СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии критического мышления на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии критического мышления на уроках географии»

Наименование проекта (полное): Использование технологии критического мышления на уроках « Использование технологии критического мышления на уроках географии в ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска как средство формирования УУД обучающихся». Наименование проекта (сокращенное): «Использование технологии критического мышления на уроках географии».

Наименование проекта (полное):

Использование технологии критического мышления на уроках « Использование технологии критического мышления на уроках географии в ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска как средство формирования УУД обучающихся».

Наименование проекта (сокращенное):

«Использование технологии критического мышления на уроках географии».

Предпосылки реализации проекта

Формаль

ные основания для инициации проекта

По ФГОС в качестве важнейшей задачи ООО выделяется формирование УУД, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, саморазвитию и самосовершенствованию.

Связь с государственными программами Российской Федерации

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Учитель должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций обучающихся, уметь осваивать необходимые для этого методики используемой педагогической технологии, владеть основными её понятиями.. Умения и навыки, приобретаемые обучающимися на уроках, должны быть необходимыми в дальнейшей жизни, мотивировать на самостоятельное приобретение новых знаний. Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - таков сегодня результат процесса обучения.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством активного включения учащихся в образовательный процесс .

Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 15.05.2013 года об утверждении государственной программа "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы

( ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 декабря 2010 г. N 1897 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ООО)

Срок начала и окончания проекта  Начало проекта: 2019 г. Окончание проекта: 2021 г. ФИО, должность Куратор проекта   Филимонова Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР Функциональный заказчик   Учебная часть, заместитель директора по УВР – Филимонова Наталья Владимировна. Руководитель проекта   Михайлова Ольга Владимировна, руководитель МО Естественно-математического цикла. Список разработчиков Проекта (регион, должность, место работы) Боброва Алла Алексеевна, учитель географии ОБОУ «Школа-интернат № 2» г.Курска

Срок начала и окончания проекта

Начало проекта: 2019 г.

Окончание проекта: 2021 г.

ФИО, должность

Куратор проекта

  Филимонова Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР

Функциональный заказчик

  Учебная часть, заместитель директора по УВР – Филимонова Наталья Владимировна.

Руководитель проекта

  Михайлова Ольга Владимировна, руководитель МО Естественно-математического цикла.

Список разработчиков

Проекта (регион, должность, место работы)

Боброва Алла Алексеевна,

учитель географии ОБОУ «Школа-интернат № 2» г.Курска

 Предпосылки реализации проекта Технология критического мышления основана на творческом сотрудничестве обучающегося и учителя, на развитии у обучающихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения. Использование технологии развития критического мышления позволяет формировать коммуникативные способности учащихся, умения самостоятельно работать и принимать ответственные решения, формировать навыки критического мышления, конструктивно подходить к решению задач и умения привлекать необходимую информацию для достижения поставленных целей, что соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

Предпосылки реализации проекта

Технология критического мышления основана на творческом сотрудничестве обучающегося и учителя, на развитии у обучающихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения. Использование технологии развития критического мышления позволяет формировать коммуникативные способности учащихся, умения самостоятельно работать и принимать ответственные решения, формировать навыки критического мышления, конструктивно подходить к решению задач и умения привлекать необходимую информацию для достижения поставленных целей, что соответствует требованиям ФГОС второго поколения.

 Предпосылки реализации проекта (актуальность)   Традиционные формы и методы работы, дефицит учебного времени для формирования практических умений работы с географической информацией, отсутствие интереса у обучающихся Используя современные технологии , формировать навыки критического мышления , умения самостоятельно работать и принимать ответственные решения. ПРОБЛЕМА отсутствие практической основы и методологической базы для системной работы, направленной на развитие мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, и т.д.) и  критичности  мышления на уроках географии  5

Предпосылки реализации проекта (актуальность)

Традиционные формы и методы работы, дефицит учебного времени для формирования практических умений работы с географической информацией, отсутствие интереса у обучающихся

Используя современные технологии , формировать навыки критического мышления , умения самостоятельно работать и принимать ответственные решения.

