока – «Стадия рефлексии (размышления)»
Цель:
- размышление, рождение нового знания
- постановка учеником новых целей
Функция:
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,
оценка процесса.
Можно задать вопросы:
Достигли ли вы своей цели на уроке?
Что делали?
Зачем делали?
Как делали?
Для чего делали?
Предложить закончить предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую….
Меня удивило…
Мне захотелось…
предложить методический прием «Синквейн». Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Цель данного приёма – систематизировать имеющиеся знания,
научить излагать сложные понятия в краткой форме.
Первая строка – выражение сущности темы одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в целом в двух словах, как правило, именами прилагательными.
Третья строка – это описание действий в рамках темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающее личное отношение к данной теме.
Пятая строка – состоит из одного слова, являющегося синонимом к первому на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне
Технологию РКМ необходимо применять на уроках математики, так как она:
развивает мыслительную деятельность учащихся;
формирует умение аргументировано высказываться,
задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения .
Методы и приёмы технологии способствуют:
лучшему запоминанию изученного материала;
активизируют деятельность учащихся на уроке;
формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.
Различные формы рефлексии развивают:
способность формулировать мысли;
помогают лучше понять причины явлений.
Приведенные выше преимущества не являются исчерпывающими, в технологии РКМ. И еще раз показывают всю логическую стройность данной технологии.
Ресурсы:
1. Богданова М.А. Методы и приемы технологии критического мышления Электронный ресурс - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/metody-i-priemy-tehnologii-kriticheskogo (4.12.13).
2. Глухова С.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках в общеобразовательной школе Электронный ресурс - Режим доступа: http://konf-sot-2011.ucoz.ru/publ/tekhnologija_razvitija_kriticheskogo_myshlenija/ispolzovanie_tekhnologii_razvitija_kriticheskogo_myshlenija_na_urokakh_v_obshheobrazovatelnoj_shkole/3-1-0-53 (5.12.13).
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”. М., “Просвещение”, 2004г. – 175 с.
4. Клустер Дэвид “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “История” №29/2002.
5. Матвеева С.Г. Мастер-класс: Применение технологии «Развитие критического мышления» в образовательном процессе Электронный ресурс - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/573737 (5.12.13).
4. https://lektsia.com/3x78d3.html
5. https://infourok.ru/masterklass-po-teme-primenenie-tehnologii-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-matematiki-1180789.html
6. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/mietody-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-posriedstvom-chtieniia-i-pis-ma
7. Халперн Д,. Психология критического мышления. — СПб., 2000.
Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
8. http://teacher.at.ua/publ/innovacijni_tekhnologiji_navchannja/63-1-0-8440
9. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. — М.. 1909.