Использование технологии развития критического мышления, учащихся на уроках географии
1. Теоретическая интерпретация опыта
1.1. Актуальность опыта
В новых социально-экономических условиях основными ценностями для человека являются знания и квалификация, умение самостоятельно приобретать знания, принимать взвешенные решения, работать с информацией на любых носителях. Информационные потоки в разных областях человеческой деятельности столь велики и столь стремительно растут, что современному человеку просто невозможно держать в памяти нужные знания. Образованному человеку необходимо, помимо фундаментальных знаний в своей специальности, уметь постоянно работать с информацией и не только в узкой области своей сферы деятельности, но и в смежных областях, поскольку решение подавляющего большинства проблем лежит на стыке предметных областей. Мировое информационное пространство – океан информации, это уникальная возможность получить доступ к необходимой информации из любого уголка земного шара, где есть выход в Интернет. Радио, телевидение, печатные издания вносят свою значимую лепту в информационный шквал, обрушивающийся на современного человека.
С одной стороны, это огромное достояние цивилизации, в значительной мере упрощающий, демократизирующий процесс овладения новым знанием. Но есть и другой аспект информационного насыщения общества, который связан не только и не столько с профессиональной, сколько с социальной, политической и культурной ориентацией. И в этом смысле информация часто используется для воздействия на человека, манипулирования им. С внедрением такой информационной среды, как Интернет, возможности воздействия на образ мышления человека, соответственно на его поведение приобрели такие масштабы, что не считаться с этим просто невозможно. Это касается и образовательной области. Кто не знает, какое количество готовых рефератов по самым разным вопросам можно найти в Интернете? Там же школьники могут найти уже выполненные образцы домашних заданий по всем предметам, всевозможные «решебники» на CD и в сетевых вариантах. Появляются сайты, где предлагаются готовые решения тестов ЕГЭ. Зачем думать, напрягаться, когда можно просто «скачать» готовые решения. Интернет -демократическая среда. Здесь любой желающий может разместить свою информацию, в том числе и в рамках образовательной области. Так появляется множество некачественной с точки зрения науки, образования информации. Такая информация несет непоправимый вред для интеллектуального развития человека. Бороться с этим
можно только одним способом- формированием самостоятельного критического мышления. Только самостоятельное решение и вызов собственному интеллекту могут решить проблему.
В современных условиях информатизации всех сфер жизни общества формирование критического мышления является наиглавнейшей задачей системы образования в целом.
Опыт работы по теме помогает учителю решить следующие противоречия:
- между значительным ростом информации и возможностью человека усвоить, критически осмыслить эту информацию;
- между признанием педагогическими теориями субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработанностью методики педагогической деятельности, обеспечивающей признание субъектности личности;
- между объяснительно- иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером обучения;
- между пониманием пути развития современного общества как совершенствования информационного пространства и неготовностью педагогов в условиях тотальной информатизации работать над формированием в личности одной из ключевых компетенций современности- компетенции критического мышления;
- между знаниецентристским подходом в обучении, отраженном в подавляющем большинстве наших учебников, и необходимостью формирования ключевых компетенций, одной из которых является критическое мышление.
1.2. Новизна опыта
Технология развития критического мышления стала известна в России в 1997году. Она развивалась в рамках международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления». Проект реализуется более чем в 16 странах мира. С 2000 года проект в России развивается самостоятельно.
К настоящему времени накоплен немалый опыт применения технологии на уроках гуманитарных предметов. Но в методической литературе практически отсутствуют примеры использования приемов и методов технологии на уроках географии. Автор опыта показал возможности применения технологии развития критического мышления как в курсе физической, так и экономической географии.
Также новизна опыта заключается в интеграции технологии личностно-ориентированного образования и технологии развития критического мышления, что позволяет реализовать следующие принципы:
- деятельности;
-развития;
-рефлексивности;
-субъектности.
Технология развития критического мышления обеспечивает учителя развернутым инструментарием формирования субъектности учащихся. В ней масса конкретных приемов и методов организации работы в классе, когда содержание учебного текста не просто заучивается и воспроизводится учениками, а присваивается и становится по-настоящему ИХ знанием.
Технология развития критического мышления является интерактивной, поэтому ее применение обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса в различных режимах: учитель-ученик, ученик-учебник, ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-класс.
Одно из направлений модернизации образования – его гуманизация. Содержание географического образования в сочетании с технологией критического мышления способствуют реализации принципов гуманистической педагогики, где отношения учителя и ученика – уважительные отношения сотрудничества, в которых открытое, доброжелательное отношение друг к другу стимулирует открытость, желание общения в процессе познания, самостоятельность мышления, рефлексию.
1.3. Ведущая педагогическая идея
Посредством использования технологии развития критического мышления создать условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности и формирования у ребенка одной из ключевых компетенций, а именно критического мышления – умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
1.4. Теоретическая база опыта
Теоретической базой опыта по данной теме является дидактическая теория учебной деятельности (В.В.Давыдов). Автор реализует данную теорию через следующие современные образовательные технологии:
- технологию личностно-ориентированного образования школьников (И.С.Якиманская, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков),
- технологию развития критического мышления посредством чтения и письма (И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек)
- методику интерактивного обучения (Е.В.Коротаева).
2. Педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма
2.1. Понятие «критическое мышление» и его характеристики
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Например, Б.Мур и Р.Паркер под критическим мышлением понимают «тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения, должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его и степень уверенности, с которой мы это делаем». Д.Халперн предлагает следующее определение критического мышления: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность
получения желаемого результата. Другое определение – направленное мышление».
Национальный Совет по развитию критического мышления США предлагает такое определение: «Критическое мышление – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения». При всем разнообразии этих и других определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. В статье «Что такое критическое мышление» Д. Клустер определяет критическое мышление через пять аспектов:
- критическое мышление есть мышление самостоятельное;
-информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления; знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически;
- критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
- критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
- критическое мышление есть мышление социальное.
Характеристики критического мышления
Б.Рассел определил характеристики критического мышления как «ряд навыков мышления»:
Фокусирующие навыки:
1.Определение проблем, содержащихся в явном или в скрытом виде в новой информации.
2.Выявление целей: определение направления и целей изучения новой информации.
Навыки сбора информации:
3. Наблюдение: получение информации при помощи одной или более сенсорных систем.
4. Формулирование вопросов, поиск новой информации через вопросы.
Навыки запоминания:
5. Кодирование: хранение информации в долговременной памяти.
6. Вызов: восстановление информации из долговременной памяти.
Навыки организации:
7. Сравнение: выявление черт сходства и различий разных объектов.
8. Классификация: группировка и обозначение объектов на основе выявленных их признаков.
9. Представление: презентация новой информации.
Навыки анализирования:
10. Идентификация атрибутов и компонентов: определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации.
11. Идентификация отношений и понятий: определение причинно-следственных связей.
12. Идентификация главных идей: идентификация центрального элемента; например, иерархия ключевых идей в сообщении или упорядочивание причин.
13. Идентификация ошибок: определение логичных заблуждений и других ошибок и, где возможно, выявление вариантов их исправления.
Навыки генерирования:
14. Выводы: суммирование, выявление наиболее важной информации или идей.
15. Предсказывание: предвосхищение событий или следствий на основе имеющейся информации.
16. Разработка: объяснение дополнительных деталей, примеров или другой релевантной информации.
Навыки интегрирования:
17. Эффективное комбинирование информации для формулировки новых идей.
18. Реконструкция: переформулирование информации и идей или изменение логики, содержащейся в информации, для формулирования новых идей.
Навыки оценивания:
19. Формулирование критериев оценки информации или идей.
20. Проверка: проверка правильности утверждений.
Формирование качеств личности
Использование технологии развития критического мышления позволяет развивать ряд важных качеств:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, решить, в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока он не будет обладать разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы решаем отложить ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.
2.2. Технологический алгоритм урока
Основа технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Таблица 1
1 стадия | 2 стадия | 3 стадия |
Вызов: -актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. | Осмысление содержания: - получение новой информации; - учащиеся соотносят старые знания с новыми. | Рефлексия: размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения. |
Таблица 2
Функции трех стадий технологии развития критического мышления.
Стадия | Функции |
Вызов | Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). |
Осмысление содержания | Информационная (получение информации по теме). Систематизационная ( классификация полученной информации по категориям знания). Мотивационная ( сохранение интереса к изучаемой теме). |
Рефлексия | Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
Таблица 3
Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий.
Стадия (фаза) | Деятельность учителя. Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся. | Возможные приемы и методы. |
Стадия вызова | Вызов уже имею- щихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащих- ся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик «вспомина -ет», что ему известно по изуча- емому вопросу (делает предпо- ложения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на кото рые хотел бы получить ответ. | Составление списка «известной информа- ции», рассказ – пред- положение по ключе- вым словам; - систематизация ма- териала(графическая) -кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логи- ческие цепочки и т.д. |
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально- в парах –группах. |
Стадия осмысления (реализация) | Сохранение интереса к теме при непосред- ственной работе с но- вой информацией, по- степенное продвиже- ние от знания «старо- го» к «новому». | Ученик читает (слу- шает) текст, исполь- зуя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой вой информации. | Методы активного чтения: -маркировка с ис -пользованием знач- ков «v», «+», «-«, «?» (по мере чтения ста- вятся на полях); - ведение различных записей типа днев- ников, бортовых журналов; -поиск ответов на по- ставленые в первой части урока вопросы. |
Непосредственный контакт с новой информацией ( текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах. |
Стадия рефлексии | Вернуть учащихся к первоначальным за- писям – предположе- ниям, внести измене- ния, дополнения, дать творческие, ис- следовательские или практические зада- ния на основе изу- ченной информации. | Учащиеся соотносят «новую» информа- цию со «старой», ис- пользуя знания, по- лученные на стадии осмысления. | -Заполнение класте- ров, таблиц, установ- ление причинно- следственных связей между блоками ин- формации; -возврат к ключевым словам, верным и не- верным утверждени- ям; -ответы на поставлен- ные вопросы; -организация устных и письменных круг- лых столов; -организация различ- ных видов дискуссий; -написание творче- ских работ (пятисти- шия-синквейны, эссе) -исследования по от- дельным вопросам темы. |
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально- в парах – группах. |
3. Области применения критического мышления
Один из авторов, занимающихся проблемой формирования критического мышления, Б.Блум указывает на шесть областей применения критического мышления:
- овладение знаниями той познавательной области, которая подлежит изучению, и смежных областей;
- осмысление – организация и соотнесение новых знаний с ранее усвоенными
(умение переструктурировать информацию, давая при этом интерпретацию основных идей);
- применение – использование новых знаний в соответствии с определенными правилами и принципами в новых ситуациях( умение применять отобранные факторы, данные в новых ситуациях, с целью поддержать или опровергнуть позицию автора);
- анализ – критическое осмысление, концентрация внимания на отдельных частях информации, их значимости в целом ( умение сравнивать основные мысли текста, прочитанные или услышанные, с известными из других источников, чтобы сделать необходимые выводы, заключения, значимые для подтверждения ранее сформулированной гипотезы или предположения; умение вникать вглубь проблемы);
- обобщение – критическое осмысление, концентрация внимания на соединении отдельных частей в новое знание ( умение обобщать отобранные факты, данные, развивать логику общей аргументации, основанной на отобранных и предварительно проанализированных данных с целью формулировки окончательного заключения);
- оценка – критическое осмысление, концентрация внимания на формулировании суждения, его обоснование на основе полученной информации (умение определить надежность, достоверность фактов и данных, отобранных, чтобы доказать собственную точку зрения, принять решение).
