СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики»

Использование технологии уровневой дифференциации в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями.




Гармаева Екатерина Санжиевна

Учитель математики

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Закаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»»

e-mail: [email protected]




Аннотация



Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя, имеющего 19-летний стаж работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. В статье описан алгоритм деятельности учителя по организации разноуровневого обучения, основные параметры в соответствии с которыми осуществляется разноуровневая дифференциация, приведены практические рекомендации по реализации этих параметров. Показаны особенности организации деятельности, основные подходы при реализации технологии, требования к организации образовательного процесса, позволяющие решать учебно–развивающие задачи при обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: обучающиеся, школа, коррекция, дифференциация обучения, успешность обучения, социализация, индивидуальный подход.

Содержание
  1. Введение. Дифференциация обучения.

  2. Классификационные параметры технологии дифференцированного обучения.

  3. Технологии уровневой дифференциации.

  4. Применение технологии на уроках.

  5. Заключение.


Введение. Дифференциация обучения.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это:

  1. создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

  1. комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Методику дифференцированной работы на уроке описывает В.В. Куприянович в своей статье «Изучение способностей направляет дифференциацию». На первых порах трудно всем: учителю, ученикам. Но впоследствии эти трудности исчезают, а умение класса организовываться для многоплановой работы на уроке окупает все издержки. Начинается поэтапное дифференцирование.

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Классификационные параметры технологии дифференцированного обучения По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: информационная.

По характеру содержания: обучающая, общеобразовательная, проникающая.

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: все виды.

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации: Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Технологии уровневой дифференциации.


Под уровнем вообще, подразумевают степень величины, развития, значимости чего-нибудь, в данном случае это степень возможностей ребенка. Дифференциация

- это разбиение целого на части, формы. То есть, уровневая дифференциация - это разбиение огромного организма образования на различные ступени, доступные для обучающихся с разным уровнем развития индивидуальных особенностей. В данном случае - это совокупность организационных решений педагога, охватывающих определенную часть учебного процесса.

В связи с потребностями ФГОС УО (ИН), данная технология является приоритетной. Дифференциация дает возможность каждому ученику, овладевшему некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, обеспечивающей возможность адаптации к постоянно меняющимся жизненным условиям.

Опираясь на опыт коллег, я в своей работе использую технологии уровневой дифференциации.

Цель использования технологии уровневой дифференциации:
  1. Индивидуализация обучения на основе создания оптимальных условий для выявления задатков, интересов и способностей каждого ученика.

  2. Обучение всех учащихся на уровне их собственных возможностей и способностей. 3.Обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки.

4.Создание условий для развития «слабого» учащегося.

Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности:
  1. Входная диагностика (определение критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работы).

  2. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.

  3. Выбор форм и приемов дифференциации. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.

  4. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Для достижения результатов необходимо правильно организовать работу с учащимися на всех этапах урока.

Подбор готовых и разработка своих разноуровневых заданий с учѐтом индивидуальных особенностей учеников;

--использование таких заданий при повторении материала; при контроле усвоения знаний;

- осуществление индивидуального подхода;

-формирование групп 1) по уровню умственного развития;2) по типу мышления; 3) в зависимости от поставленной задачи.

-подбор посильных заданий;

-внеурочные дополнительные занятия со «слабоуспевающими»;

-тщательная разработка методики введения нового материала (несмотря на равенство условий, новые знания усваиваются по-разному)

-помощь учащимся в выборе «своего» уровня заданий, что способствует формированию адекватной самооценки.

Результат использования образовательной технологии:
  1. Повышения мотивации учебной деятельности, формирование позитивного отношения к уроку.

  2. Динамическое преодоление учебной пассивности ребѐнка.

  3. Уменьшение нагрузки на детей, не владеющих высоким уровнем подготовки.

  4. Получение каждым учеником необходимого содержания обучения.

  5. Перенос акцента с коллектива учащихся на личность.


Сущность уровневой дифференциации состоит в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники усваивают материал на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных результатов. Благодаря этому у учителя увеличивается возможность работы со способными учениками, отпадает необходимость разгружать программы, снижать уровень требований к оценке, спрашивать всех и все, заставлять бессмысленно зубрить. А у учеников появляется возможность «учиться радостно», т.к. они получают возможность и право выбирать объем, глубину изучаемого материала, уровень его усвоения, сообразно своим способностям, интересам, возможностям.

