Использование текстов на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
В связи с введением устной части экзамена (устного собеседования) по русскому языку в 9-х классах проблема использования текстов на уроках русского языка в настоящее время становится очень актуальной.
Исходя из задач преподавания предмета, необходимости развития устной и письменной речи, можно сделать вывод, что необходима ориентированность на текст, поскольку перспективность коммуникативно-деятельностного подхода к обучению языку не вызывает сомнения.
В государственный стандарт введено понятие «коммуникативная компетенция». Что стоит за этим понятием и что оно обозначает? Обратимся к словарю иностранных слов:
Компетенция-круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Мы говорим «компетентный» о человеке, хорошо осведомлённом в какой-либо области. Применительно к языку компетенция означает «осведомлённость, совокупность знаний» (если речь идёт о знании языка) и «способность» (если речь идёт о практическом владении языком).
В самом общем смысле коммуникативная компетенция-это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Конечно, у носителей языка к моменту прихода в школу определённая коммуникативная компетенция уже сформирована. Но на каком уровне? Ребёнок усваивает родной язык неосознанно, ненамеренно, его лексический запас ограничен, речь, как правило, маловыразительна и скудна.
В процессе обучения, осознавая фонетическую, лексическую, грамматическую структуру языка, усваивая правила построения речи, он овладевает её высшими свойствами: логичностью, точностью, выразительностью, уместностью, учится строить своё высказывание соответственно ситуации и условиям общения. Овладение языком как средством общения включает и способность создавать тексты.
Поскольку основной единицей общения является текст (мы говорим не словами и даже не предложениями, а текстами), то именно текст (а не предложение) выступает в качестве высшей единицы обучения. Таким образом, текстоцентрический подход неразрывно связан с коммуникативно-деятельностным подходом в обучении языку.
Текст при таком подходе рассматривается как продукт речевого общения, характеристики его определяются ситуацией общения. Текст содержит информацию об общих сферах и конкретных ситуациях общения, о его цели, предмете, теме. Ни одна единица обучения, кроме текста, такой информации не несёт. Следовательно, коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на уровне текста, когда основное внимание уделяется самому тексту, его свойствам, характеристикам и структуре.
Текст становится центральным компонентом структуры урока, через него реализуются все цели обучения, весь материал урока организуется вокруг текста, работает на него. В тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Особенно ярко это проявляется в художественных текстах. Через текст ученик усваивает новые знания и ценности, духовную культуру народов, нравственные и эстетические позиции.
Таким образом, в учебном процессе текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля.
Характер текста (по типу, стилю, жанру) во многом определяет содержание работы на уроке. С позиции сознательно-коммуникативного метода обучения нужно рассматривать стихотворный текст, стимулирующий при реализации самых различных методических целей успешное усвоение учащимися всех языковых уровней и стилей.
Учебный процесс подготовки учащихся к созданию собственных текстов позволяет повысить их грамматическую осведомлённость путём приёма «развёртывания предложения в текст», рассмотреть сущностные характеристики грамматических явлений, повысить грамотность учащихся. Текст, порождаемый школьниками, является отражением детской речи как коммуникативной системы.
Итак, самым продуктивным подходом является изучение функциональных свойств языковых единиц в тексте: «снизу» от единицы языка к тексту или «сверху» от текста к единицам языка и их взаимосвязям.
Очень важен отбор текстов. В первую очередь ставка должна делаться на высокохудожественные произведения известных русских писателей и поэтов. Отрывки из этих произведений должны быть насыщены орфограммами и пунктограммами, ориентированы на возрастные особенности учащихся, должны способствовать обогащению словарного запаса, должны быть разными по стилям и темам. Эти требования необходимо предъявлять ко всем используемым на уроках текстам. В основе такого подхода к отбору текстов-желание сформировать положительную мотивацию к русскому языку как учебному предмету, что позволяет сделать его курс более интересным.
Например, на одном из первых уроков в новом для учителя 5-6 классе даётся текст-модель, который записывается в тетрадь и анализируется:
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей-сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г. Паустовский).