3. Технология опыта
3.1. Использование стратегий и приемов технологии развития критического мышления на уроках лекционного типа
Стратегия ЗХУ в лекционной форме
Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания лекции. Ее форма отображает три фазы, по которым строится образовательный процесс:
вызов, осмысление, рефлексия. Данную стратегию наиболее уместно использовать в том случае, когда лекция предваряет исследовательскую работу учащихся, когда она выполняет функцию установочной, предполагает дальнейшую самостоятельную работу. Часто стратегия «ЗХУ» применяется с использованием одноименной таблицы:
«З» Знаем 1. 2. 3. 4. | «Х» Хотим узнать 1. 2. 3. 4. | «У» Узнали 1. 2. 3. 4. (Осталось узнать) |
Категории информации А. Б. В. Г. | Источники информации 1. 2. 3. |
Пример. Урок географии по теме: Численность и воспроизводство населения ( 10 класс. Урок №1 в теме: География населения мира.)
Цель: создать условия для усвоения знаний о численности населения мира, ее изменении, о типах воспроизводства населения.
В ходе лекции учащиеся заполняют таблицу «ЗХУ», один из вариантов которой представлен в приложении 1.
Использование трехфазовой модели для анализа стратегии «ЗХУ» Фаза вызова.
1. Актуализация знаний и смыслов.
Заполняя графу «З» учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.
2. Пробуждение познавательного интереса.
Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.
3. Определение направления в изучении темы.
Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х» и «Категории».
Фаза реализации смысла /осмысление содержания/.
1. Активное восприятие информации. Слушая лекцию, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой.
2. Сопоставление нового и старого знания. Слушая лекцию, учащиеся могут корректировать знания в графе «З» и дополнять понятия в графу «Категории информации». В графу «У» записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.
Фаза рефлексии.
1. Самостоятельное обобщение и систематизация материала. Самостоятельное написание выводов по лекции является обобщением работы в процессе лекции.
2. Определение направлений для дальнейшего изучения темы. Заполняя нижнюю часть правой верхней графы таблицы «Что осталось узнать», учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования.
Стратегия помогает систематизировать материал, развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, отражает процесс работы с информацией.
Прием «Концептуальная таблица» в лекционной форме
Данный прием особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты, свойства, по которым это сравнение происходит.
Пример. Урок географии по теме: Электроэнергетика ( 9 класс)
Цель: создать условия для усвоения знаний об электроэнергетике как одной из важнейших отраслей экономики.
На стадии вызова учитель актуализирует знания учащихся по данному вопросу с целью выявить их субъектный опыт и уровень знания учебного материала по теме урока. Для этого учитель предлагает учащимся ряд вопросов, которые записаны на доске:
- Какие отрасли входят в состав топливно- энергетического комплекса?
- Какое значение имеет данный комплекс для экономики страны?
- Как вы думаете, почему электроэнергетику относят к авангардным отраслям?
- Назовите известные вам типы электростанций.
- Как вы думаете, что влияет на выбор типа электростанции в том или ином регионе страны?
Учащиеся работают в группах, записывают известную им информацию в виде ключевых слов, коротких ответов на поставленные вопросы. Затем представляют результаты работы. Учитель обобщает эти результаты. Предполагается, что последний вопрос вызовет некоторые затруднения и школьники смогут определить цель дальнейшей работы: определить особенности каждого типа( в сравнении), факторы и районы размещения.
На стадии осмысления учащиеся выявляют критерии или линии сравнения. Работают в группах, в столбик на отдельном листе фиксируют эти критерии, представляют результат работы. Учитель выбирает линии сравнения, которые предлагают все группы и выстраивает «общую» таблицу. Затем в процессе лекции учащиеся работают индивидуально и заполняют таблицу.
