Из опыта работы
учителя русского языка и литературы
МБОУ Токаревской СОШ №1
Глушковой Наталии Владимировны
«Использование технологии творческих мастерских на уроках литературы»
Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача школы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно.
Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, воспитания духовности и нравственности, правовой культуры, то есть обеспечение общей процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения.
При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся.
А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития.
Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских.
Образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям ФГОС ООО и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».
Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Способности ученика требуют оптимально подобранных для него условий обучения.
Работая по теме самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы», я на протяжении всей своей педагогической деятельности (24 года) использую технологию творческих мастерских, которая помогает ребятам добиться высоких результатов в изучении литературы. Наличие победителей и призеров олимпиад и конкурсов муниципального, регионального и всероссийского уровней тому подтверждение.
Главными достоинствами творческих педагогических мастерских считаю:
ученик обнаруживает в себе скрытые творческие ресурсы,
в условиях коллективного труда находит путь решения поставленной задачи.
Занятия в творческой мастерской основаны на принципах сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, занятости каждого ученика. Созданные учащимися творческие работы вдохновляют их на дальнейшие поиски и успехи. Школьникам нравятся разные типы мастерских: поэтические, интегрированные, творческого письма и другие.
Алгоритм работы «Творческой мастерской» следующий:

В качестве примера использования технологии творческих мастерских предлагаю урок по литературе на тему «Природа словом, музыкой и кистью» (6 класс).
Быстрое развитие техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности учителя: интересно создание видеороликов с участием ребят, что является необычным наглядным материалом к уроку. Использование разнообразного иллюстративного материала, мультимедийных и интерактивных моделей позволяет поднять процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Особый интерес у ребят вызвали уроки: 5 класс- «Герои литературных сказок», «Путешествие в мир сказок Андерсена»;8 класс- «Страницы жизни и творчества А.С. Пушкина»;11 класс- «О времени и о себе» (творчество В.Маяковского); 8 класс-«Лира В.Жуковского»;11 класс- «Синтаксис в БСП», «Поэты Серебряного века».
![]()
![]()
![]()
![]()

Известно, что неоценимую помощь в преподавании литературы оказывает искусство. Считаю, что недостаточно предлагать ученикам рассмотреть художественные полотна и слушать музыкальные произведения. Им надо самим окунуться в процесс творчества, создать творческую «лабораторию», в которой можно было бы испытать разные способы самовыражения. Я имею в виду творческие задания, которые переводят литературные произведения на язык других видов искусства. Например, в рисунках к литературным произведениям ребенок может выразить себя, свое восприятие мира и представление о нем. Иногда мы с учениками создаем целую серию иллюстраций (повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). Последовательное постижение эпизодов позволяет школьнику глубже понять авторский замысел (И.С.Тургенев “Муму»”), рисунки получают черты последовательности, сюжетности, что сближает их с литературным произведением.
Используя на уроках образовательную технологию «Творческая мастерская», я пришла к выводу, что во время работы между учащимися складываются только доброжелательные отношения, присутствует диалог - учитель-ученик, осуществляется соединение трёх компонентов: учения, общения, творчества. В творческой мастерской присутствует смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных – к чужим наблюдениям, от фрагмента – к целому. Мастерская приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.