СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование цифровых лабораторий на уроке биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа предназначена для проведения урока биологии  с использованием цифровых лаборатрий и микроскопа для исследования РН воды и микромира аквариума.

Просмотр содержимого документа
«Использование цифровых лабораторий на уроке биологии»


Моя разработка урока

ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО-ВОДА

Учитель укрепляет на доске плакат со словами: «аквариум», «акватория», акваланг».

Вопрос: Что общего между этими словами? «Понятно ли вам значение этих слов»? Ученик: «Аква» в переводе с латинского языка значит вода.

«Это слово имеет непосредственное отношение к теме нашего урока» ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО-ВОДА


Как алфавит начинается с буквы «А», так жизнь начинается с воды И нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое её не заключало бы. Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено».
Очень долго и много можно говорить об этом уникальном и загадочном веществе.

Давайте, хотя бы вспомним, что представляет собой химическая формула воды-(H20).

А по строению молекулы , к какому классу неорганических веществ можно её отнести ?( Это и Оксид, и кислота и основание). Разве есть ещё вещества с подобными признаками? Свойства воды идут в разрез не только с химическими , но и физическими свойствами. Здесь уместно вспомнить и про термические свойства воды и её поверхностное натяжение и т.д. Аномальные свойства воды еще раз подтверждают общеизвестное высказывание — удивительное рядом с нами.

Ни для кого не является секретом то, что очень велика роль воды как растворителя и как среды обитания для жизни многим организмам.

Итак, сейчас каждой группе предлагается провести небольшие исследования в результате которых вы узнаете о возможно новых свойствах воды и её значении, пополнить свои знания и возьмете их на вооружение для применения в жизни.





Инструкция к Такая разная вода

Значение растений в жизни человека не только эстетическое. Растения являются основными источниками пищи человека и многих животных. Они приносят кислород, очищают воздух, что приводит к увеличению концентрации и производительности труда. Таким образом, чтобы пожинать плоды, мы должны научиться сначала, как поливать эту зелень. Убийцей номер один растений является плохое качество воды.

Водопроводная вода фильтруется для безопасности человека, однако растения не согласны со многими химическими веществами, используемыми в этом процессе. Некоторые растения более чувствительны, чем другие, например, одни растения , весьма чувствительны к фтору. Кроме того, водопроводная вода может содержать соли для умягчения, которые могут быть вредными для растений. Белая пленка на почве, это признак того, вода имеет слишком много натрия, который плохо усваивается растениями. Наконец, вода, которая имеет неправильный уровень рН может привести к повреждению растений. Некоторые растения не переносят хлорированной водопроводной воды, в то время как другие растения имеют трудности с мягкой водой. Использование кипяченой и водопроводной воды значительно влияет на рост растений. Растение обязательно должно поглощать воду. Иначе, рано или поздно, жизнь его прервется Знание о природе воды и её влияние на растения очень актуальны и вашей группе предлагается исследовать рн воды из разных источников. В открытом грунте, когда мы высаживаем рассаду на постоянное место влияние воды уже не так очевидно, поскольку грунты промываются талыми водами, дождями. Органика, которой в огородных грунтах всегда много тоже связывает лишние соли, да и растения становятся взрослее и способны переносить большую концентрацию солей.

Но, например в поликарбонатных теплицах, которые не раскрываются на зиму, засоленность грунтов не редкость и влияние воды возвращается.



Влияние качества воды на рост рассады

4 апреля 2021

871 прочитал

При выращивании рассады огородники часто не обращают внимания на воду, которую используют.

А зря, иногда вода очень сильно может повлиять на ее рост.

Почему? Все дело в степени солености воды, а именно содержание в ней разных солей. Для растений особенно вредны соли натрия и хлора, которые часто встречаются в водопроводной воде, и даже переизбыток вроде бы полезных солей ведет к угнетению растений.

Рассада как молодое растение очень восприимчива к любым негативным факторам, в том числе и к концентрации солей в почвенном растворе.