На стадии рефлексии школьники работают в группе, сравнивают свои варианты таблицы, корректируют свои записи, представляют свои характеристики различных типов электростанций. Учитель обобщает ответы, заполняет «общую» таблицу, версия которой представлена ниже.
Таблица 4
Линии сравнения | ТЭС | ГЭС | АЭС |
1.Вид исполь- зуемых ресур- сов. | Уголь, газ, нефть (мазут) – невозобно- вимые. | Гидроресурсы – возобновимые. | Уран, плутоний (20-30т на несколько лет) |
2. Условия строительства. | Стоимость и время невелики. | Дороги, строятся долго, но эл.энер- гия дешевая | Дороги, строятся долго. |
3. Размещение | Зависит от качества топлива. | На реках с большим падени- ем и расходом воды. | Нет других энергоре- сурсов, но требуется много энергии. |
4. Влияние на окружающую среду. | Много твердых и газообразных отходов. | Затопление боль- ших территорий; изменение климата; «мертвая вода». | Переработка и хране- ние радиоактивных отходов |
5. Доля в производстве. | 66% | 20% | 14% |
6. Самая мощ- ная электро- станция | Сургутская – 4,8 млн. кВт | Саянская- 6,4 млн. кВт | Курская – 4 млн. кВт |
Затем можно обсудить ряд вопросов с целью выявления уровня усвоения материала:
- Почему крупнейшие ГЭС построены в Восточной Сибири, на Ангаре и Енисее?
- Почему большая часть АЭС построены в Европейской части России?
-Почему большую долю электроэнергии в России производят ТЭС? и т.д.
В заключении урока учащиеся возвращаются к цели, определяют, достигнута она или нет, стоит также уделить внимание трудностям, с которыми столкнулись школьники.
Достоинство данного приема в том, что информация как бы «кристаллизуется», при этом «разводятся» существенные и несущественные части изучаемого материала. Концептуальная таблица представляет собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа.
2. Использование стратегий и приемов критического мышления при проведении уроков- семинаров
Существуют различные типы семинарских занятий. На них происходит ознакомление с новой информацией, которая по большей части излагается самим преподавателем или учащимися. Очень редко школьники читают на самих занятиях, обсуждая прочитанное друг с другом. Вместе с тем вдумчивое чтение является действенным инструментом для развития навыков критического мышления.
Для демонстрации модели семинара в режиме чтения и обсуждения прочитанного автор опыта предлагает проект урока- семинара в 11 классе по теме: «Бразилия- тропический гигант» ( 11 класс). Данный проект предназначен для учащихся профильного – социально- экономического – класса.
Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях экономического развития Бразилии, ее месте в современном мире.
Оборудование: Географическая картина мира. В.П.Максаковский. 2004год.
Для проведения семинара из указанного выше источника был взят текст «Бразилия- тропический гигант», который представляет собой более развернутый вариант одноименного текста в учебнике «Экономическая и социальная география мира» В.П.Максаковского (10 класс).
Бразилия- тропический гигант
По основным количественным показателям, характеризующим государство, Бразилия относится к странам- гигантам. Действительно, и по размерам своей территории ( 8,5 млн.кв.км), и по численности населения (170 млн.чел) она занимает пятое место в мире. По длине сухопутных границ (16 тыс.км), а также по числу стран-соседей (10) она уступает только Китаю и России.
Бразилия занимает важное место в экономике Латинской Америки, да и всего мира. Ее ВВП – 800 млрд. долл. – составляет 2,3% мирового и заметно превышает долю таких стран, как Канада и Австралия. По показателю ВВП на душу населения – 5000 долл. она также превосходит большинство других развивающихся стран. Вот почему Бразилию, наряду с Китаем, Индией и Мексикой, обычно относят к ключевым странам развивающегося мира. В экономической литературе ее также нередко называют страной новой индустриализации.
Среди главных факторов, способствовавших такому возвышению Бразилии, большей частью указывают на наличие чрезвычайно большого и разнообразного природно-ресурсного потенциала, на возможность использования значительных резервов дешевой рабочей силы, на активное вмешательство государства в экономическую жизнь.
Промышленность Бразилии во многом продолжает определять «лицо» этой страны в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. По общему объему промышленного производства страна занимает девятое место в мире, уступая только «большой семерке» и Китаю.
До недавнего времени позиции Бразилии были особенно прочны в добывающей промышленности. Но в 1990-е годы значительно укрепились позиции Бразилии и в обрабатывающей промышленности. Достаточно сказать, что Бразилия входит в первую пятерку стран мира по производству морских судов, тракторов, телевизоров, в первую десятку по производству автомобилей, металлообрабатывающих станков. Особенно быстро развивается в последнее
время автомобильная промышленность. В ближайшие годы, по мнению
специалистов, выпуск автомобилей увеличится до 2,3- 2,5 млн. в год, что позволит Бразилии опередить еще две-три страны. Успехами автомобилестроения страна обязана прежде всего привлечению в страну ведущих корпораций западного мира, которые уже вложили в эту отрасль ее хозяйства около 20 млрд.долл. Среди них – «Дженерал Моторс», «Форд», «Даймлер Крайслер», «Фольксваген», ФИАТ, «Рено», БМВ, «Тоета».
