Использование технологии уровневой дифференциации в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Гармаева Екатерина Санжиевна
Учитель математики
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Закаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»»
e-mail: [email protected]
Аннотация
Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя, имеющего 19-летний стаж работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. В статье описан алгоритм деятельности учителя по организации разноуровневого обучения, основные параметры в соответствии с которыми осуществляется разноуровневая дифференциация, приведены практические рекомендации по реализации этих параметров. Показаны особенности организации деятельности, основные подходы при реализации технологии, требования к организации образовательного процесса, позволяющие решать учебно–развивающие задачи при обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: обучающиеся, школа, коррекция, дифференциация обучения, успешность обучения, социализация, индивидуальный подход.
Содержание
Введение. Дифференциация обучения.
Классификационные параметры технологии дифференцированного обучения.
Технологии уровневой дифференциации.
Применение технологии на уроках.
Заключение.
Введение. Дифференциация обучения.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это:
создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
Методику дифференцированной работы на уроке описывает В.В. Куприянович в своей статье «Изучение способностей направляет дифференциацию». На первых порах трудно всем: учителю, ученикам. Но впоследствии эти трудности исчезают, а умение класса организовываться для многоплановой работы на уроке окупает все издержки. Начинается поэтапное дифференцирование.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».
Классификационные параметры технологии дифференцированного обучения
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По концепции усвоения: приспосабливающаяся.
По ориентации на личностные структуры: информационная.
По характеру содержания: обучающая, общеобразовательная, проникающая.
По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: все виды.
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации: Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Технологии уровневой дифференциации.
Под уровнем вообще, подразумевают степень величины, развития, значимости чего-нибудь, в данном случае это степень возможностей ребенка. Дифференциация
- это разбиение целого на части, формы. То есть, уровневая дифференциация - это разбиение огромного организма образования на различные ступени, доступные для обучающихся с разным уровнем развития индивидуальных особенностей. В данном случае - это совокупность организационных решений педагога, охватывающих определенную часть учебного процесса.
В связи с потребностями ФГОС УО (ИН), данная технология является приоритетной. Дифференциация дает возможность каждому ученику, овладевшему некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, обеспечивающей возможность адаптации к постоянно меняющимся жизненным условиям.
Опираясь на опыт коллег, я в своей работе использую технологии уровневой дифференциации.
Цель использования технологии уровневой дифференциации:
Индивидуализация обучения на основе создания оптимальных условий для выявления задатков, интересов и способностей каждого ученика.
Обучение всех учащихся на уровне их собственных возможностей и способностей. 3.Обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки.
4.Создание условий для развития «слабого» учащегося.
Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности:
Входная диагностика (определение критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работы).
Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
Выбор форм и приемов дифференциации. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Для достижения результатов необходимо правильно организовать работу с учащимися на всех этапах урока.
Подбор готовых и разработка своих разноуровневых заданий с учѐтом индивидуальных особенностей учеников;
--использование таких заданий при повторении материала; при контроле усвоения знаний;
- осуществление индивидуального подхода;
-формирование групп 1) по уровню умственного развития;2) по типу мышления; 3) в зависимости от поставленной задачи.
-подбор посильных заданий;
-внеурочные дополнительные занятия со «слабоуспевающими»;
-тщательная разработка методики введения нового материала (несмотря на равенство условий, новые знания усваиваются по-разному)
-помощь учащимся в выборе «своего» уровня заданий, что способствует формированию адекватной самооценки.
Результат использования образовательной технологии:
Повышения мотивации учебной деятельности, формирование позитивного отношения к уроку.
Динамическое преодоление учебной пассивности ребѐнка.
Уменьшение нагрузки на детей, не владеющих высоким уровнем подготовки.
Получение каждым учеником необходимого содержания обучения.
Перенос акцента с коллектива учащихся на личность.
Сущность уровневой дифференциации состоит в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники усваивают материал на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных результатов. Благодаря этому у учителя увеличивается возможность работы со способными учениками, отпадает необходимость разгружать программы, снижать уровень требований к оценке, спрашивать всех и все, заставлять бессмысленно зубрить. А у учеников появляется возможность «учиться радостно», т.к. они получают возможность и право выбирать объем, глубину изучаемого материала, уровень его усвоения, сообразно своим способностям, интересам, возможностям.