Обычно концентрацию солей измеряют по электропроводности кондуктометрами.

Так вод хорошей водой считается вода с показаниями кондуктометра до 0,7 мСм/см, а вода доходящая до 1,5-2 мСм/см будет сильно угнетать рассаду.

Особенно чувствительны к солености воды такие культуры, как огурец, перец, лук на рассаду.

Иногда все происходит следующим образом, мы хотим подкормить нашу рассаду, разводим удобрение и вроде бы соблюдаем рекомендованные нормы, но если наша вода уже изначально была соленой, да мы еще добавили в нее солей, а все водорастворимые удобрения и есть соли разных элементов, то концентрация поливного раствора может сильно превышать допустимые значения, а для рассады это от 1,4 мСм/см в начале роста до 2,5 мСм/см к концу.

Представьте если вода была уже 1,5 мСм/см то добавив в нее еще солей легко превысить концентрацию в двое.

А золотое правило гласит, что лучше недокормить, чем перекормить, т. к. исправить угнетение от переизбытка солей будет не так-то просто.
Но интересно еще и то, что огородники угнетение от переизбытка солей часто принимают за недостачу, думая, что растению чего-то не хватает и поступают с точностью наоборот, не промывают рассаду чистой водой, а подкармливают еще больше, приводя ее порой к гибели.

Если у Вас нет кондуктометра, чтобы проверить свою воду, то я бы порекомендовал использовать талую или дождевую, ее показатели солености близки к дистиллированной воде.

Дождевая вода мягкая, она имеет слабокислую реакцию, она обогащена кислородом (приблизительно в 10 раз больше по отношению к колодезной воде). Во все времена она считалась лучшей для полива и других технических нужд, которые возникают в условиях индивидуального дома. Но в настоящее время в дождевой воде могут содержаться примеси отходов химической промышленности, продукты сгорания твердого или жидкого топлива. Эти продукты находятся в атмосфере и оседают на крышах зданий, с которых происходит сбор дождевой воды. Особенно опасны примеси цемента и извести, из-за которых вода становится жесткой и практически полностью теряет свою ценность. Поэтому прежде чем применить дождевую воду, лучше всего сделать ее анализ, особенно в промышленных районах РФ.

Колодезная вода обычно содержит большое количество минеральных веществ. Насыщение колодезной воды минеральными веществами происходит, когда дождевая вода, проникая через грунт, растворяет содержащиеся в почве минералы и после этого попадает в водоносные грунты. Такую воду, прежде чем употреблять на хозяйственные нужды, следует проверить в лаборатории. Это правило в равной степени относится и к родниковой воде.

Речная или озерная вода кроме минеральных загрязнений может содержать промышленные и бытовые отходы, опасные для людей, животных и растений. Поэтому всегда следует соблюдать меры предосторожности и профилактики.



Когда речь идет о жидкости, которую мы употребляем в быту, то для нас очень важна ее чистота. Мы не хотим получить проблемы со здоровьем из-за присутствия в ней вредных химических элементов и бактерий. Но все-таки наибольший вред принесет дистиллированная влага, так как нашему организму для поддержания жизнедеятельности просто необходимо сочетание различных веществ. Давайте вместе с вами разбираться, какой показатель содержания соли в водопроводной воде является нормой, как называется уровень, и как определить количество минералов.

Жесткость воды, методы её определения,

влияние жесткости воды на рост растений

Жесткость – это особые свойства воды, во многом определяющие ее потребительские качества и потому имеющие важное хозяйственное значение.

Для тушения пожаров, полива огорода, уборки улиц и тротуаров жесткость воды не имеет принципиального значения. Но в ряде случаев жесткость воды может создать проблемы. При принятии ванны, мытье посуды, стирке, мытье машины жесткая вода гораздо менее эффективна, чем мягкая.