Можно отметить успехи Бразилии в области самолетостроения (25 моделей), производства вычислительной и коммуникационной техники, синтетической химии.
Доля сельского хозяйства в ВВП страны скромнее, но тем не менее оно обеспечивает более 1/3 всей экспортной продукции страны и при этом
удовлетворяет почти все ее потребности в продуктах питания. Бразилия занимает первое место в мире по производству кофе, сахара, апельсинового сока, входит в первую пятерку стран по сборам сои, какао, табака, по поголовью КРС и свиней. Высокого уровня развития достигла также ее разнообразная пищевая промышленность.
Хотя бразильская экономика в первую очередь ориентирована на внутренний рынок, внешнеэкономические связи тоже имеют немалое значение. Более 1/2 экспорта страны составляла продукция обрабатывающей промышленности – разнообразные машины, транспортные средства, химические товары. Основные торговые партнеры – США, страны ЕС, страны Латинской Америки.
Для Бразилии как страны – гиганта большое значение имеют административно-территориальное деление и экономическое районирование, с которыми связана региональная политика. В административно – территориальном отношении Бразилия подразделяется на 26 штатов и Федеральный столичный округ. В экономическом отношении особо выделяется штат Сан-Паулу, дающий 2/3 всего промышленного производства страны. Официально принятое экономическое районирование исходит из выделения пяти экономических районов: Север, Северо-восток, Центро-запад, Юго-восток, Юг. Основное население сосредоточено в трех районах, выходящих к Атлантическому океану- Юго-восточном, Южном, Северо-восточном. Два внутренних района- Север и Центро- запад- имеют очень большую территорию, но сравнительно небольшое население. Отсюда вытекает и главная задача региональной политики Бразилии, заключающаяся в освоении внутренних районов страны.
В качестве едва ли не самого яркого примера ее осуществления можно привести перенос столицы страны из Рио-де-Жанейро в новый город Бразилиа, расположенный в центральной части Бразильского плоскогорья. Решение о строительстве новой столицы было принято в 1955году, а открытие состоялось в 1960 году. Вместе с прилегающей территорией Бразилиа образует особый Федеральный округ. В 1970г. население города составляло всего 270 тыс. человек, а в 2000г. превысило 2 млн. Уровень жизни в столице с ее 200 тыс. чиновников значительно выше, чем в среднем по стране, большинство домов оборудовано бассейнами, хорошо организована транспортная система, а экологическая обстановка самая благоприятная.
Осуществление фазы вызова.
Стадию вызова учитель осуществляет в три этапа.
На первом этапе с целью актуализации знаний, учитель предлагает учащимся ответить на ряд вопросов:
- Как вы думаете, почему Бразилия названа тропическим гигантом?
- К какой группе стран относят Бразилию по уровню социально-экономического развития?
- Что вы можете сказать о природно – ресурсном потенциале страны?
- Как вы думаете, какие отрасли хозяйства определяют «лицо» Бразилии в международном географическом разделении труда?
Задаваемые вопросы определяют стратегию дальнейшей работы учащихся, «очерчивают содержательное поле». Вопросы лучше записать на доске, чтобы они были видны учащимся в процессе их размышлений и вспоминания. На этом этапе работы учащимся предлагается работать индивидуально. Все, что они смогут вспомнить, лучше оформить в письменном виде, в тетрадях. Это может быть список ключевых слов, ответы на вопросы, заданные учителем.
На втором этапе обмениваются в небольших группах теми сведениями, которые они смогли вспомнить по изучаемой теме. Результатом работы групп становятся письменные представления на отдельных листах об основных направлениях изучаемой темы. Это также может быть список ключевых слов, ответы на вопросы, заданные учителем.
На третьем этапе итоги обсуждения результатов в каждой группе должны быть представлены на рассмотрение всех участников семинара. С этой целью вся информация может быть представлена в достаточно сжатой форме, например, в форме кластеров. Каждая группа представляет свой кластер. Затем в режиме беседы учитель суммирует мнения групп и составляет «общий» кластер на доске.
Прием «Представление информации в кластерах»
Кластеры или «грозди» - графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как-то с ним связанная. Кластер в чем-то напоминает модель Солнечной системы. В центре – звезда: это наша тема; вокруг нее- планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты – свои спутники, у спутников свои. На доске кластеры могут выглядеть следующим образом:
По S –в первой десятке стран
5 место по численности населения
Лесные ресурсы
?
Природно-ресурсный потенциал
Внешнеэкономические связи
Водные ресурсы
Бразилия
?
Сельскохозяйственная продукция
Минеральные ресурсы
Экономика
Промышленность
Сельское хозяйство
Добывающая
Обрабатывающая
Растениеводство
Животноводство
Минеральное сырье
Транспортное машиностроение
Микро
электроника
?
1 место по производству кофе
?
?
?
?
Кластер закончен не полностью, т.к. возникли вопросы, на которые учащиеся затрудняются дать ответы. Это мотивирует школьников на поиск необходимой информации, чтобы заполнить недостающие «грозди» кластера.