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Применение технологии на уроках.

В новых условиях образования технология уровневой дифференциации применяется на различных уроках. В своей работе применяю еѐ на уроках математики.

Рассмотрим применение технологии уровневой дифференциации на уроках математики:

Входная диагностика.

Определяются критерии, на основе которых выделяются типологические группы учащихся для дифференцированной работы с ними. При этом учитываются индивидуальные особенности учащихся (физические, психологические, личностные, в том числе особенности мыслительной деятельности), опираясь на совместную работу с классными руководителями.

Основные критерии:
  1. Организация рабочего места.

  2. Умение работать устно.

  3. Умение самостоятельно планировать предстоящую работу.

  4. Навык при выполнения самостоятельных работ).

  5. Качество выполненной работы.

  6. Самоанализ выполненной работы.

Критерии выбираются в зависимости от изучаемых разделов. Для определения результатов применяю следующие формы:

Проведение контрольных срезов и самостоятельных работ по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью определения фактического уровня знаний учащихся, их навыков в практической деятельности, выявления факторов, влияющих на качество знаний, планирование и проведение коррекционных мероприятий по повышению уровня обучаемости.

По результатам диагностического тестирования составляется индивидуальная карта учѐта сформированности учебных умений и навыков, в данном случае, по работе с учебным материалом на каждого ученика, который помогает распределить учащихся по группам и организовать учебную деятельность с учетом выявленных особенностей.

Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.

На основе полученных данных выделяются группы учащихся, отличающихся:

  1. Различным уровнем усвоения материала раздела;

  2. Уровнем работоспособности;

  3. Особенностями восприятия, памяти, мышления.

  1. группа: 1 уровень обучаемости (наиболее высокий)

Небольшую группу составляют ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения.

Все задания они выполнят, как правило, с достаточной долей самостоятельности, не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, могут использовать имеющийся опыт при выполнении нового задания.

Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении ими учебного материала. Этим ученикам доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения они успешнее других применяют на практике.

При выполнении относительно сложных заданий учащиеся нуждаются в незначительной активизирующей помощи.

Они без особых затруднений могут окончить специальную школу, а в дальнейшем повысить свое общее образование и профессиональную подготовку, успешно адаптироваться в обществе.

  1. группа: 2 уровень обучаемости (средний, базовый)

Учащихся тоже достаточно успешно обучаются в классе, хотя испытывают некоторые трудности. Они, в основном, понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщение не в состоянии.

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей

При переносе знаний в новые условия испытывают затруднения:

  • снижение темпа работы

  • допуск ошибок.

Объяснение своих действий у этих учеников недостаточно точные, нуждаются в развёрнутом плане с небольшой степенью обобщённости.

  1. группа: 3 уровень обучаемости (низкий)

Учащихся с трудом усваивают учебный материал. Они нуждаются в разнообразных видах помощи, чаще в их сочетании (словесной, наглядной, предметно-практической).

Успешность усвоения ими знаний во многом зависит от характера сообщаемого материала, в частности от того, насколько он близок их жизненному опыту.

Эти ученики отличаются недостаточно осознанным восприятием новых фактов, правил, теоретических сведений. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении.

Учащихся отличает низкая самостоятельность, медленный темп усвоения материала и выполнения практических заданий

Несмотря на трудности, они, в основном, не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания. Однако несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся делать обобщения, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и адекватно применять в соответствии с поставленной задачей.

В процессе обучения эти школьники в некоторой мере преодолевают инертность мыслительных процессов. Значительная помощь бывает, нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью.

Их деятельность нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале, поле чего могут более уверенно выполнять задание, а по окончании дать словесный ответ.

Всё это говорит хотя и о затруднённом, но в некоторой мере осознанном усвоении нового материала или выполнении нового задания.

Практическая реализация параметров, по которым осуществляется разноуровневая дифференциация:

Для 1 группы

  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

  2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности, навыки обобщения и переноса знаний.