  • При использовании мягкой воды расходуется в 2 раза меньше моющих средств;

  • Жесткая вода, взаимодействуя с мылом, образует «мыльные шлаки», которые не смываются водой и оставляют малосимпатичные разводы на посуде и поверхности сантехники.

  • Во многих промышленных процессах соли жесткости могут вступить в химическую реакцию, образовав нежелательные промежуточные продукты.

Таким образом, проведя небольшое исследование я поняла что жесткость воды можно узнать доступными и простыми методами даже в домашних условиях. Для этого только нужно старание и трудолюбие.

Подходящая кислотность для выращивания перца – рН 6-6,6 (для рассады и молодых растений – до 6,8), а самая лучшая – рН около 6,4. Если показатель меньше 6, в почву надо добавить известкующие материалы – мел, гашеную известь или известковый туф.

Баклажаны лучше всего растут в слабокислой почве (рН 5, 1-6). Понять, что у вас почва на огороде имеет такую кислотность, можно по растениям, которые развиваются на ней без вашего участия. На слабокислой почве всегда есть ромашки, одуванчики и мать-и-мачеха. Могут также расти и папоротники, сныть или клевер. Если какое-то из этих растений есть на вашем участке – то у вас слабокислая почва, которая идеально подойдет для высадки баклажанов (об особенностях посадки баклажанов читайте тут).

Источник: https://nasotkah.com/ovoshhi/baklajan/virajivanie-baklajan/posadka_bak/pochva.html

Но наибольший урожай можно получить на почве с Ph 6,5 - 7. Если земля будет более кислой, то плоды томатов будут испытывать нехватку кальция и это приведет к заражению вершинной гнили плодов.

Для выращивания петуний подходят слабокислые (рН 5,5–6,5) и нейтральные почвы – смотрите на пакетах с землей, чтобы рН было в пределах от 5,5 до 7,0).



Эксперимент «Микромир в капле воды»




    1. Микроорганизмы, обитающие в пресной аквариумной воде


В любом аквариуме создается своя «экосистема». И каждый аквариум будет отличаться этой экосистемой. Помимо домашних животных, там будут обитать невидимому взгляду микромир. Основными из которых могут быть:

  1. Крыска, или эриталис  личинка некоторых видов мух-журчалок, в частности пчеловидки обыкновенной. Крыска длиной до 20 мм, имеет длинный «хвост», представляющий собой дыхательную трубку (дышит воздухом), в связи с чем и произошло название. 

  2. Мшанки (Bryozoa или Plumatella Абсолютно не опасны и свидетельствуют об отличном качестве воды. Типа пресноводных кораллов. Не путать с гидрами. Отличаются от последних зафиксированным положением и пышным зонтиком. Питаются инфузориями. Отлично чистят воду. Иногда их даже специально разводят. 

  3. Гидры (Hydra) Опасна для мелких рыб из-за щупалец со стрекательными клетками, оставляет ожоги, может охотиться. Хищник. Обычно у гидры 6 шупалец и она медленно передвигается по аквариуму. Цвет от зеленоватого до белого. Охотно поедаются лабиринтовыми рыбами.

  4. Инфузории Сувойки (Vorticella   Большую часть жизни сувойка проводит в прикрепленном к субстрату состоянии. Безвредные сидячие инфузории, имеющее форму колокольчика на длинном стебельке, их тело лишено ресничек. Питаются мелкими взвешенными в воде органическими частицами (например, бактериями, детритом). При бесполом размножении в результате деления образуются снабженные венчиком ресниц свободноплавающие «бродяжки», которые затем образуют стебелёк и прикрепляются к субстрату. 

  5. Инфузория трубач (Stentor)  Крупный красивый вид инфузорий, форме тела напоминает трубу, широко раскрывшуюся на одном конце. При малейшем раздражении, в том числе механическом (например, постукивание карандашом по стеклу, где имеется капля воды с трубачами), тело их резко и очень быстро (в долю секунды) сокращается, принимая почти правильную шарообразную форму. Пищевые объекты у трубача: мелкие простейшие (например, жгутиковых), одноклеточные водоросли и т.п. то есть никакой опасности для обитателей аквариума не представляет. 