Работа на смысловой стадии
На смысловой стадии учитель организует работу с текстом: «Бразилия – тропический гигант», содержание которого изложено выше. Каждый ученик получает «распечатку» текста. Цель учителя: эффективно организовать работу каждого школьника, чтобы каждый нашел недостающую информацию для заполнения кластера. Для этого автор опыта использует прием «ИНСЕРТ».
ИНСЕРТ
«v» - уже знал
«+» - новое
«- « - думал иначе
« ?» - не понял, есть вопросы
Сформулируем некоторые правила работы с использованием данного приема для учащихся:
1. Делайте пометки. Предлагается два варианта пометок:
А) значки «+» и «v»;
Б) значки «+», «v», «-«, «?».
2. Ставьте значки по ходу чтения текста.
3. Прочитав текст один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или считаете, что знали по данной теме раньше.
4. Прочтите текст еще раз. Возможно, количество значков увеличится.
Каждый ученик читает текст индивидуально в течение 10-15 минут. В ходе
чтения на полях карандашом делаются пометки «v», «+», «-«, «?».
Данный прием стимулирует более внимательное чтение.
Работа на стадии рефлексии
Работа на третьей стадии выстраивается в два этапа.
1. Цель первого этапа: систематизировать весь прочитанный материал. Для этого результаты работы на смысловой стадии оформляются в таблице «ИНСЕРТ». Сначала организуется индивидуальная работа, затем групповая. Учащиеся в группе делятся результатами работы, корректируют, вносят дополнения в таблицу. Далее учитель обобщает результаты работы групп в режиме беседы и записывает на доске «единый» для всех вариант таблицы (пример приведен ниже)
Таблица 4
«v» | «+» | «-« | «?» |
1. Относится к 10-ке крупней- ших стран ( и по численности населения, и по площади). 2. Обладает раз- нообразным природно-ре- сурсным потен циалом. 3. Хорошо разв- вита добываю- щая промыш- леность. | 1. Бразилия –страна новой индустриализации. 2. По объему промышлен- ного производства-9место в мире. 3.Находится в первой 5-ке стран мира по производ- ству морских судов, трак- торов, телевизоров. 4.Находится в первой 10-ке стран по производству автомобилей и станков. 5.Автомобильная пром-ть: «Дженерал Моторс», «Форд», «Даймлер Крайслер», БМВ, «Тоета». 6. Производит 25 моделей самолетов. 7. Занимает 1 место по производству сахара, вхо- дит в первую 5-ку стран по сборам сои, какао, табака, по поголовью КРС и свиней. | 1. ВВП-5000долл на душу населен. (больше, чем в РФ !) 2. ½ экспорта Бразилии уже составляют разнообразные машины, транспортные средства, химии- ческие товары. 3.Бразилиа- сов- ременный город с численностью 2млн. человек. | 1.ВВП-5000 долл.на душу населения . Больше, чем в России? 2Почему при таких показа- телях экономи- ческого разви- тия Бразилию относят к раз- вивающимся странам? |
2. Цель второго этапа: проверить правильность ранее составленного кластера, дополнить его. Так как в «предварительном» кластере вопросы возникли только по двум «гроздьям»: внешнеэкономические связи и экономика, учитель предлагает построить два «новых» кластера, в центре которых будут указанные направления. Учащиеся работают в группах. Каждая группа представляет свои варианты на отдельных листах, мнения суммируются. На доске создаются «кластеры», отражающие результаты работы всех групп:
Микро
электроника
Самолетостроение
Автомобилестроение
Судостроение
Добыча минерального сырья
Обрабатывающая
Добывающая
Промышленность
Экономика
Сельское хозяйство
Растениеводство
Животноводство
По пр-ву кофе 1 место
По пр-ву сахара 1 место
По пр-ву сои и какао в первой 5-ке стран
По поголовью КРС в первой 5-ке стран
По поголовью свиней в первой пятерке стран
Использование приемов технологии позволяет эффективно организовать работу учащихся на уроках семинарского типа, сочетать различные виды деятельности, проводить уроки в интерактивном режиме.
3.Использование стратегий и приемов технологии при организации самостоятельной работы с текстом
Прием «Фишбоун»
Этот прием описан у Д.Баланка. Он используется при обсуждении проблем, поиске решений. Лучше всего, если проблема рассматривается с разных сторон, а решение опирается на достаточно ясную фактическую базу.
В процессе чтения учащиеся работают со схемой «Фишбоун», что в переводе означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты.
Пример. Занятие по теме: Причины и следствия социально-экономического кризиса в стране. (Элективный учебный предмет: Коммерческая география. Занятие по теме: Общие предпосылки формирования национального рынка.)
Цель занятия: создать условия для усвоения знаний о сложившейся кризисной ситуации в экономике страны в начале 90годов.
Учащиеся самостоятельно читают текст учебника. В «голове» записывают
тему урока. В процессе чтения записывают причины кризиса над верхними косточками, факты- около нижних косточек. Свой вывод по изучаемому вопросу – в «хвосте». Работают индивидуально. На этапе рефлексии обмениваются мнениями в небольших группах. Затем учитель организует межгрупповое общение, в результате выстраивается «единый» вариант схемы ( приложение 2).