ПРОБЛЕМА

отсутствие практической основы и методологической базы для системной работы, направленной на развитие мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, и т.д.) и  критичности  мышления на уроках географии

5

Целеполагание проекта Цель проекта формирование нового стиля мышления, развитие интеллектуальных способностей учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать полученную информацию, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Показатели проекта Показатель и их значения Тип по годам показателя Базовое Сформированность навыков критического мышления Период, год значение основной Динамика качества знаний и уровня обученности 2019 аналитический Степень сформированности ключевых компетентностей 2020 косвенный 2021 5

Целеполагание проекта

Цель проекта

формирование нового стиля мышления, развитие интеллектуальных способностей учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать полученную информацию, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Показатели

проекта

Показатель

и их значения

Тип

по годам

показателя

Базовое

Сформированность навыков критического мышления

Период, год

значение

основной

Динамика качества знаний и уровня обученности

2019

аналитический

Степень сформированности ключевых компетентностей

2020

косвенный

2021

5

Целеполагание проекта Результаты проекта 1. Повышение интереса к изучению географии. 2. Развитие мыслительных операций на высоком уровне у 75% учащихся (сформированность таких умений, как выделять главное; логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, классифицировать и систематизировать материал; формулировать проблемные вопросы). 3. Сформированность ключевых компетенций: информационной (умение искать, анализировать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизационной (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы). 4. Создать методическую копилку приемов и уроков географии с использованием ТРКМ.

Целеполагание проекта

Результаты

проекта

1. Повышение интереса к изучению географии.

2. Развитие мыслительных операций на высоком уровне у 75% учащихся (сформированность таких умений, как выделять главное; логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, классифицировать и систематизировать материал; формулировать проблемные вопросы).

3. Сформированность ключевых компетенций:

информационной (умение искать, анализировать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизационной (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы).

4. Создать методическую копилку приемов и уроков географии с использованием ТРКМ.

Ограничения и допущения проекта (данный слайд может отсутствовать) Ограничения Ограничивающий фактор, влияющий на ход реализации проекта, программы, портфеля Допущения и предположения Фактор, который считается верным, реальным, определенным в ходе планирования проекта и не требующий подтверждения.

Ограничения и допущения проекта

(данный слайд может отсутствовать)

Ограничения

Ограничивающий фактор, влияющий на ход реализации проекта, программы, портфеля

Допущения

и предположения

Фактор, который считается верным, реальным, определенным в ходе планирования проекта и не требующий подтверждения.

 Идея проекта. Идея заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни; формировать стремление к сотрудничеству, умение слушать и слышать других. Задачи проекта 1. изучить научно - методическую литературу по данной теме; 2. познакомиться с практическим применением данной технологии на уроках географии; 3. разработать цикл уроков географии с использованием технологии развития критического мышления в 5-7 классах и провести апробацию уроков по данной технологии 4. разработать критерии и способы диагностики уровня развития мыслительных способностей учащихся; 5. выступить с обобщением проведенной работы на педагогическом совете и подготовить публикацию уроков по данной технологии.

Идея проекта.

Идея заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни; формировать стремление к сотрудничеству, умение слушать и слышать других.

Задачи

проекта

1. изучить научно - методическую литературу по данной теме;

2. познакомиться с практическим применением данной технологии на уроках географии;

3. разработать цикл уроков географии с использованием технологии развития критического мышления в 5-7 классах и провести апробацию уроков по данной технологии

4. разработать критерии и способы диагностики уровня развития мыслительных способностей учащихся;

5. выступить с обобщением проведенной работы на педагогическом совете и подготовить публикацию уроков по данной технологии.

 Этапы реализации проекта I II III

Этапы реализации проекта

I

II

III

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ  ЭТАПЫ СРОКИ  I ЭТАП (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)  МЕРОПРИЯТИЯ Май-август   III ЭТАП 2019 изучение традиционных и современных передовых педагогических технологий;  организация самостоятельной работы; анализ затруднений;  разработка программ к урокам, тестов  II ЭТАП 2020-  (ИТОГОВЫЙ) 2019- Активное применение методик, активизирующих коммуникативную деятельность и способствующих творческому мышлению обучающихся;  отслеживание результатов;  проведение контрольных срезов, диагностических процедур, обработка полученных данных;    (ОСНОВНОЙ) Выступление на педсовете, МО с докладами по использованию технологии критического мышления на уроках географии как средство 2020 2021 -Анализ результатов работы по теме проекта; формирования УУД обучающихся. подготовка отчетных материалов;  - разработка практических рекомендаций

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ЭТАПЫ

СРОКИ

I ЭТАП (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)

МЕРОПРИЯТИЯ

Май-август

III ЭТАП

2019

  • изучение традиционных и современных передовых педагогических технологий;
  • организация самостоятельной работы;
  • анализ затруднений;
  • разработка программ к урокам, тестов

II ЭТАП

2020-

(ИТОГОВЫЙ)

2019-

  • Активное применение методик, активизирующих коммуникативную деятельность и способствующих творческому мышлению обучающихся;
  • отслеживание результатов;
  • проведение контрольных срезов, диагностических процедур, обработка полученных данных;

(ОСНОВНОЙ)

  • Выступление на педсовете, МО с докладами по использованию технологии критического мышления на уроках географии как средство

2020

2021

-Анализ результатов работы по теме проекта;

формирования УУД обучающихся.