  3. Раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

  4. Преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность. 5.Создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Для 2 группы

  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

  2. Закрепить, повторить и систематизировать имеющиеся знания и способы действия.

  3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

  4. Сформировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

  5. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

Для 3 группы

  1. Пробудить интерес к предмету путём подбора заданий, позволяющих работать в соответствии с индивидуальными способностями ученика.

  2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

  3. Преодолеть единообразие, перенос акцента с коллектива учащихся на личность.

  4. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. 5.Создать условий для развития познавательной активности.


Оценка знаний учащихся с ОВЗ.


Опыт показывает, что и оценивать знания и умения целесообразно на тех же уровнях:

3 уровень – понял, запомнил, воспроизвёл.

2 уровень – овладел знаниями на 3 уровне, применил их по образцу и в изменённых условиях, где можно узнать образец.

1 уровень – овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить их в незнакомую ситуацию без предъявления способов деятельности.

Оценка развития:

Предполагается в процессе дифференцированного обучения оценивать не только достигнутые результаты, но и усилия ученика. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата.

Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки.

Если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его возможностями.

Особенности методики.


  1. Основа мотивации учебной деятельности – познавательный интерес. Технология предполагает сочетать в методике рациональное и эмоциональное, систему специальных коррекционных методов педагогического воздействия, игровые приёмы и формы работы, занимательный материал, материал практического содержания и прикладного характера, активные методы обучения.

Создание условий для познавательной активности достигается следующими путями:

    • Ход познания – «от ученика».

    • Преобразующий характер деятельности учащихся: побудить к мыслительным действиям.

    • Гибкая структура: цели и средства организации урока конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

    • Создание педагогических ситуаций успеха и общения на уроке: позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создаёт обстановку для самовыражения ребёнка.

  1. Подача программного материала каждого класса даётся в сравнительно небольшом объёме.

  2. Особенностью расположения материала является «забегание» вперёд, наличие подготовительных упражнений, которые исподволь подводят учащихся к формированию того или иного понятия.

  3. В процессе обучения учитель опирается на приёмы сравнения, сопоставления и противопоставления Это позволяет выяснить сходство и различие в понятиях, действиях, задачах, вскрывает существенные и несущественные признаки.

  4. Наряду с изучением нового материала предусматривается постоянное закрепление и повторение изученного.

  5. Широкое использование наглядности и дидактического материала.

  6. Формирование практических умений и навыков.

  7. Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, который необходимо правильно отобрать и объяснить, помочь усвоить и применить на практике с большей или меньшей степенью самостоятельности.


Заключение.

С каждым годом у многих учащихся с интеллектуальными нарушениями все больше и больше трудностей в обучении, с их клубком проблем в воспитании и социализации. Низкий уровень развития познавательных процессов, отсутствие смысложизненных ориентаций, отсутствие стремления и желания расширить свой кругозор, недостаточная познавательная активность вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться в работе с такими детьми. Часто от школьников учителя слышат одну и ту же фразу: «Я не понимаю». Да и результаты диагностики показывают, что у учащихся недостаточно сформированы умения и навыки. Поэтому главными ориентирами в работе учителя должно стать создание адекватных педагогических условий для успешности индивидуализированной педагогической помощи. Поэтому технология дифференцированного обучения, основанная на принципах человеческих приоритетов, природосообразности, гуманизации нашла такое широкое применение в учебном процессе.

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает любому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Создание адекватных педагогических условий, личностноориентированный подход, как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи, который включает в себя: организацию успеха в учѐбе опору на положительные качества ребѐнка внушение уверенности в себе удовлетворение потребности в самореализации нейтрализацию факторов школьного стресса.

Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии дифференцированного обучения на основе обязательных результатов помогает формировать и развивать у учащихся

    • самостоятельность,

    • коммуникативность,

    • мобильность,

    • умение адаптироваться к сложившейся ситуации,

    • ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Самое главное – самореализоваться и быть успешным в учебной деятельности.


Список литературы:
  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий «Просвещение» 2006 г.

  2. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. М.:

Школа-Пресс, 1994 г.

  1. https://infourok.ru/metodicheskaya_razrabotka_na_temu_urovnevaya_differenciaciya- 180894.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!