Текст даёт возможность создать большое количество моделей. Он привлекает обилием имён существительных, отчётливой перечислительной интонацией, прекрасной звукописью. Значит, постепенно выученный и несколько раз повторенный текст можно использовать в разных направлениях, учитывая, что его уже знают все ученики.
Ученики должны много знать наизусть. Выученные тексты предоставляют богатый материал для повторения различных грамматических тем, дают возможность всем школьникам чувствовать себя на уроке участниками общего дела. Эти тексты, записанные в начале урока, могут быть своеобразным эпиграфом к нему, определяющим основной эмоциональный настрой урока. Такая каждодневная работа с текстовым материалом приводит к созданию «твёрдых зрительных образов», о которых в своё время говорил академик Л.В. Щерба.
Таким образом, необходимо использовать тексты на уроках русского языка и предпочтение отдавать художественным текстам, так как русский язык является первоэлементом художественной литературы. Художественное произведение –диалог с читателем, а чтение-это общение с писателем, с героями произведения. Восприятие художественного текста как процесс творческий находится в зависимости от «нравственно-интеллектуальных усилий» читателя, от его читательского искусства, умения вступать в диалог, в процесс общения с текстом.
Обращение на уроках русского языка к «безукоризненным образцам», какими являются отрывки из произведений художественной литературы,- одно из средств создания развивающей личность речевой среды.
Каждый художественный текст как явление искусства индивидуален, неповторим и требует внимательного, вдумчивого, бережного отношения, когда мы опираемся не только на знания, логику, ум, память, но откликаемся всем миром наших чувств, души, сердца, делаем «нравственно-интеллектуальные усилия».
Анализ художественного текста даёт возможность обеспечить на уроке взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности: чтению, слушанию, говорению и письму.
Конечно, тексты на уроках русского языка используются и в качестве материала для диктантов, являющихся одним из видов традиционных контрольных письменных работ. Тексты должны быть краткими, законченными, включать орфограммы и пунктограммы.
Необходим текст и на уроках развития речи (изложение, сочинение, творческий диктант). Творческий диктант-собирательное название разнообразных упражнений творческого характера. Он используется, как правило, и с целью обучения орфографии, и с целью развития речевых навыков учащихся. Творческий диктант имеет много общего с изложением по опорным словам, со свободным диктантом.
Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс. Таким образом, в творческом диктанте заложены большие возможности для развития речи школьников в процессе обучения русскому языку.
Творческий диктант по картине И. Левитана «Март»
Задание: вставьте в текст имена прилагательные в соответствии с изображённым на картине.
«Март»-один из лучших пейзажей художника И. Левитана. … … день. Справа виднеется стена … … дома. Дом освещён … … лучами … солнца, и поэтому он кажется … в тех местах, куда прямо падает … луч.
Возле дома стоят … … берёзки. Их верхушки … узором рисуются на фоне … … неба. Слева темнеют … ели. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают … … … тени.
Ещё много снега. Снег на картине имеет множество … оттенков: около деревьев-… … …, на дороге-… … … . … … пятном выделяется лошадь.
Хочется подышать … … воздухом. Очень искусно использует художник краски. При помощи … … … тонов Левитан сумел передать пробуждение … природы, начало весны.
Текст для диктанта
Не проходит и дня, чтобы на карте не появился отмечающий очередную находку геологов значок. Неутомимые геологи-это проходчики, географы, геодезисты-все, кого именуют почётным старинным словом «изыскатель».
Изыскатели преодолевают непроходимые таёжные дебри и болотистые просторы тундры, работают в сыпучих барханах пустынь. Постепенно испещряются значками их карты лесов, равнин и гор.
За каждым значком на карте стоит отнюдь не лёгкий, а иногда и героический труд. Он сопряжён с далеко не малыми опасностями, ведь геологи-искатели сокровищ. Стоит вспомнить известные рассказы о разведчиках якутских алмазов, чукотских металлов, ненецкого золота.
Итак, важнейшей характеристикой изучения русского языка является ориентированность на текст. Именно в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. Работа с текстом даёт возможность обеспечить на уроке условия для реализации внутрипредметных (межуровневых) и метапредметных (интеграционных) связей.