  • подготовка отчетных материалов;

- разработка практических рекомендаций

Методы, используемые при реализации проекта I.Теоретический, аналитический (анализ эффективности применения ТРКМ на уроках географии). II. Практические: А) Диагностический (диагностика учащихся для изучения учебной мотивации, диагностика формирования мыслительных операций и диагностика сформированности критичности мышления на географическом материале); Б) Наблюдения (целенаправленное наблюдение за восприятием учащимися материала на уроках с использованием ТРКМ).

Методы, используемые при реализации проекта

I.Теоретический, аналитический (анализ эффективности применения ТРКМ на уроках географии).

II. Практические:

А) Диагностический (диагностика учащихся для изучения учебной мотивации, диагностика формирования мыслительных операций и диагностика сформированности критичности мышления на географическом материале);

Б) Наблюдения (целенаправленное наблюдение за восприятием учащимися материала на уроках с использованием ТРКМ).

Результаты проекта

I.      Результаты деятельности учителя.

1.    Разработаны критерии определения уровня сформированности критического мышления школьников.

          Низкий уровень – обучающийся не оперирует полученными ранее знаниями на практике, не может применять знания на практике, не проявляет творческую активность при решении задач, не принимает участия в работе с различными пособиями, не участвует в дискуссиях на уроке, обладает низким уровнем учебной мотивации, скорость протекания мыслительных процессов низкая.

          Средний уровень – формулирует вопросы к наглядным фактам, творчески относится к решению учебных задач, способен к анализу, в дискуссиях не участвует, принимает участие в учебной работе и поиске выхода из поставленной проблемы, уровень мотивации низкий или средний, скорость протекания мыслительных процессов средняя.

          Высокий уровень – проявляет внимательное отношение, как к речи учителя, так и к ответам одноклассников, систематизирует учебный план текста, свободно применяет знания на практике, проявляет творческую активность при решении любых учебных задач, способен к проведению сравнения, сопоставления, обобщения, уровень мотивации высокий, скорость протекания мыслительных процессов - высокая.

2 .    Приемы технологии развития критического мышления

Этапы реализации технологии  критического мышления Актуализация имеющихся знаний; мотивация к учебной деятельности, пробуждение интереса. Стадия рефлексии Присвоение новых знаний, размышление, собственное отношение к изучаемому материалу. Стадия осмы сл ения Осмысление новой информации, соотнесение её с имеющимися знаниями. Стадия вызова

Этапы реализации технологии критического мышления

Актуализация имеющихся знаний;

мотивация к учебной деятельности, пробуждение интереса.

Стадия рефлексии

Присвоение новых знаний, размышление, собственное отношение к изучаемому материалу.

Стадия осмы сл ения

Осмысление новой информации, соотнесение её с имеющимися знаниями.

Стадия вызова

 Стадия - «Вызов». Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах. Учител ь использует приемы для вызова уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Идет активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно? Ученик задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Стадия - «Вызов».

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах. Учител ь использует приемы для вызова уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Идет активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно? Ученик задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

 Прием “Покопаемся в памяти”. Назовите тему урока? Что вы уже знаете об этом? Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать? Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет. После того как учащиеся записали все, что знают по данной теме необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает время от времени вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

Прием “Покопаемся в памяти”.

Назовите тему урока?

Что вы уже знаете об этом?

Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?

Почему вам это нужно знать?

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.

После того как учащиеся записали все, что знают по данной теме необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает время от времени вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

 КЛАСТЕР (Тема: Рельеф Земли 6 кл .)

КЛАСТЕР (Тема: Рельеф Земли 6 кл .)

З-Х-У  ЗНАЮ   ХОЧУ УЗНАТЬ   УЗНАЛ

З-Х-У

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

 З-Х-У Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик

З-Х-У

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю"

Стадия -«Осмысление материала»   На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).  Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

Стадия -«Осмысление материала»

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).

Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

ИНСЕРТ Приём маркировки текста следующими значками: « V » – информация, которая известна; « + » – новая информация; « - » – информация, с которой не согласен; « ? » – информация, которая непонятна

ИНСЕРТ

  • Приём маркировки текста следующими значками:
  • « V » – информация, которая известна;
  • « + » – новая информация;
  • « - » – информация, с которой не согласен;
  • « ? » – информация, которая непонятна
 Прием  «Толстые и тонкие вопросы»  Данный прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос отражает уровень погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Это далеко не все приемы, которые можно использовать на уроке.

Прием

«Толстые и тонкие вопросы»

Данный прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос отражает уровень погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Это далеко не все приемы, которые можно использовать на уроке.

ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ Толстые вопросы  Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...? Тонкие вопросы  Кто?-Что?  Когда?  Может...?  Будет...?  Могли...?  Как звать...?  Было ли?

ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ

Толстые вопросы

Дайте 3 объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему Вы думаете...?

Почему Вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите, что будет, если...?

Тонкие вопросы

Кто?-Что?

Когда?

Может...?

Будет...?

Могли...?

Как звать...?

Было ли?

 Стадия - «Рефлексия». . На этой стадии решаются следующие задачи: - корректировка и систематизация знаний; - помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал; - помощь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала; - закрепление учащимися новых знаний и активный пересмотр своих представлений. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими. На этой стадии учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они выразили собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Важно, что на этой стадии идет живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.

Стадия - «Рефлексия».

.

На этой стадии решаются следующие задачи:

- корректировка и систематизация знаний;

- помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

- помощь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала;

- закрепление учащимися новых знаний и активный пересмотр своих представлений. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими.

На этой стадии учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они выразили собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Важно, что на этой стадии идет живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.

СИНКВЕЙН 1 Тема ( одно слово – существительное ) 2 Байкал Два прилагательных , описывающие это слово 3 4 Три глагола , описывающие действия Глубочайший, чистейший Поит, кормит, поражает Фраза из 4-х слов , которая выражает личное отношение к предмету или объекту 5 Стремлюсь своим потомкам подарить Синоним существительного , характеризует суть предмета или объекта Жемчужина

СИНКВЕЙН

1

Тема ( одно слово – существительное )

2

Байкал

Два прилагательных , описывающие это слово

3

4

Три глагола , описывающие действия

Глубочайший, чистейший

Поит, кормит, поражает

Фраза из 4-х слов , которая выражает личное отношение к предмету или объекту

5

Стремлюсь своим потомкам подарить

Синоним существительного , характеризует суть предмета или объекта

Жемчужина

 СИНКВЕЙН (6-8 классы) Пустыня Безжизненная, сухая Пылит, печёт, губит Сахара – самая большая пустыня Жара Река Равнинная, горная Течёт, шумит, несёт Река – объект неживой природы Течение Африка Большая, страшная, чёрная Пугает, завораживает, интересует Древняя родина всех людей Континент

СИНКВЕЙН (6-8 классы)

Пустыня

Безжизненная, сухая

Пылит, печёт, губит

Сахара – самая большая пустыня

Жара

Река

Равнинная, горная

Течёт, шумит, несёт

Река – объект неживой природы

Течение

Африка

Большая, страшная, чёрная

Пугает, завораживает, интересует

Древняя родина всех людей

Континент

 Прием «Написание эссе». Эссе (лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Мини-эссе – небольшое эссе на половину-полторы страницы, в котором учащийся выражает в свободной форме свои мысли по данной теме.  Например, ответить на вопрос:  В чём сходство и различие глобуса и плана местности? (6 класс).  В чём сходство и различие природных зон России? (8 класс).

Прием «Написание эссе».

Эссе (лат. «опыт») – размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Мини-эссе – небольшое эссе на половину-полторы страницы, в котором учащийся выражает в свободной форме свои мысли по данной теме.

Например, ответить на вопрос:

В чём сходство и различие глобуса и плана местности? (6 класс).

В чём сходство и различие природных зон России? (8 класс).

 Результаты проекта I.       Результаты деятельности обучающихся 1) Повышение учебной мотивации школьников (опросник Г.А. Карповой); 2)Повышение уровня логического мышления; 3)Положительная динамика качества знаний и уровня обученности.

Результаты проекта

I.      Результаты деятельности обучающихся

1) Повышение учебной мотивации школьников (опросник Г.А. Карповой);

2)Повышение уровня логического мышления;

3)Положительная динамика качества знаний и уровня обученности.