  6. Улитковые пиявки ( Glossiphonia complanata)  Клепсины или улитковые пиявки похожи на планарий, но отличаются плоским широким и прозрачным телом желтоватого или оливково-бурого цвета с многочисленными крапинками и желтыми пятнышками и способом передвижения, пиявки сокращаются, а планарии двигаются, как змеи. Так же у пиявки есть присоски, которых нет у планарий. Опасна только для улиток. 

  7. Дафнии (Daphnia Двигаются резкими толчками, что похоже на прыжки блох, отсюда название - водяные блохи. Размер не превышает 5 мм. Питаются одноклеточными водорослями и инфузорией. Являются идеальным средством против цветения (зеленой) воды. Живая дафния так же вкусный корм для рыб.

  8. Циклопы (Сyclopidae Отличаются от дафнии вытянутым телом, хвостом и усами. Это вислоногие рачки, длина до 5 мм. Имеется непарный глазок, который дал им такое название. Питаются простейшими - коловратка, планктонные ракообразные и др. Вкусный корм для рыб. Науплус (личиночная стадия) циклопа поедает простейших, бактерий, детрит и компоненты фитопланктона. Размеры захватываемых частиц лежат в пределах 2-40 мк.

  9. Коловратки (Rotatoria)  На фото вид Euchlanis. Коловратки - пресноводный планктон, беспозвоночные билатеральные организмы, размером от 0,03 до 2 мм, корм для выкармливания молоди большинства видов рыб. Свое название получили благодаря расположенному на переднем конце головы коловращательному аппарату, с помощью которого коловратки передвигаются и захватывают пищу: микроводоросли, бактерии и органический ил. Способствуют очищению воды.

  10. Цианобактерии или сине-зеленые водоросли  отличаются от прочих патогенных микроорганизмов тем, что обладают свойствами бактерий, а также водорослей, хуже подвергаются лечению. Наличие органических и питательных веществ. Встретиться с цианобактериями в аквариуме можно, если не проводить своевременную чистку емкости. Такие действия для аквариума своими руками проводят все опытные аквариумисты.

  11. Круглые черви (нематоды)  большая группа нитевидных червей, которых называют также круглыми червями. Среди них есть как свободно живущие, так и паразитические виды. Непаразитические нематоды - это красно-коричневые черви с несегментированным телом длиной 1-3см. Иногда они заселяют субстрат и биологический фильтр. Их можно занести в аквариум вместе с живыми кормами, и они совершенно безвредны. Если они становятся слишком многочисленными, это свидетельствует о том, что необходимы коррективы в гигиене аквариума и режиме кормления рыб. Эти улучшения - единственное, что необходимо для снижения численности нематод.


    1. Вывод


В любом аквариуме, какие бы условия не создавались, будет обитать множество микроорганизмов. Микроорганизмы могут быть опасными и могут быть довольно полезными. Некоторые могут вызывать болезни, другие могут заменить любые мощные фильтры. И все они обитают при основных условиях, в которых обитают наши домашние любимцы.


Микроорганизмы очень маленькие и невооруженным глазом нельзя увидеть в капле воды ничего. По – этому решили в качестве эксперимента проверить воду из аквариума.

Жители моего аквариума – 2 красноухие черепахи. Наблюдая за водой, мне стало интересно, отчего мутнеет вода и может ли кто – нибудь еще обитать в этой воде кроме моих любимцев?

Таким образом, мы даже не подозреваем, что рядом с нами существует такой разнообразный и интересный мир живых существ, невидимый глазу. Разбираясь в такой теме необходимо рассматривать гигиену наших любимцев, а так же бережно относится к личной гигиене, чтобы сохранить здоровье. А так же надо помнить, что многие виды бактерий, Простейших, грибов и тд. являются неотъемлемой частью нашей жизни. Они могут преподнести множество сюрпризов, которые либо могут быть опасными для здоровья, либо быть помощниками в его защите.