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
Применение технологии на уроках.
В новых условиях образования технология уровневой дифференциации применяется на различных уроках. В своей работе применяю еѐ на уроках математики.
Рассмотрим применение технологии уровневой дифференциации на уроках математики:
Входная диагностика.
Определяются критерии, на основе которых выделяются типологические группы учащихся для дифференцированной работы с ними. При этом учитываются индивидуальные особенности учащихся (физические, психологические, личностные, в том числе особенности мыслительной деятельности), опираясь на совместную работу с классными руководителями.
Основные критерии:
Организация рабочего места.
Умение работать устно.
Умение самостоятельно планировать предстоящую работу.
Навык при выполнения самостоятельных работ).
Качество выполненной работы.
Самоанализ выполненной работы.
Критерии выбираются в зависимости от изучаемых разделов. Для определения результатов применяю следующие формы:
Проведение контрольных срезов и самостоятельных работ по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью определения фактического уровня знаний учащихся, их навыков в практической деятельности, выявления факторов, влияющих на качество знаний, планирование и проведение коррекционных мероприятий по повышению уровня обучаемости.
По результатам диагностического тестирования составляется индивидуальная карта учѐта сформированности учебных умений и навыков, в данном случае, по работе с учебным материалом на каждого ученика, который помогает распределить учащихся по группам и организовать учебную деятельность с учетом выявленных особенностей.
Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
На основе полученных данных выделяются группы учащихся, отличающихся:
Различным уровнем усвоения материала раздела;
Уровнем работоспособности;
Особенностями восприятия, памяти, мышления.
группа: 1 уровень обучаемости (наиболее высокий)
Небольшую группу составляют ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения.
Все задания они выполнят, как правило, с достаточной долей самостоятельности, не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, могут использовать имеющийся опыт при выполнении нового задания.
Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении ими учебного материала. Этим ученикам доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения они успешнее других применяют на практике.
При выполнении относительно сложных заданий учащиеся нуждаются в незначительной активизирующей помощи.
Они без особых затруднений могут окончить специальную школу, а в дальнейшем повысить свое общее образование и профессиональную подготовку, успешно адаптироваться в обществе.
группа: 2 уровень обучаемости (средний, базовый)
Учащихся тоже достаточно успешно обучаются в классе, хотя испытывают некоторые трудности. Они, в основном, понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщение не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей
При переносе знаний в новые условия испытывают затруднения:
снижение темпа работы
допуск ошибок.
Объяснение своих действий у этих учеников недостаточно точные, нуждаются в развёрнутом плане с небольшой степенью обобщённости.
группа: 3 уровень обучаемости (низкий)
Учащихся с трудом усваивают учебный материал. Они нуждаются в разнообразных видах помощи, чаще в их сочетании (словесной, наглядной, предметно-практической).
Успешность усвоения ими знаний во многом зависит от характера сообщаемого материала, в частности от того, насколько он близок их жизненному опыту.
Эти ученики отличаются недостаточно осознанным восприятием новых фактов, правил, теоретических сведений. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении.
Учащихся отличает низкая самостоятельность, медленный темп усвоения материала и выполнения практических заданий
Несмотря на трудности, они, в основном, не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания. Однако несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся делать обобщения, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и адекватно применять в соответствии с поставленной задачей.
В процессе обучения эти школьники в некоторой мере преодолевают инертность мыслительных процессов. Значительная помощь бывает, нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью.
Их деятельность нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале, поле чего могут более уверенно выполнять задание, а по окончании дать словесный ответ.
Всё это говорит хотя и о затруднённом, но в некоторой мере осознанном усвоении нового материала или выполнении нового задания.
Практическая реализация параметров, по которым осуществляется разноуровневая дифференциация:
Для 1 группы
Развивать устойчивый интерес к предмету.
Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности, навыки обобщения и переноса знаний.
Раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность. 5.Создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Для 2 группы
Развивать устойчивый интерес к предмету.
Закрепить, повторить и систематизировать имеющиеся знания и способы действия.
Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
Сформировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
Для 3 группы
Пробудить интерес к предмету путём подбора заданий, позволяющих работать в соответствии с индивидуальными способностями ученика.
Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
Преодолеть единообразие, перенос акцента с коллектива учащихся на личность.
Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. 5.Создать условий для развития познавательной активности.
Оценка знаний учащихся с ОВЗ.
Опыт показывает, что и оценивать знания и умения целесообразно на тех же уровнях:
3 уровень – понял, запомнил, воспроизвёл.
2 уровень – овладел знаниями на 3 уровне, применил их по образцу и в изменённых условиях, где можно узнать образец.
1 уровень – овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить их в незнакомую ситуацию без предъявления способов деятельности.
Оценка развития:
Предполагается в процессе дифференцированного обучения оценивать не только достигнутые результаты, но и усилия ученика. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата.
Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки.
Если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его возможностями.
Особенности методики.
Основа мотивации учебной деятельности – познавательный интерес. Технология предполагает сочетать в методике рациональное и эмоциональное, систему специальных коррекционных методов педагогического воздействия, игровые приёмы и формы работы, занимательный материал, материал практического содержания и прикладного характера, активные методы обучения.
Создание условий для познавательной активности достигается следующими путями:
Ход познания – «от ученика».
Преобразующий характер деятельности учащихся: побудить к мыслительным действиям.
Гибкая структура: цели и средства организации урока конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.
Создание педагогических ситуаций успеха и общения на уроке: позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создаёт обстановку для самовыражения ребёнка.
Подача программного материала каждого класса даётся в сравнительно небольшом объёме.
Особенностью расположения материала является «забегание» вперёд, наличие подготовительных упражнений, которые исподволь подводят учащихся к формированию того или иного понятия.
В процессе обучения учитель опирается на приёмы сравнения, сопоставления и противопоставления Это позволяет выяснить сходство и различие в понятиях, действиях, задачах, вскрывает существенные и несущественные признаки.
Наряду с изучением нового материала предусматривается постоянное закрепление и повторение изученного.
Широкое использование наглядности и дидактического материала.
Формирование практических умений и навыков.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, который необходимо правильно отобрать и объяснить, помочь усвоить и применить на практике с большей или меньшей степенью самостоятельности.
Заключение.
С каждым годом у многих учащихся с интеллектуальными нарушениями все больше и больше трудностей в обучении, с их клубком проблем в воспитании и социализации. Низкий уровень развития познавательных процессов, отсутствие смысложизненных ориентаций, отсутствие стремления и желания расширить свой кругозор, недостаточная познавательная активность вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться в работе с такими детьми. Часто от школьников учителя слышат одну и ту же фразу: «Я не понимаю». Да и результаты диагностики показывают, что у учащихся недостаточно сформированы умения и навыки. Поэтому главными ориентирами в работе учителя должно стать создание адекватных педагогических условий для успешности индивидуализированной педагогической помощи. Поэтому технология дифференцированного обучения, основанная на принципах человеческих приоритетов, природосообразности, гуманизации нашла такое широкое применение в учебном процессе.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает любому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Создание адекватных педагогических условий, личностноориентированный подход, как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи, который включает в себя: организацию успеха в учѐбе опору на положительные качества ребѐнка внушение уверенности в себе удовлетворение потребности в самореализации нейтрализацию факторов школьного стресса.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии дифференцированного обучения на основе обязательных результатов помогает формировать и развивать у учащихся
самостоятельность,
коммуникативность,
мобильность,
умение адаптироваться к сложившейся ситуации,
ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Самое главное – самореализоваться и быть успешным в учебной деятельности.
Список литературы:
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий «Просвещение» 2006 г.
Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. М.:
Школа-Пресс, 1994 г.
https://infourok.ru/metodicheskaya_razrabotka_na_temu_urovnevaya_differenciaciya- 180894.htm