Повысилась мотивация к изучению предмета Повысился уровень активности творческого мышления   ВЫВОДЫ:   ТРКМ соответствует требованиям   ФГОС второго поколения, так как формирует все основные виды  универсальных учебных действий:     регулятивные, коммуникативные, познавательные.   Положительная динамика качества знаний

Повысилась мотивация к изучению предмета

Повысился уровень активности творческого мышления

ВЫВОДЫ: ТРКМ соответствует требованиям  ФГОС второго поколения, так как формирует все основные виды  универсальных учебных действий:    регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Положительная динамика качества знаний

 Дальнейшее развитие проекта Планирую : совершенствовать использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочное время;  дальнейшее применения ИКТ в обучении, участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах, публикации творческих работ детей на образовательных сайтах и получения отзывов на них; участие в профессиональных сетевых объединениях для решения профессиональных вопросов, возможности реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Дальнейшее развитие проекта

Планирую : совершенствовать использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочное время;

дальнейшее применения ИКТ в обучении, участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах, публикации творческих работ детей на образовательных сайтах и получения отзывов на них;

участие в профессиональных сетевых объединениях для решения профессиональных вопросов, возможности реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

 ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ИСТОЧНИКИ          Список литературы Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2004. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005; Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002; Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003; Заир-Бек С.И.Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы //Директор школы. 2005. № 4; КлустерД. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005.      

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Список литературы

  • Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2004.
  • Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005;
  • Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002;
  • Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003;
  • Заир-Бек С.И.Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы //Директор школы. 2005. № 4;
  • КлустерД. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005.      
 Идея проекта  Задача 1 Раскрывается суть задачи (из описания содержания задач должна четко определяться идея проектного предложения)

Идея проекта

Задача 1

Раскрывается суть задачи

(из описания содержания задач должна четко определяться идея проектного предложения)

 Идея проекта  Задача 2 Раскрывается суть задачи (из описания содержания задач должна четко определяться идея проектного предложения)

Идея проекта

Задача 2

Раскрывается суть задачи

(из описания содержания задач должна четко определяться идея проектного предложения)

 Идея проекта  Задача 3 Раскрывается суть задачи (из описания содержания задач должна четко определяться идея проектного предложения)

Идея проекта

Задача 3

Раскрывается суть задачи

(из описания содержания задач должна четко определяться идея проектного предложения)

 Модель функционирования результатов проекта  Тезисное описание механизма реализации проектного решения: как будут меняться результаты и параметры в процессе и после реализации проекта   Изображения, графики, таблицы, наглядно подтверждающие как будут функционировать результаты проекта   Важный новый акцент в РФ –  как после завершения проекта будет дальше работать проектная модель, система и т.д.

Модель функционирования результатов проекта

Тезисное описание механизма реализации проектного решения:

как будут меняться результаты

и параметры в процессе и после реализации проекта

Изображения, графики, таблицы, наглядно подтверждающие как будут функционировать результаты проекта

Важный новый акцент в РФ –

как после завершения проекта будет дальше работать проектная модель, система и т.д.

Реестр заинтересованных сторон № п/п Орган или организация 1. Представитель интересов  (ФИО, должность) 2. Ожидание от реализации проекта (программы) 3. 4. 5. 6.

Реестр заинтересованных сторон

п/п

Орган или организация

1.

Представитель интересов (ФИО, должность)

2.

Ожидание от реализации проекта (программы)

3.

4.

5.

6.

Реестр рисков и возможностей проекта № п/п Наименование риска/возможности 1. Действия по предупреждению риска/ 2. реализации возможности   3.     … .  

Реестр рисков и возможностей проекта

п/п

Наименование риска/возможности

1.

Действия по предупреждению риска/

2.

реализации возможности

 

3.

 

 

.

 

Бюджет проекта № п/п Наименование Общие организационные мероприятия по проекту мероприятия Бюджетные источники финансирования, рублей 1. Внебюджетные 2. источники Всего, 3. рублей финансирования Функциональное направление проекта 4. 5. 6. 7. 8. 9.

Бюджет проекта

п/п

Наименование

Общие организационные мероприятия по проекту

мероприятия

Бюджетные источники финансирования, рублей

1.

Внебюджетные

2.

источники

Всего,

3.

рублей

финансирования

Функциональное направление проекта

4.

5.

6.

7.

8.

9.