Определение карбонатной жесткости воды.

Оборудование: пробирки, пипетка, хлороводородная кислота (0,05 Н), индикатор метиловый оранжевый, фенолфталеин.

Определение карбонат-ионов.

Ход работы:

Наливаем в пробирку 10 мл анализируемой воды, добавляем 5 капель фенолфталеина.

Вывод: Проба № 1(Bon Aqua) – осадок не выпал, цвет не изменился . Проба № 2 – осадок не выпал, цвет не изменился . Проба № 3 – появилась муть, цвет слаборозовый (желтоватый оттенок). Проба № 4 – выпал осадок, цвет изменился

Определение гидрокарбонат-ионов.

Ход работы:

В пробах воды определяем концентрацию гидрокарбонат-ионов. К пробе добавляем 2 капли метилового оранжевого. При этом проба приобретает желтую окраску. Титруем пробу раствором 0,05 Н соляной кислоты до перехода желтой окраски в розовую. Сосчитать количество капель

Вывод: Во всех пробах для титрования понадобилась одна капля HCl до перехода желтой окраски в розовую.

Общий вывод: Вода во всех пробах содержит небольшое количество гидрокарбонат ионов, и пробы№ 3, №4 содержат карбонат ионы. Временная жесткость воды практически отсутствует, поэтому накипь при кипячении практически не образуется.

«аквариум», «акватория», акваланг».


Инструктивная карточка

Исследовательская работа по теме: «Определение рН воды »

Цель работы: исследовать свойства различных проб воды .

Задачи:* изучить теоретический материал по данной теме; *определить водородный показатель pН разных водных растворов; *выяснить, какая из проб подходит лучше всего для полива рассады, выращиваемой в школьной лаборатории;* сделать выводы по работе Объект исследования: различные пробы воды;

Предмет исследования: водородный показатель рН воды.

Ход работы

1.Изучите предложенную информацию (информационный блок).

2.Используя мультидатчик цифровой лаборатории Releon Lite (Релеон лайт) проведите исследования по замеру рН (пэ аш) различных проб воды, занесите данные в таблицу:


№ пробы

Значение РН

Уровень кислотности воды

Проба № 1

Водопроводная вода



Проба № 2

Дождевая вода



Проба № 3

Дистиллированная вода





3.Решите задачу. В школьной лаборатории выращивают рассадным способом следующие культуры: томаты, баклажаны, перец, петунию. Используя данные, полученные в результате исследования сделайте вывод по поводу использования более «правильной» воды для полива данных культур. Оформите работу для защиты по следующему плану:

1.Нашей группе было предложено провести исследование по теме:_____________________________________________________________

2.Целью работы было:_______________________________________________

3.Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи: ____

4.В результате проведённых исследований мы получили следующий результат:______________________________________________________

5.Изучив теоретический материал мы пришли к следующему выводу, что из трёх предложенных проб ___________________________________________



Информационный блок.

Показатель pH (пэ аш)– один из основных качественных характеристик воды Показатель называется pH, по первым буквам латинских слов potentia hydrogenii — сила водорода, или pondus hydrogenii — вес водорода.

Он отражает кислотно-щелочной баланс и определяет, каким образом будут происходить те или иные биологические и химические процессы в организмах растений, животных и человека.

Подходящая кислотность для выращивания перца – рН 6-6,6 (для рассады и молодых растений – до 6,8), а самая лучшая – рН около 6,4.

Баклажаны лучше всего растут в слабокислой среде (рН 5, 1-6).

Наибольший урожай томатов можно получить, если среда Ph 6,5 - 7. Если земля будет более кислой, то плоды томатов будут испытывать нехватку кальция и это приведет к заражению вершинной гнили плодов.

Для выращивания петуний подходит слабокислая среда (рН 5,5–6,5) или нейтральная (рН-7,0).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!