Использование таблиц при организации самостоятельной работы с текстом
Работа с таблицами широко используется в средней школе. Они используются для систематизации информации, характеристики существенных признаков изучаемых явлений, событий, объектов.
Авторами технологии развития критического мышления предлагается вариант таблицы, нацеленный не только на выявление характеристик изучаемых явлений и объектов, но и на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.
Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.
«П» - позитивный характер | «М» - негативный характер | «И» - интересно |
| | |
В графу «П» заносится информация, которая носит позитивный характер, «М» - негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу «И».
Пример. Урок по теме : Пространство Сибири. ( 9 класс).
Цель создать условия для усвоения знаний об особенностях природы Сибири.
На стадии вызова с целью актуализации знаний по теме учитель обсуждает с учащимися особенности природы Сибири, уже изученные в курсе географии. Затем учитель просит учащихся записать в тетрадях «свою» цель изучения данного вопроса. На стадии осмысления организуется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Работают индивидуально. В ходе чтения текста заполняют таблицу. В режиме беседы учитель обобщает результаты работы и заполняет
таблицу на доске:
Таблица 5
«+»-позитивный характер | «-«-негативный характер | «И» - интересно |
1.По территории Сибири протекают крупнейшие реки России- Обь, Енисей. 2. Сибирские реки имеют мощный гидроэнергетический потенциал. 3. Богатство Сибири – озеро Бйкал. 4. На юге Западной Сибири, юге Красноярского края и в Хакасии можно выращивать сахарную свеклу, фруктовые деревья, пшеницу. 5. Плодородные чернозем- ные и каштановые почвы на юге. 6. Большую территорию занимает зона тайги. | 1. Находится в арктическом, субарктическом, умеренном поясах. Для зимы характерна антициклональная погода с сильными морозами. 2. Более 60% территории Сибири занимает многолетняя мерзлота. | 1. В болотах Западной Сибири сосредоточено 60% российского торфа. 2. Объекты Всемирного природного наследия- «Золотые горы Алтая», озеро Байкал, Убсунурская котловина, плато Путорана, «Ландшафты Даурии». |
На стадии рефлексии обсуждаются результаты работы: достигнута ли цель, которую ставил каждый ученик или нет. Высказывают свое мнение. Если знаний, полученных на уроке, недостаточно для достижения цели, можно предложить учащимся в качестве домашнего задания найти недостающую информацию из других источников.
Таким образом, графические организаторы развивают умения систематизировать учебный материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных оценочных суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.
4. Использование стратегий и приемов технологии на уроках обобщающего повторения
Уроки обобщающего повторения приобретают все большее значение в процессе обучения географии. Основная цель этих уроков – в опоре на имеющиеся знания о фактах, связях выявить общие признаки, принципы, закономерности географических явлений. Реализации этой цели способствует применение стратегий и приемов технологии критического мышления.
Прием «Кластер»
Особенности данного приема были описаны выше. «Кластеры» можно использовать не только на стадии вызова и рефлексии, но и на стадии осмысления.
В курсе географии многие явления и объекты изучаются по определенному алгоритму. Например, материки в курсе географии 7 класса рассматриваются по плану: географическое положение, рельеф и полезные
ископаемые, климат, внутренние воды, природные зоны, население страны. Этот план может стать основой для создания кластера на уроках обобщающего повторения.
Пример. Урок обобщающего повторения по теме «Африка»( 7 класс)
Цель: систематизировать знания, полученные при изучении темы; выявить особенности, характерные только для Африки, установить причинно-следственные связи между компонентами природы.
Работа на стадии вызова. Цель данного этапа – создать «предварительный» кластер для дальнейшей систематизации учебного материала.
Учитель в процессе фронтальной беседы с учащимися выясняет план характеристики материка и выстраивает на доске кластер следующего вида:
Работа на стадии реализации смысла.
Перед школьниками ставится следующая цель: дополнить «грозди» кластера, опираясь на записи в тетрадях и содержание учебника ( выделить две-три особенности материка по каждому направлению), выявить причинно- следственные связи между компонентами природы.
Учебный процесс на данной стадии организуется следующим образом. Сначала учащиеся работают индивидуально, создают кластер в своих тетрадях. Затем обсуждают результаты своей деятельности в группах, вносят дополнения и
исправления. Каждая группа выстраивает свой вариант на отдельном листе бумаги и представляет его. Учитель обобщает мнения групп и создает «общий» кластер (приложение 3).
Для достижения второй цели организуется следующая работа:
Каждая группа выявляет причинно-следственные связи и записывает их на отдельном листе бумаги, представляет их. Учитель суммирует мнения групп и записывает все верные варианты на доске:
-
Африка пересекается экватором посередине самый жаркий материк.
-
Экваториальный пояс
Влажные экваториальные леса
Равнинный рельеф
-
Тропический пояс
-
Большая «ширина» в северной части пустыня Сахара
-
Близость Евразии
-
Река Конго дважды пересекает экватор полноводна весь год
Ит.д.
Работа на стадии рефлексии.
На данной стадии учитель подводит итог, подчеркивая главные особенности материка, его уникальность, неповторимость.
После этого автор опыта предлагает использовать прием «Синквейн».
