Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы
Азизова Замира Фермановна
МКОУ «Хучнинская СОШ №1»
«Обращаясь к старому,
стараюсь найти новое…»
Введение.
Изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, влияют и на учебный процесс и в современной школе тоже. Нынешний век – век информационный, и вполне оправдано, что в образовательный процесс прочно вошли компьютерные технологии. Но это вовсе не значит, что традиционная форма преподавания полностью уходит на второй план, триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока.
Выбранная тема на сегодня очень актуальна и состоит в следующем: использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет повысить интерес к обучению и помощь в усвоении учебного материала, а так же комплексное использование информационных технологий с другими учебными предметами.
Что же такое «Цифровые
Образовательные Ресурсы»?
О том что, современное мультимедийное оборудование способно оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало.
Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Основные направления использования электронных образовательных ресурсов на уроках:
- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).
- Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия).
- Тренажёр.
- Контроль за умениями, навыками учащихся.
- Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русской литературы.
Современный урок литературы нельзя сегодня представить без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно – наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала. В рамках программы Power Point можно организовать на уроке литературы развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и посмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими приёмами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
Учить и учиться с интересом в современной школе уже сегодня можно с помощью цифровых образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.
Активное внедрение и использование ЦОР нового поколения в образовательной деятельности в значительной мере повысит качество школьного образовательного процесса; заинтересованность обучающихся, а значит – повышение их успеваемости.
Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс.
- Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.
- Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся
- Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).
- Усиливает наглядность
- Вместо старых таблиц - «культурное» изображение
- Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.
- Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.
- Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты.
Рассмотрим применение ЦОР на различных этапах урока:
ЦОР для актуализации знаний
- Электронные тесты
- ЦОР
ЦОР на этапе объяснения нового материала.
В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:
- Электронные учебники;
- Мультимедийные презентации;
- Учебные видеофильмы.
ЦОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков.
- Проектная деятельность
- Программы тренажёры.
- Для аттестации учащихся используется, как традиционная форма, так и компьютерный вариант (с использованием подготовленных при помощи системы ЦОР контрольных работ и тестов).
ЦОР для подготовки домашнего задания
- Творческие задания
- Рефераты, доклады
- Презентации
- Самообучение
Нельзя рассматривать ЦОР только как новые образовательные возможности. Они формируют новые умения и навыки. У учеников появилась возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс с применением ЦОР изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, скорей всего происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЦОРов.
Традиционная форма преподнесения учебного материала - один из наиболее экономных способов передачи знаний учащимся. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех этапах обучения. Но нельзя пользоваться этим методом чрезмерно. Необходимо применять и другие методы обучения. Эти слова, в первую очередь, следует отнести к обучению с использованием мультимедиа.
Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны, т.е. бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет никакой ценности.
При использовании мультимедиа-ресурсов надо стремиться к такой организации познавательной деятельности, при которой учащиеся не только приобретают новые знания и умения, но и достигают высокого уровня развития своих познавательных сил. Учащегося необходимо включать в познавательную деятельность, которая направлена на достижение цели, объединяющей учителя и ученика, - на формирование творческой личности.
Перечень ЦОР, используемые мною в образовательном процессе»:
Мне бы хотелось остановиться на нескольких образовательных сайтах, которые используются мною как для закрепления нового материала, так и для промежуточного и итогового контроля по теме. А также материалы сайта иногда включаю в домашнее задание.
www.InternetUrok.ru
https://interneturok.ru/
http://www.yaklass.ru .
С помощью данного сайта
можно создавать
интересные задания,
проверочные работы
и многое другое.
https://www.youtube.com
Активно использую видео-уроки,
объясняющие материал
в непринужденной форме.
https://saharina.ru
ОО Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
https://rustutors.ru/
https://mogu-pisat.ru