Прием «Синквейн»
Синквейн – стихотворная форма, которая позволяет выразить свои чувства, мысли, эмоции. Это французское слово, обозначающее «5строк». Для его написания существуют следующий алгоритм:
- первая строка- слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь;
- во второй строке – два слова(прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта;
- третья строка- три глагола, описывающие характерные действия объекта;
- четвертая строка- фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.
- в пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта.
Синквейн позволяет создать в классе творческую атмосферу, проверить, как ученики запомнили важнейшие понятия темы, особенности географических объектов и явлений. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, группах.
На уроке обобщающего повторения по теме «Африка» в 7 классе учитель предлагает учащимся составить синквейн «Африка» либо «Природные зоны», т.к. именно они создают главное представление о материке. Учащиеся работают в группах, записывают свои синквейны на отдельных листах бумаги, затем представляют их. Ниже представлены примеры синквейнов по данной теме.
Гилея
Вечнозеленая, многоярусная
Буйствует, процветает, «давит»
Ослепительная красавица и зеленый ад.
Лес
Саванна
Высокотравная, бескрайняя
Простирается, выгорает, расцветает
Море травы с редкорастущими деревьями
Степь
Пустыня
Каменистая, песчаная
Раскаляется, обжигает, иссушает
Природная зона с экстремальными условиями
Жара
Африка
Равнинная, жаркая
Удивляет, восхищает, поражает
Африка – уникальный материк
Контрасты.
Таким образом, данный прием позволяет в достаточно интересной форме выразить свое отношение, эмоции, чувства к изучаемому объекту, показать его особенности.
4.Результативность
Использование технологии критического мышления на уроках географии позволило сформировать умения и навыки работы с информацией:
- находить, осмыслять, использовать нужную информацию;
- анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
Школьники умеют сравнивать географические явления и объекты, при этом могут самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения.
Большинство учащихся без особого труда могут выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
Наблюдения показывают, что школьники испытывают гораздо меньше затруднений при решении творческих заданий, более аргументировано защищают свою точку зрения, умеют представлять результаты своей работы.
При организации учебно- познавательной деятельности широко используются групповые формы работы, что позволило сформировать умения работать в группе, слушать и слышать других участников группы, уважать мнение других по изучаемому вопросу, корректировать свои ошибки, умело отстаивать свою точку зрения.
Применение приемов и стратегий технологий способствовало формированию одной из ключевых компетенций современности – компетенции критического мышления, что особенно важно в условиях тотальной информатизации
5. Литература.
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
2.Стратегия и тактика учителя. Сборник. Составитель О.Варшавер. –М.:ЦГЛ, 2005.
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. –СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
4. Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О.Варшавер. – М.:ЦГЛ, 2005.
5.Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров и др.; под. ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
6. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. Ж-л « Директор школы», №4, 2005.
7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление. Ж-л « Методист», №2, 2002.
8. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов.- М.:ООО «Издательство Астрель», 2002.
Приложение 1
10 класс. Тема урока: Численность и воспроизводство населения. Урок №1.
«З» Знаем. 1. Демография – наука, изучающая население. 2. Естественный прирост – разность между количеством родившихся и количеством умерших (чел/ 1000 жит.) 3. Демографический кризис – убыль населения. | «Х» Хотим узнать. 1. Какова численность населения мира? Как меняется? 2. Что такое воспроизводство населения? Что для него характерно? | «У» Узнали. 1. В 20 веке население Земли возрастало как никогда быстро: 1950г.- 2.5млрд.,1987г.- 5млрд., 1999г.- 6млрд. Ежегодный прирост – 90 млн. чел. 2. Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста. Эти процессы зависят от социально-экономических условий жизни людей, от взаимоотношений людей в обществе и семье. 3. Воспроизводство. 1тип(демографич. зима) 2 тип (демографич. весна) -невысокая рождаемость; -высокая рождаемость; -невысокая смертность; - относительно низкая -низкий естествен. прирост; смертность; - высокий естествен.прирост; Демографический кризис. Демографический взрыв. Осталось узнать: Можно ли влиять на процессы воспроизводства населения? |
Категории информации: А.Демография. Б.Воспроизводство. В.Естественный прирост. Г.Демографический кризис. Д.Демографический взрыв. | Источники информации: - Учитель. - Карты атласа. -Учебник: Экономическая и социальная география мира. В.П. Максаковский, 2006г. - Географическая картина мира. В.П. Максаковский, 2004г. |
Приложение 2
с/х произ- Низкая Экстенсив- Неконкуренто- Фондоотдача Интересы Главное Импорт
водство производи- ность способность постоянно произ-ва место товаров
убыточно тельность хоз-ва продукции падала противо- ВПК превыс.
труда речили экспорт
социальным
целям разв.
необ-
Социально- ходимость
э
кономический экономич.
кризис реформ
80-е годы 80-е годы Затраты на Экспорт Потери в Гр «А»75% 4/5отрас- Внешний
импорт 60% в про- материалы продукции нар. хоз. Гр «Б»25% лей долг
зерна мышленнос. и энергию машиностр. 2/5 пром-ти 100млрд.
40 млн.т 20% в с/х в 1,5-2,5 р. 20% валового связаны дол.
от уровня выше, чем обществен. С ВПК
США в США продукта
Приложение 3